Слайд 1Задачи по генетике
на моно- и дигибридное скрещивание
Строй Ольга Николаевна,
учитель биологии
Медведевской ОШ
I-III ступеней
Слайд 2«От худого семени не жди доброго племени»
пословица
Еще в древние
времена люди замечали, что потомство
похоже на своих родителей. Уже тогда, они пытались
получить, например теленка, от самой удойной коровы;
сеять семена растений, дающих самый большой
урожай. Люди понимали, что в потомстве объединяются
признаки предков.
Первым ученным, объяснившим закономерности, по
которым те или иные признаки передаются потомкам,
стал Грегор Мендель. Он обобщил результаты своей
многолетней работы в статье «Опыты над
растительными гибридами» (1865г) и положил начало
современной генетике
Слайд 3 Целью данной работы ставлю:
формирование умений разъяснять генетические понятия,
обосновывать
роль наследственности в эволюции организмов;
сравнивать генотип и фенотип;
формировать научное мировоззрение;
развивать логическое мышление;
формирование умений составления схем и решения
генетических задач;
- развитие эрудиции и кругозора.
Слайд 4Наследование признаков у человека
Карие глаза –
доминантный признак
Голубые или серые
глаза -
рецессивный
Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и
расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом, называют
аллельными генами или аллелями
Слайд 5Нерыжие волосы – рыжие волосы -
доминантный признак
рецессивный
Слайд 6Примером наследования доминантного аутосомного гена может служить наследование шестипалости. Шестипалые конечности
встречаются довольно редко, но стойко сохраняются во многих поколениях в некоторых семьях
Полидактилия (лишние пальцы) нормальное число
доминантный признак рецессивный
Слайд 8Задача 1.
У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над
геном их желтой окраски. Какого цвета плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Какие плоды будут в F2? Что получится от скрещивания между собой желтоплодных особей? Ответ.
Слайд 9Задача 2.
При скрещивании чистопородных белых кур между собой
все потомство имеет
белое оперение; при скрещивании черных кур
между собой , все потомство черное. Потомство от белой и черной особей называют «голубым» (пестрым). Какое оперение будут иметь потомки белого петуха и «голубой» курицы? А потомки двух особей с пестрым оперением? Ответ.
Слайд 10
Задача 3.
Известно, что у кролика черная пигментация шерсти доминирует над
альбинизмом (отсутствие пигмента, белый мех и красные глаза). Какая окраска меха будет у гибридов первого поколения, полученного от скрещивания гетерозиготного черного кролика с альбиносом? Ответ.
Слайд 11 Задача 4.
Норки с белым окрасом меха имеют генотип аа, а с
темным –АА.
В результате скрещивания образуются серебристые (белые с темным
крестом на спине). Какая окраска меха получится при скрещивании
между собой серебристых норок с белыми?
Ответ.
Слайд 12 Задача 5.
Ген черной окраски крупного рогатого скота С доминирует над геном
красной окраски с.
Какую окраску будут иметь потомки от скрещивания гибридных быка и
коровы?
Какое будет расщепление по генотипу и фенотипу?
Ответ.
Слайд 13
Задача 6.
В каком из скрещиваний соотношение
генотипов в потомстве составляет
9:3:3:1?
а) АаВВ
х АаВв;
б) АаВв х аавв;
в) АаВв х АаВв;
г) Аавв х ааВВ.
Ответ.
Слайд 14 Задача 7.
У овса устойчивость к головне R доминирует над восприимчивостью r
. Растение пораженного головней, скрестили с растением, гомозиготным по устойчивости к заболеванию.
Определите фенотипы и генотипы гибридов первого поколения. Ответ.
Слайд 16Все признаки организмов можно разделить на качественные и
количественные. Окраска цветов,
форма плодов, масть животных, цвет глаз, половые различия – все это качественные признаки. При изучении этих признаков не возникает затруднений в их классификации. Фенотипически классы потомков, появившиеся в результате расщепления, легко различимы.
Большинство признаков, важных при разведении животных и выращивании растений, носит количественный характер.
Количественные признаки изучают измерением
и подсчетом.
Слайд 17Использованная литература
1. Беляев Д.К. и др. Общая биология 10-11 класс.-
Москва: Просвещение,
1991 г.
2. Панфилова Л.А., Донецкая Э.Г. Общая биология учебное пособие. – Москва: Риаполклассик, 1999 г.
3.Ростовцева Л.П. Общая биология. Тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ. – Харьков: Ранок, 1999 г.
4. Упатова И.П. Тетрадь для лабораторных и практических работ 11 класс. – Харьков: Ранок, 2003
5. Фотографии