Слайд 1Урок – игра
«Знатоки микробиологии»
«Невидимые, они постоянно сопровождают человека, вторгаясь в
его жизнь то как друзья, то как враги»
В. Л. Омельянский
Автор: Бурцева Н.П.
Преподаватель профессиональных дисциплин МОМК №5
Слайд 2Цель:
Обобщить и систематизировать полученные знания по ПМ. 04.01 Проведение лабораторных
микробиологических и иммунологических методов исследования»
по теме «Морфология и физиология микроорганизмов»
Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации его как личности, стремление к достижению цели, победе.
Развивать репродуктивные навыки обучающихся: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Слайд 3Задачи
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих
занятиях по данной теме, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела ПМ.04
провести ролевую игру,
рефлексия (самооценка)
Слайд 4Этапы нашей игры:
Конкурс 1. Представление команд
Конкурс 2. Разминка
Конкурс 3. Определи группу
микроорганизмов по описанию
Конкурс 4. Терминологический
Конкурс 5. Найди ошибку в тексте
Конкурс 6. Объясни рисунок
Конкурс 7. Кроссвордный
Максимальная отметка- 5 баллов
Слайд 7 Конкурс №1 Представление команд
1команда:…капитан………, девиз, эмблема
2 команда:
……., капитан …… девиз, эмблема
3 команда:….. капитан…………. девиз, эмблема
Слайд 8Конкурс № 2 «Разминка»
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к
теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал больше форм.
Слайд 12По форме выделяют следующие основные группы микроорганизмов.
Шаровидные или кокки.
Палочковидные.
Извитые.
Нитевидные.
Слайд 13Кокковидные бактерии (кокки) по характеру взаиморасположения после деления подразделяются на:
1.Микрококки. Клетки
расположены в одиночку. Входят в состав нормальной микрофлоры, находятся во внешней среде. Заболеваний у людей не вызывают.
2.Диплококки. Деление этих микроорганизмов происходит в одной плоскости, образуются пары клеток. Среди диплококков много патогенных микроорганизмов- гонококк, менингококк, пневмококк.
3.Стрептококки. Деление осуществляется в одной плоскости, размножающиеся клетки сохраняют связь (не расходятся), образуя цепочки. Много патогенных микроорганизмов- возбудители ангин, скарлатины, гнойных воспалительных процессов.
Слайд 14
4.Тетракокки. Деление в двух взаимоперпендикулярных плоскостях с образованием тетрад (т.е. по
четыре клетки). Медицинского значения не имеют.
5.Сарцины. Деление в трех взаимоперпендикулярных плоскостях, образуя тюки (пакеты) из 8, 16 и большего количества клеток. Часто обнаруживают в воздухе.
6.Стафилококки (от лат.- гроздь винограда). Делятся беспорядочно в различных плоскостях, образуя скопления, напоминающие грозди винограда. Вызывают многочисленные болезни, прежде всего гнойно- воспалительные.
Слайд 15Палочковидные формы микроорганизмов.
1.Бактерии- палочки, не образующие спор.
2.Бациллы- аэробные спорообразующие микробы. Диаметр
споры обычно не превышает размера (“ширины”) клетки (эндоспоры).
3.Клостридии- анаэробные спорообразующие микробы. Диаметр споры больше поперечника (диаметра) вегетативной клетки, в связи с чем клетка напоминает веретено или теннисную ракетку.
Слайд 16Извитые формы микроорганизмов.
1. Вибрионы и кампилобактерии- имеют один изгиб, могут быть
в форме запятой, короткого завитка.
2. Спириллы- имеют 2- 3 завитка.
3. Спирохеты- имеют различное число завитков, аксостиль- совокупность фибрилл, специфический для различных представителей характер движения и особенности строения (особенно концевых участков). Из большого числа спирохет наибольшее медицинское значение имеют представители трех родов- Borrelia, Treponema, Leptospira.
Слайд 17
Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»
Каждой команде по очереди зачитываются
5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл – 3.
Конкурс 3. Определи группу микроорганизмов по описанию
-Это одноклеточные организмы, размером
от 0,4 до 10 мкм.
-Клетки этих организмов не имеют
оформленного ядра.
-На поверхности некоторых из них имеются
нитевидные образования – жгутики, При
неблагоприятных условиях многие образуют споры.
-Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.
Слайд 18Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
В клетках имеются одно или несколько ядер.
Клетки
этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
Скопление клеток образует тело – «мицелий».
Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».
Слайд 19Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
Они имеют четко выраженное крупное ядро.
