Презентация, доклад по экологии на тему: Взаимоотношения между животными одного вида (7 класс)

Цель: охарактеризовать особенности взаимоотношений между животными одного видаЗадачи:- дать понятие о способах закрепления «своей» территории;- охарактеризовать территориальное поведение как способ борьбы за жизненное пространство;- вызвать интерес к изучаемому материалу.

Слайд 1 Взаимоотношения между животными одного вида
Подготовила:
С.Н. Косырькова,
учитель экологии
МБОУ «Озёрная СОШ»

Взаимоотношения между животными одного видаПодготовила:С.Н. Косырькова,учитель экологииМБОУ «Озёрная СОШ»

Слайд 2
Цель: охарактеризовать особенности взаимоотношений между животными одного вида

Задачи:
- дать понятие о

способах закрепления «своей» территории;
- охарактеризовать территориальное поведение как способ борьбы за жизненное пространство;
- вызвать интерес к изучаемому материалу.


Цель: охарактеризовать особенности взаимоотношений между животными одного видаЗадачи:- дать понятие о способах закрепления «своей» территории;- охарактеризовать территориальное

Слайд 3«Своя» территория
Индивидуальный участок – территория, избранная для постоянного обитания
Незначительные по площади

пространства: кораллы, двустворчатые моллюски, морские жёлуди…
Очень большие: хищники, крупные морские животные, мигрирующие животные…

 Индивидуальные участки шести малых сусликов в Нижнем Поволжье
(по А. Н. Солдатовой, 1955):  1– границы индивидуальных участков у самок; 2 – то же у самцов; 3 – гнездовые норы самцов; 4 – выводковые норы самок. Заштрихованы предпочитаемые каждым зверьком места кормежки

«Закрепление участка» достигается разными способами:
1) охраной границ занимаемого пространства и прямой агрессией по отношению к чужаку;
2) особым ритуальным поведением, демонстрирующим угрозу;
3) системой специальных сигналов и меток, свидетельствующих о занятости территории. Прямая агрессия и нанесение конкуренту физических повреждений встречаются довольно редко. Перед нападением обычно демонстрируется поведение угрозы. Часто «схватка» представляет собой лишь систему ритуальных поз и заканчивается, как правило, изгнанием пришельца.
В территориальных конфликтах в большинстве случаев
побеждает хозяин участка, даже если ему противостоит
Более сильный соперник. В поведении животных на своей
территории преобладает рефлекс активной обороны,
на чужой – ориентировочный. Малый суслик немедленно
бросается на другого, если тот забегает на его участок,
и преследует нарушителя до границы своей территории.
Если же, увлекшись погоней, он попадает на участок соседа,
роли меняются и хозяин активно изгоняет зверька, от которого
только что спасался сам.

«Своя» территорияИндивидуальный участок – территория, избранная для постоянного обитанияНезначительные по площади пространства: кораллы, двустворчатые моллюски, морские жёлуди…Очень

Слайд 4Чувство дома
Чувство дома /хоминг  (англ. homing, от home — дом)/ —

способность животных после миграций безошибочно возвращаться на место своего рождения, на свой участок обитания, к гнезду, норе и т. п.

Чувство домаЧувство дома /хоминг  (англ. homing, от home — дом)/ — способность животных после миграций безошибочно возвращаться на

