Слайд 1
Сержова Надежда Николаевна
Педагогический стаж- 30 лет
Стаж в данном учреждении-13 лет
Образование -высшее
МКС(К)ОУ
«СКОШ VI вида»
Слайд 2
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И НОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТА
Слайд 3Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС ООО Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.
Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598, № 1599
Слайд 4Специфика нарушений пространственно-временных представлений
Развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности. Ее
нарушение и считается одной из главных причин трудностей в формировании пространственных представлений детей с ДЦП.
Слайд 5Специфика нарушений пространственно-временных представлений
1. формирование устной речи;
2. освоение письма;
3. овладение чтением;
4. освоение математических представлений;
5. формирование изобразительных навыков;
6. организация деятельности на уроке.
Слайд 6
Дефицит пространственных представлений может вести к проблемам не только в обучении
,но и в освоении бытовых навыков.
Слайд 7
Уровень сформированности пространственных представлений как у умственно отсталых детей ,
так и у детей с нормой интеллекта находится в прямой зависимости от тяжести двигательных нарушений.
Слайд 8Цель: развивать пространственные представления обучающихся с ДЦП
Задачи:
- Определить уровень сформированности пространственных представлений;
- Определить методы и приёмы для наиболее эффективного развития пространственных представлений у обучающихся и наиболее эффективной организации учебной деятельности.
Слайд 11 Современные образовательные технологии
В своей работе использую современные образовательные технологии.
Это:
- разноуровневое обучение
- здоровьесберегающие технологии;
- интегрированное обучение;
-личностно- ориентированное обучение.
-использование ИКТ;
Слайд 13Для формирования пространственных представлений у детей с ДЦП я использую комплексную
программу, включающую 3 этапа работы:
1. обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве;
2. обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
3. обучение ориентировке на плоскости.
Слайд 14В коррекционной работе я использую все возможные анализаторы :
- двигательный,
-
тактильный,
- зрительный,
- слуховой,
которые будут создавать опору для восприятия пространства.
В качестве таких опор я использую цветные картинки-символы, различные игрушки, стрелки-векторы, карточки- схемы, игры, включающие в себя гимнастические упражнения.
Слайд 15 Важными приемами работы по развитию пространственных представлений являются:
- опора на наглядность ситуации;
- практическая деятельность с конкретными предметами;
- использование в развивающей работе дидактических игр;
- создание игровых ситуаций;
- активное употребление детьми в своей речи предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов
- введение упражнений на различение направления в условиях поворота (сначала реального, затем мысленного) на 90°, 180° в горизонтальной плоскости.
Слайд 17Использованная литература
1. Аббасов М.Г. Развитие практической пространственной ориентировки у ^ учащихся
вспомогательной школы. Автореферат на соиск. учен. степ. кан.пед. наук. М., 1978, 19 с.
2. Абрамович-Летхман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральным параличом. В кн.: Лечебная помощь детям с церебральными параличами. -Л., 1962, с. 109-139.
3. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. МГУ, 1955, 188 с.
4. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961г. -200с.
5. Ф 6. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964, 304 с.
6. Бабенкова Р.Д. Динамика развития основных двигательных функций у учащихся с гиперкинезами.- В кн.: Восьмая научная сессия по дефектологии и пятые всесоюзные педагогические чтения. М., 1979, т.2, с. 475-476.
7. Вересотская К.И. Узнавание предметов и познание их пространственных свойств и отношений. В сб.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1965.
8. Воронова Р.А. Опыт изучения пространственного различения у детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Л., 1954, 17 с.
Слайд 18
9. Галкина О.И. Развитие представлений о пространстве у детей на
уроках рисования в 1-х классе. // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. Сб. ст. под ред. Ананьева Б.Г. М.: «Известия АПН РСФСР», 1956г., вып.86. -223с.
10. Галкина О.И. Начальное обучение и формирование у детей пространственных представлений. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б.Г. Ананьева, А.И. Сорокиной. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, с. 112-128.
11. Дунаева З.М. Развитие пространственных представлений. В кн.: Учебно-воспитательная работа в школе для детей с ЗПР. Сборник научных трудов. - М., 1977, с. 75-82
12.Ибаньес Р. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. Дис. канд., пед. наук. - М., 1991, 165 с.
13. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с ЦП. Специальная школа, 1967. Вып.З, с. 102-106.
14. Ломпшер И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1958г., 14с.
15. Сорокун П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1953г., 16с.
16. Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений.//Восприятие пространства и времени. Ред. Ананьев Б.Г. Л.: «Наука», 1969г. -136с.