Слайд 1УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Электронное пособие для
студентов
Слайд 2Содержание
Лекция 1 Представления об индивидуальном развитии человека. Возраст человека
Лекция 2
Физиология нервной системы
Лекция 3 Безусловные и условные рефлексы как основа нервной деятельности
Тестовые задания
Практические работы
Методические рекомендации
Словарь
Далее
Слайд 3
Лекция 1 Представления об индивидуальном развитии человека. Возраст человека
Основные понятия
Представления
об индивидуальном развитии человека
Физическое развитие
Возраст человека
Адаптация
Назад
Далее
Слайд 4Термин онтогенез (от греч. «ontos» — сущее и «genesis» — происхождение)
В онтогенезе человека выделяют два относительно самостоятельных этапа: перинатальный и постнатальный. Первый длится в среднем 280 дней и охватывает период от момента зачатия до рождения ребенка, второй начинается с рождения и заканчивается смертью человека.
Рис.1. Эмбрионы мыши (18-й день развития) после введения ПХФА
на восьмой день беременности самок.
Видны мозговые грыжи, подкожные кровоизлияния
Далее
Назад
Слайд 5 Основными закономерностями онтогенеза детей являются неравномерность и непрерывность роста и
развития, гетерохронность с опережающим созреванием жизненно важных систем и формирование биологической надежности организма.
Каждый возраст характеризуется комплексом специфических особенностей, позволяющих человеку реализовать свои социально-биологические потребности и наиболее успешно адаптироваться к условиям жизни. При развитии многоклеточных животных происходят рост, дифференцировка органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм).
Рис. 2. Неравномерность роста в онтогенезе человека
Назад
Далее
Слайд 6Общие закономерности роста и развития организма
Далее
Назад
Слайд 7Возраст человека
Возраст — это продолжительность жизни от момента рождения до какого-либо
определенного момента времени.
Биологический возраст, определяется по степени созревания организма и его систем, т. е. по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов.
Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между ними нет четких границ, и они в значительной степени условны.
Рис. 3. Онтогенез человека
Назад
Далее
Слайд 8Однако вычленение таких периодов необходимо, так как дети одного и того
же календарного, но различного биологического возраста по-разному реагируют на нагрузки; при этом их работоспособность может быть большей или меньшей, что важно для решения ряда практических вопросов организации учебно-воспитательного процесса. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития, или критический период.
Типы конституции человека
Далее
Назад
Слайд 9Критическим периодам развития ребенка (от 3 до 4 лет, в 7-8
лет, с 11 до 14 лет у девочек, с 12 до 15 лет у мальчиков) необходимо уделять серьезное внимание, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма. Кроме того, выделяют периоды повышенной чувствительности организма к действию внешних факторов среды, так называемые сенситивные периоды онтогенеза (до 1 года, 4-5, 7-8, 12-15 лет).
Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки биологического возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.
Назад
Далее
Слайд 10 Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого,
является рост, т. е. процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом. Причем в одних органах (кости, легкие) рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Основными закономерностями онтогенеза детей являются неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронность с опережающим созреванием жизненно важных систем и формирование биологической надежности организма.
Перейти к просмотру видео про онтогенез
Далее
Назад
Слайд 11Онтогенез
К лекции
К вопросам
Назад
Далее
Слайд 12Вопросы
1. Что такое онтогенез и на какие периоды он подразделяется?
2.
Какие основные закономерности роста и развития вам известны?
3. Почему физическое развитие называют показателем здоровья?
4. Что такое конституциональный тип и почему его изучению отводят важное место?
Выполнить практическую работу
Домашнее задание
Тест для самопроверки
Словарь
Назад
Далее
Слайд 13Домашнее задание
Лекция 1
1. Составить план лекции «Представления об индивидуальном развитии человека»
2.
Ответить на вопросы.
В содержание
К лекции 1
Назад К вопросам
Слайд 14Лекция 2 Физиология нервной системы
Основные понятия
Общий план строения нервной системы.