Слайд 5
Территориальное поведение – способ борьбы за жизненное пространство

Многие животные редко вступают

в конфликты, активно избегают чужие участки. Широко развита система маркировки, предупредительных сигналов о занятости территории. У птиц это сигнализация звуками.
Поющий самец зарянки, например, все время передвигается по границам своего участка, задерживаясь в тех местах, откуда грозит вторжение соседа.
Млекопитающие часто оставляют запаховые метки: мочу, кал, выделения специальных желез. У сурков и многих других видов для мечения участка служат анальные железы. У соболей пахучий секрет выделяется на подошвах ног, у серн – позади рогов, у антилопы гарна – спереди от внутреннего края глаз. Серны и антилопы оставляют запаховые следы на кустарниках и нижних ветвях деревьев. Собачьи, кошачьи и лемуры метят территорию мочой. Лемуры для этой цели ладонями втирают капли мочи в подошвы ног. Ряд крупных животных оставляют метки, воспринимаемые зрительно. Так, медведи и дикие коты оставляют глубокие царапины на деревьях. Обычная реакция на территориальные метки – избегание – закреплена у животных наследственно. Биологическая выгода такого типа поведения очевидна. Если бы овладение территорией решалось только исходом физической борьбы, появление каждого более сильного пришельца грозило бы хозяину потерей участка и устранением от размножения. Большая часть энергии особей тратилась бы на постоянные стычки, что уменьшило бы шансы выведения потомства и увеличило смертность.













Зубр, маркирующий дерево

Метки медведя

Самец панды метит территорию мочой

Территориальное поведение –  способ борьбы за жизненное пространствоМногие животные редко вступают в конфликты, активно избегают чужие

Слайд 6Разновидности территориального поведения

Угрожающие позы:

 Поведение стрекозы-коромысла на индивидуальном участке, ограниченном лесной поляной (по В. В. Заике, 1977): самец-хозяин (светлый) изгоняет самца-нарушителя (темный), стараясь прижать его к земле.

Разновидности территориального поведения

Слайд 7Территориальная роль самцов
Домовые и лесные мыши живут большими родственными группами на

территории одного самого сильного самца. Самец терпимо относится к молодым мышам и самкам, охраняет территорию, патрулируя её границы. Другим взрослым самцам лучше не попадаться ему на пути – прогонит или убьёт. Молодые повзрослевшие самцы изгоняются с территории и обречены на гибель, если им не удастся найти место, где они смогут занять свою территорию.
Территориальная роль самцов Домовые и лесные мыши живут большими родственными группами на территории одного самого сильного самца.

Слайд 8Территориальное поведение белых куропаток
Велика роль территориального поведения

в жизни белых куропаток. Белые куропатки - моногамы, т. е.. самец и самка живут в единобрачии, парами, причем заботу о потомстве вместе с самкой несет и петух.
На зиму белые куропатки собираются в стаи, иногда довольно значительные, и держатся преимущественно в зарослях ивняка. С наступлением весны птицы разбиваются на пары, и каждая пара занимает свой гнездовой участок. Выбирает участок для гнездования самец, который затем и охраняет его от появления других пар.
Весной петух белой куропатки, как и все тетеревиные, токует. Ток петухов сопровождается брачным полетом и своеобразными, напоминающими хохот или гоготание, криками; во время тока самец бегает вокруг самки, широко распускает хвост, опускает вниз крылья и громко кричит.
В конце брачного периода самка устраивает несложное гнездо, вырывая в хорошо укрытом месте неглубокую ямку и выстилая ее сухими травами, ветками, а иногда и несколькими собственными перышками.
Птенцы белой куропатки вылупливаются из яиц, как и все куриные, покрытыми мягким пухом; едва обсохнув, покидают гнездо и в сопровождении обоих родителей бродят по участку в поисках корма. Оба родителя в одинаковой степени заботятся о своем потомстве, оберегают цыплят от хищников, разыскивают корм. Птенцы развиваются быстро и уже к концу августа достигают размеров взрослых птиц. Совместно с родителями молодые куропатки соединяются к зиме с другими выводками и образуют стаю, которая держится вместе до наступления весны.
Территориальное поведение белых куропаток    Велика роль территориального поведения в жизни белых куропаток. Белые куропатки

Слайд 9Ваш ответ:
- В чём разница между индивидуальным участком и территорией?
- Как

животные обозначают границы своей территории?
- Как животным удаётся избежать конфликтов на границах территории?
- Подсчитано, что за зиму погибает 2% территориальных белых куропаток и до 15% птиц, не имеющих своей территории. Объясните, почему так происходит. Сделайте вывод о значении своей территории в жизни животных.
Д/З:§28
Ваш ответ: - В чём разница между индивидуальным участком и территорией?- Как животные обозначают границы своей территории?-

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть