Презентация, доклад по микробиологии Химический состав микроорганизмов. Ферменты, их роль в обмене веществ

План:Обмен веществ: понятие, типы процессов.Химический состав клетки микроорганизмов.Ферменты микроорганизмов общие сведения о ферментах свойства ферментов строение ферментов классификация ферментов

Слайд 1Тема 2: Физиология микроорганизмов
Занятие №10
Химический состав клеток микроорганизмов. Ферменты, их роль

в обмене веществ

Автор – преподаватель биологии НОУ СПО НЭТК Валова Наталья Александровна

Тема 2: Физиология микроорганизмовЗанятие №10Химический состав клеток микроорганизмов. Ферменты, их роль в обмене веществАвтор – преподаватель биологии

Слайд 2План:
Обмен веществ: понятие, типы процессов.
Химический состав клетки микроорганизмов.
Ферменты микроорганизмов
общие сведения

о ферментах
свойства ферментов
строение ферментов
классификация ферментов

Слайд 3Словарь
Физиология микроорганизмов (от греч. φύσις - природа и λόγος -

знание) – наука, изучающая жизненные функции организма, а именно рост, развитие, питание, способы получения энергии для осуществления этих процессов.

Словарь

Словарь Физиология микроорганизмов (от греч. φύσις - природа и λόγος - знание) – наука, изучающая жизненные функции

Слайд 4Словарь

процесс превращения химических веществ в организме, обеспечивающих его рост, развитие, деятельность и жизнь в целом.

Словарь Метаболи́зм (от греч. μεταβολή, «превращение, изменение») (обмен веществ) – полный процесс превращения химических веществ в организме,

Слайд 7Задание 1. Используя схему «Метаболизм» сравните два типа процессов обмена веществ.

Результат работы оформите таблицей.
Задание 1. Используя схему «Метаболизм» сравните два типа процессов обмена веществ. Результат работы оформите таблицей.

Слайд 8Таблица 1.1.
Сравнение анаболизма и катаболизма

Таблица 1.1. Сравнение анаболизма и катаболизма

Слайд 9«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный

обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»

Фридрих Энгельс

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней

Слайд 10Химический элемент (от лат. elementum - «часть чего-то») – определённый вид

атома

Известно 111 химичес-ких элементов, 80 из них входят в состав клетки

Наиболее распространенные химические элементы:
Кислород (О2)
Углерод (С)
Азот (N2)
Водород (Н2)

Химический элемент (от лат. elementum - «часть чего-то») – определённый вид атомаИзвестно 111 химичес-ких элементов, 80 из

Слайд 11Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Слайд 13Таблица 1.2. Химический состав некоторых микроорганизмов

Таблица 1.2.  Химический состав некоторых  микроорганизмов

Слайд 14 Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых

верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю:
«Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину верблюдов. Среднему сыну я завещаю треть всех верблюдов. Но и мой младший, любимый сын должен получить свою долю — одну девятую часть стада».
Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей. Но тут через пустыню проходил дервиш. Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я дарю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада – 6 и младший сын получил свою долю двух верблюдов. Но 9, 6 и 2 дают 17, и после дележа оказался лишний верблюд — старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню».
Вот этот черный верблюд и подобен ферменту. Он сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора.
Ферменты – это прежде всего катализаторы.

Сказ о дележе наследства

Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и

Слайд 15Что такое ферменты?

Русский физиолог И.П. Павлов назвал ферменты «Возбудители жизни»

Энзимы (от

лат. fermentum – «брожение, закваска») – это белки, увеличивающие скорость протекания химических реакций в клетках , т.е. являются ка-тализаторами.
Энзимология - наука о ферментах.

Что такое ферменты?Русский физиолог И.П. Павлов назвал ферменты «Возбудители жизни»Энзимы (от лат. fermentum – «брожение, закваска») –

Слайд 16История изучения
К.С. Кирхгоф

Мекленбург-Шверин. Работал директором Главной аптеки Петербурга.
В 1811 году открыл гидролиз крахмала при нагревании в присутствии кислот, что положило начало изучению каталитических процессов.

Известно более 1000 ферментов

История изученияК.С. КирхгофРусский химик Константин Сигизмундович (1764–1833) родился в немецком гер-цогстве Мекленбург-Шверин. Работал директором Главной аптеки Петербурга.

Слайд 17Впервые фермент был открыт в 1814 году в вытяжке из проросших

зерен ячменя, в результате чего было выделено активное вещество, осуществ-ляющее превращение крахмала в сахар и получившее название диастазы (солодовая амилаза).
На основании этих исследований был создан первый промыш-ленный процесс получения патоки и глюкозы из крахмала.

История изучения

Ячмень обыкновенный
Hordeum vulgare

Впервые фермент был открыт в 1814 году в вытяжке из проросших зерен ячменя, в результате чего было

Слайд 18Название ферментов происходит от корня слова, обозначающего вещество, на которое действует

фермент, с добавлением окончания «АЗА»

сахараза

сахароза

Вещество

Фермент

Название ферментов происходит от корня слова, обозначающего вещество, на которое действует фермент, с добавлением окончания «АЗА»сахаразасахарозаВеществоФермент

Слайд 19Свойства ферментов

Вант-Гоффа: при увеличении температуры на 10°С скорость ферментативной реакции возрастает в 2 - 4 раза (опти-мальная температура 40-50°С);
зависимость их действия от значения рН среды - для одних ферментов наилучшей является кислая среда (ами-лаза рН 4,8) , для других - нейтральная или слабощелочная (мальтаза рН 7,2);
специфичность - способность влиять только на определенные вещества (например, амилаза вызывает расщепление только крахмала, лактаза - молочного сахара, целлюлаза - целлюлозы и т. д.);
обладают высокой активностью - молекула каталазы разрушает в минуту 5 млн. молекул пероксида водорода, а 1г амилазы при благоприятных условиях превращает в сахар 1т крахмала.

Свойства ферментовтермолабильность ферментов - влияние температуры на ферментативный процесс подчиняется правилу Вант-Гоффа: при увеличении температуры на 10°С

Слайд 20Строение ферментов

Строение ферментов

Слайд 21Принцип действия ферментов
По образному выражению  Эмиля Фишера (1890 г.), фермент и субстрат

подходят друг к другу, как «ключ к замку»

Субстрат - вещество на которое действует фермент

Принцип действия ферментовПо образному выражению  Эмиля Фишера (1890 г.), фермент и субстрат подходят друг к другу, как «ключ

Слайд 23Микроорганизмам присуще явление «автолиз» (от греч. аutos - сам, lysis -

растворение)
Микроорганизмам присуще явление «автолиз» (от греч. аutos - сам, lysis - растворение)

Слайд 24В 1961 г. Международная комиссия по ферментам, созданная в 1956 г.,

предло-жила новую схему номенк-латуры и классификации ферментов, которая была принята Международным биохимическим союзом.

Номенклатура ферментов

Номенклатура (лат. nomenclaturа - перечень, список)

В 1961 г. Международная комиссия по ферментам, созданная в 1956 г., предло-жила новую схему номенк-латуры и классификации

Слайд 26Задание 2. Используя материал по теме «Классы ферментов микроорганизмов» заполните таблицу.

Слайд 27Таблица 1.3. Классификация ферментов (классы)

Таблица 1.3.  Классификация ферментов (классы)

Слайд 28Вопросы для закрепления
Что изучает физиология микроорганизмов?
Какие два процесса лежат в основе

метаболизма?
Какие элементы входят в состав микробной клетки?
Из чего состоят простые и сложные белки?
Каково происхождение слова «фермент»?
Кем впервые были открыты ферменты?
Какими свойствами обладают ферменты?
Что такое экзоферменты и эндоферменты?
На сколько классов принято делить ферменты?
Что произойдет с микробной клеткой при снижении действия ферментов?

Вопросы для закрепленияЧто изучает физиология микроорганизмов?Какие два процесса лежат в основе метаболизма?Какие элементы входят в состав микробной

Слайд 29Домашнее задание
Выучить тему «Химический состав клеток микроорганиз-мов. Ферменты, их роль в

обмене веществ».
2. Подготовить сообщение по теме «Использование фер-ментов в пищевой промыш-ленности».
Домашнее заданиеВыучить тему «Химический состав клеток микроорганиз-мов. Ферменты, их роль в обмене веществ».2.	Подготовить сообщение по теме «Использование