Нейрон. Нервы и нервные волокна
Физиологические свойства нервной ткани. Рефлекс как основной акт нервной деятельности
Далее
Назад
Слайд 15Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образований спинного и
головного мозга. Нейрон — основная структурная и функциональная единица нервной системы, кото рая воспринимает раздражения, перерабатывает их и передает информацию к различным органам тела. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая с обязательным участием ЦНС. Центральная нервная система человека представлена спинным, продолговатым, средним, промежуточным мозгом, мозжечком, базальными ганглиями (нервными узлами) и корой головного мозга.
Периферическая часть нервной системы состоит из нервов, т. е. пучков нервных волокон, покрытых соединительнотканной оболочкой, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нервных узлов - скоплений нервных клеток вне спинного и головного мозга.
Назад
Далее
Слайд 16 Рис. Нейрон
Все отделы нервной системы анатомически и функционально представляют собой
единое целое. Их основой являются нервные клетки — нейроны.
Нервная ткань помимо нейронов включает клетки нейроглии, которые, окружая со всех сторон нейроны, выполняют для них опорную, питательную и электроизолирующую функции.
Далее
Назад
Слайд 17
Нейрон. Нервы и нервные волокна
Нейрон — основная структурная и функциональная единица
нервной системы, которая воспринимает раздражения, перерабатывает их и передает информацию к различным органам тела. Сложность функции нейрона обусловливает особенности его строения. Нейроны представляют собой клетки, разнообразные по форме, хотя по общему строению они не отличаются от любой другой клетки тела В них можно выделить клеточную мембрану, ядро, ядрышко, органоиды.
Нейрон имеет два вида отростков. Длинный отросток -- аксон (от греч. «ахоп» -ось) — расположен всегда в так называемой базальной части нейрона (см. рис. 9), его длина может достигать 1,5 м. Аксоны проводят возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам и исполнительным органам (мышцам, железам), являясь своеобразным «выходом». Конец аксона сильно ветвится, образуя контакты со многими сотнями клеток. У нейрона аксон всегда только один.
Назад
Далее
Слайд 18Дендриты (от греч. «dendron» -- дерево) -- многочисленные короткие ветвящиеся отростки,
расположенные в различных частях нервной клетки. На дендритах имеются выросты (шипики). Строение дендритов определяет их специализированную роль в восприятии поступающих сигналов Ветвистость и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендритов в сравнении с телом клетки и создают условия для расположения на них большого числа контактов с другими нервными клетками - - синапсов.
Синапс представлен двумя мембранами -пресинаптической и постсинаптической, между которыми имеется синаптическая щель размером не более 20 нм. Пресинаптическая мембрана находится на нервных окончаниях (окончаниях аксона), которые в центральной нервной системе имеют вид пуговок, колечек или бляшек. Постсинаптическая мембрана находится на теле или дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс.
Далее
Назад
Слайд 19Схема строения нейрона
Назад
Далее
Слайд 20Существуют также особые нейроны, синаптические окончания которых выделяют тормозные медиаторы, вызывающие
торможение соседствующего нейрона. К ним относятся гаммааминомасляная кислота и глицин. Каждая нервная клетка имеет множество возбуждающих и тормозных синапсов, в результате чего происходит суммация сигналов и в конечном счете формируется окончательный ответ на пришедший импульс.
Отростки нервных клеток, покрытые оболочками, называются нервными волокнами. Тела нейронов и большая часть их дендритов сосредоточены в спинном и головном мозге. Часть дендритов и аксоны выходят далеко за пределы ЦНС.
Рис. Безмякотные нервные волокна
Далее
Назад
Слайд 21Физиологические свойства нервной ткани
Клетки нервной ткани в процессе эволюции приспособились к
быстрой ответной реакции на действие раздражителя, поэтому нервную ткань называют возбудимой. Возбудимость — способность быстро реагировать на раздражение путем изменения электрических свойств мембраны клеток и их обмена веществ.
Количественной мерой возбудимости является порог раздражения - - минимальная сила раздражителя, способная вызвать ответную реакцию ткани. Раздражители меньшей силы называют подпороговыми, а большей — надпороговыми.