Клетки бывают круглые,
овальные, палочковидные без выростов.
В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.
Слайд 20
Разрешите интригу.
Бактерия делится каждую секунду на две. Известно, что если
одну
бактерию посадить в пробирку, то пробирка наполнится
бактериями за 1 минуту. Сколько времени понадобится, чтобы
пробирка наполнилась, если сначала посадить в пробирку
2 бактерии?
Слайд 21Конкурс № 4 «Терминологический»
1-я команда
Раскрыть смысл понятий: прокариоты, автотрофы, сапрофиты,
бациллы, анаэробы, болезнетворные бактерии.
2-я команда
Раскрыть смысл понятий: бактерии, гетеротрофы, паразиты, кокки, факультативные формы, жгутиковые бактерии.
3-я команда
Раскрыть смысл понятий: аэробы, фототрофы, спириллы, вибрионы, не болезнетворные бактерии, споры.
Слайд 22Конкурс №5. Найди ошибку в тексте
Каждой команде раздается текст. После прочтения
текста учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны назвать ошибки, которые по их мнению были допущены в тексте.
Слайд 23Конкурс № 6
Объясни рисунок
Всем командам раздаются по одному рисунку. Учащиеся
должны определить, что на них изображено и рассказать об этом подробнее.
Слайд 25«Объясни рисунок»
1 задание. Автоклав
Стерилизация паром под давлением производят в автоклаве.
Автоклав состоит из двух котлов, вставленных один в другой, кожуха и крышки. Наружный котел называют водопаровой камерой, внутренний — стерилизационной камерой. В водопаровом котле происходит образование пара. Во внутренний котел помещают стерилизуемый материал. В верхней части стерилизационного котла имеются небольшие отверстия, через которые проходит пар из водопаровой камеры. автоклав имеет ряд деталей, регулирующих его работу: манометр, водомерное стекло, предохранительный клапан, выпускной, воздушный и конденсационный краны. Манометр служит для определения давления, создающегося в стерилизованной камере. Нормальное атмосферное давление (760 мм рт. ст.) принимается за нуль, поэтому в неработающем автоклаве стрелка манометра стоит на нуле.
Началом стерилизации считается тот момент, когда стрелка манометра показывает заданное давление.
Слайд 27Задание 2.Изготовление мазков из культур бактерий.
Предметное стекло кладут на стол
около горелки. Пробирку с культурой берут в левую руку и удерживают в наклонном положении большим, указательным и средним пальцами .Материал из культуры берут прокаленной на пламени горелки бактериологической петлей или стерильной пастеровской пипеткой. Петлю или пипетку берут в правую руку, этой же рукой над пламенем горелки открывают пробирку, вынимая ватную пробку и зажимая ее между мизинцем и ладонью. Открытый конец пробирки обжигают на пламени, петлю прожигают еще раз и вводят в пробирку, не касаясь ее краев. Остудив петлю, захватывают ею каплю культуры. Пробирку в этот момент держат чуть в стороне от пламени горелки. Затем закрывают пробирку над огнем ватной пробкой, также проведенной через пламя горелки. Взятый материал наносят на предметное стекло и размазывают тонким слоем, а петлю прокаливают и ставят в штатив
Слайд 29Задание 3. Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам диско-диффузионным методом
При определении чувствительности
диско-диффузионным методом на поверхность агара в чашке Петри наносят бактериальную суспензию определенной плотности и затем помещают диски, содержащие определенное количество антибиотика. Диффузия антибиотика в агар приводит к формированию зоны подавления роста микроорганизмов вокруг дисков. После инкубации чашек в термостате при температуре 35-37оС в течение ночи учитывают результат путем измерения диаметра зоны вокруг диска в миллиметрах.
Слайд 30Конкурс№7 : «Крассвордный»
Задание для конкурса «Кроссвордный»
1. Эти микроорганизмы культивируются в клетках
куриных эмбрионов
2. Вещества стимулирующие химические процессы происходящие в клетке
3. Микроорганизмы использующие мертвые органические субстраты
4. Санитарно-гигиенический микроб для оценки воздуха
5. Шаровидные микроорганизмы расположенные парами
6. Заболевание которое может передаться от животного человеку через молоко
7. Дробная стерилизация
8. Способ очистки воздуха больничных помещений от микробов
Слайд 32 Рефлексия.
Вырази свое мнение
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня
стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Слайд 33 Рефлексия.
На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?
Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?
На каком этапе урока испытали затруднение?
Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?
Вам понравился урок?
Слайд 34СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!