Назад
Далее
Слайд 22Проводимость - - способность живой ткани проводить возбуждение. Проведение возбуждения происходит
за счет распространения электрического (нервного) импульса, который легко переходит через синапс на соседние клетки и может передаваться в любой отдел нервной системы.
Лабильность характеризует способность возбудимой ткани воспроизводить определенное количество потенциалов действия в единицу времени. Нервная ткань обладает наибольшей лабильностью, у мышечной она значительно ниже.
Посмотреть видео про синапс
Далее
Назад
Слайд 23
Рефлекс как основной акт нервной деятельности
В основе всей деятельности нервной системы
лежат рефлекторные акты. Рефлекс - - это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая с обязательным участием ЦНС.
Материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга, в которую включаются:
1. специальные структуры, воспринимающие раздражение (сигнал) из внешней или внутренней среды организма, — рецепторы;
2.центростремительные и центробежные нервные волокна, передающие возбуждение в ЦНС и от нее на периферию;
3. орган управления — центральная нервная система.
Назад Далее
Слайд 24В простейшем случае рефлекторная дуга состоит из двух нейронов и одного
синапса, т. е. является двухнейронной (моносинаптической). Если в состав рефлекторных дуг входят три или более нейрона, а связь между ними обеспечивается множеством синапсов, то такие дуги называют многонейронными, или полисинаптическими.
ЦНС представлена совокупностью нейронов, объединенных в нервные центры. Нейроны в составе нервных центров согласованно включаются в регуляцию определенной функции или в осуществление отдельного рефлекторного акта, они соединены множеством синаптических связей.
Рефлекс может возникать при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной области тела.
В любом рефлекторном акте принимают участие группы нейронов, передающих импульсы в различные отделы мозга.
Назад
Далее
Слайд 25Возбуждение и торможение — основные физиологические процессы
В ЦНС постоянно происходит взаимодействие
двух процессов — возбуждения и торможения, которые могут протекать в одном нейроне, сменяя друг друга или одновременно. Это взаимодействие осуществляется на разных уровнях: синаптическом, нейронном, уровне клеточных популяций и системном.
Возбуждение - это активный физиологический процесс, который сопровождается биохимическими, биофизическими и электрическими изменениями и проявляется специфической деятельностью.
Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния клеточной мембраны.
Назад
Далее
Слайд 26Торможение также сопровождается биологическими изменениями мембраны, как и возбуждение, но приводит
к замедлению, ослаблению или полному прекращению ответной деятельности.
Постсинаптическое торможение. В ЦНС имеются специальные тормозные нейроны, синаптические окончания которых выделяют тормозной медиатор гаммааминомасляную кислоту (ГАМК). Медиатор действует на постсинаптическую мембрану соседнего нейрона и приводит к электрофизиологическим изменениям, препятствующим возникновению потенциала действия, в результате постсинаптическая мембрана оказывается заблокированной, поэтому торможение и называют постсинаптическим.
Пресинаптическое торможение обусловлено снижением на пресинаптической мембране величины потенциала действия (деполяризация), а значит, уменьшением количества медиатора, выделяемого из пресинаптического участка в синаптическую щель.
Назад
Далее
Слайд 27Пессимальное торможение. При высокой частоте импульсации, поступающей к синапсу, постсинаптическая мембрана
сильно деполяризуется и становится не способной ответить на последующие импульсы, идущие к клетке.
Торможение вслед за в о з б у ж д е н и е м. Обычно после сильного возбуждения мембрана нейрона не только восстанавливается до исходного уровня, а даже гиперполяризуется. Это следовая гиперполяризация. На таком фоне пороговое раздражение оказывается недостаточным для критической деполяризации мембраны, и возбуждение не возникает.
Возбуждение и торможение являются по внешнему проявлению противоположными процессами, но их взаимодействие обеспечивает слаженную деятельность нервной системы.
Периферическая часть нервной системы состоит из нервов, т. е. пучков нервных волокон, покрытых соединительнотканной оболочкой, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нервных узлов - скоплений нервных клеток вне спинного и головного мозга.
Далее
Назад
Слайд 28координации рефлекторных процессов, их двигательных и вегетативных компонентов. Основными механизмами координации
являются конвергенция, иррадиация, концентрация, индукция и доминанта нервных процессов.
Конвергенция состоит в проведении нервных импульсов к одному нейрону из различных участков нервной системы. Например, на один и тот же нейрон могут конвергировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов. Возникшее в одном нервном центре возбуждение может распространяться на другие нервные центры. Это явление называют иррадиацией.
Концентрация - противоположный иррадиации процесс, при котором процессы возбуждения или торможения концентрируются в каком-либо участке нервной системы.
Переход одного нервного процесса в другой в нейроне или нервных центрах называется индукцией. Если возбуждение сменяется торможением, говорят об отрицательной индукции. Если вслед за торможением наступает возбуждение — это положительная индукция.
Назад Далее
Слайд 29Материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга, в которую включаются:
специальные структуры, воспринимающие
раздражение (сигнал) из внешней или внутренней среды организма, — рецепторы;
центростремительные и центробежные нервные волокна, передающие возбуждение в ЦНС и от нее на периферию;
орган управления — центральная нервная система.
Рис. Синапс
Назад
Далее
Слайд 30Синапс
К лекции
К вопросам
Далее
Назад
Слайд 31Вопросы
1.Что такое нервная система и какие отделы в ней выделяют?
2. Почему
нейрон называют основной структурно-функциональной единицей нервной системы?
3. Что такое рефлекс? Какие структуры выделяют в рефлекторной дуге? Каковы основные принципы рефлекторной деятельности?
4. Какие свойства нервных процессов обеспечивают согласованную деятельность всех органов, а также адаптацию организма?
Выполнить практическую работу
Домашнее задание
Тест для самопроверки
Словарь
Далее
Назад
Слайд 32Домашние задание
Лекция 2
Изучить лекцию
Выполнить практическую работу №2
В содержание
К лекции
Слайд 33Лекция 3 Безусловные и условные рефлексы как основа нервной деятельности
Основные понятия
Торможение
в коре головного мозга
Качественные особенности высшей нервной деятельности человека Типы высшей нервной деятельности Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе \ Нарушения высшей нервной деятельности
Далее
Слайд 34Активное взаимодействие организма и среды осуществляется по рефлекторному принципу благодаря низшей
нервной деятельности Высшей нервной деятельностью называют совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающую наиболее оптимальное взаимодействие целостного организма с внешней средой. В основе ННД лежат безусловные рефлексы, в основе ВНД — условные рефлексы.
Условно-рефлекторное торможение является внутренним, так как оно развивается внутри дуги условного рефлекса, в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.
Безусловно-рефлекторное торможение проявляется в двух формах: запредельного и внешнего торможения. Оно является врожденным и не требует особой выработки, однако это не исключает надобности в его тренировке. Высшей нервной деятельности (ВНД).
Пример выработки условного рефлекса
Далее
Назад
Слайд 35Под типом высшей нервной деятельности понимают индивидуальные особенности высшей нервной деятельности,
обусловленные совокупностью основных свойств нервной системы, формирование которых определяется наследственной программой развития и условиями воспитания.
Сильный неуравновешенный (безудержный) тип, характеризуется сильными нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).
Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип, отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.
Сильный уравновешенный инертный тип, имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.
Слабый тип, характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.
Выполнить практическую работу
Далее
Назад
Слайд 36Вопросы
Что такое низшая и высшая нервная деятельность? Что составляет их
основу?
Какие виды торможения вы знаете?
Что понимают под типом ВНД? Какие типы ВНД выделяют?
Какие изменения ВНД происходят в онтогенезе?
Почему типологические особенности ВНД называют почвой для возникновения невроза? Почему необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании?
Выполнить практическую работу
Домашнее задание
Тест для самопроверки
Словарь
В содержание
Далее
Слайд 37Домашнее задание
Лекция 3
Сделать анализ безусловные и условные рефлексы
Составить кроссворд по
пройденной лекции (по горизонтали 8слов по вертикале 7слов)
В содержание
К лекции 3
К вопросам
Слайд 38ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Работа №1
Работа №2
Работа № 3
В содержание
Слайд 39
Практическая работа №1
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ РАСЧЕТНЫХ ФОРМУЛ
Цель: научиться с помощью формул определять свое физическое развитие.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Опыт проводится в парах или группах.
ХОД РАБОТЫ
Рассчитайте собственный рост, используя для этого предложенную формулу.
Далее
Назад
Слайд 40ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Отклонения от средних физических величин не должны превышать 2,5 см
для мальчиков и 3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20 % больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.
2. Определите индекс тучности. Для этого воспользуйтесь результатами предыдущих знаний.
Формула заливки индекса тучности (ИТ)
ИТ = Масса тела, кг / Рост, м
Далее
Назад
Слайд 41
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному
телосложению. Если индекс тучности составляет 25–27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если индекс тучности больше 27 – это показатель ожирения.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:
меньше 10 – крепкое телосложение;
10–20 – хорошее телосложение;
21–25 – среднее телосложение;
26–35 – слабое телосложение;
36 и более – очень слабое телосложение.
Далее
Назад
Слайд 42
ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Сравните расчетные данные с результатами антропометрических
измерений. Сделайте вывод
о развитии собственного организма.
Назад В практические работы
Слайд 43Практическая работа 2
Изучение рефлексов продолговатого мозга
Цель: на основе деятельности дыхательного
центра показать взаимодействие коры больших полушарий и продолговатого мозга.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Проводится индивидуально.
ХОД РАБОТЫ
Испытуемый производит вдох (не очень глубокий) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30–40 с) дыхание станет трудно задерживать, и произойдёт непроизвольный выдох. Обратите внимание на то, как изменилось дыхание.
Когда дыхание нормализуется, испытуемый должен сделать два-три быстрых и глубоких вдоха. При этом он почувствует непроизвольную задержку дыхания.
Далее
Назад
Слайд 44ФОРМА ОТЧЁТНОСТИ
Ответьте на вопрос: почему дыхание стало более глубоким и частым
после того, как испытуемый задержал дыхание на некоторое время останавливается?
На основе проведённых опытов сделайте выводы о работе дыхательного центра и роли коры больших полушарий в дыхании.
В практические работы
Назад
Слайд 45Практическая работа 3
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ПРОДОЛГОВАТОГО МОЗГА, СРЕДНЕГО МОЗГА, МОЗЖЕЧКА, ПРОМЕЖУТОЧНОГО
МОЗГА
Цель: познакомиться с функциями промежуточного мозга.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудования: отсутствуют.
Проводится в группах.
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно даёт громкую команду «Замри». Испытуемые застывают в разных позах (позный рефлекс промежуточного мозга).
Назад
Далее
Слайд 46
ФОРМА ОТЧЁТНОСТИ
Ответьте на вопросы:
У каких рефлексов центры находятся в промежуточном мозге?
Какие
функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?
Какие функции в промежуточном мозге выполняет таламус?
В практические работы
Назад
Слайд 47Тестовые задания
Вариант №1
Вариант №2
В содержание
Слайд 49
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 Общие требования к оформлению
письменных работ
2 Требования к написанию реферата
3 Составление таблицы
4 Последовательность действий при составлении плана
5 Как составлять конспект или план к тексту учебника
6 Требования к написанию конспекта
7 Правила конспектирования
8 Последовательность написания тезисов
9 Правила написания доклада (сообщения)
10 Оформление практических заданий
11 Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете
12 Методические рекомендации к созданию презентаций
Слайд 50Общие требования к оформлению письменных работ
Для написания самостоятельной работы лучше использовать
листы писчей бумаги стандартного формата А-4. Текст следует писать на одной стороне листа, который должен иметь поля: 3 см с левой стороны, 1 см с правой стороны, а верхнее и нижнее поля по 2 см ( это придает работе аккуратный вид и удобно при сшивании листов). Текст работы может быть написан от руки или отпечатан. Все фотографии, рисунки, схемы, карты ( если они необходимы и дополняют текст) выполняет сам автор.
Далее
Назад
Слайд 51Не следует использовать при оформлении работы иллюстрации, вырезанные из книг, журналов,
открытки, марки и др. Не должно быть украшательств. Это считается признаком «дурного тона» и не допускается в научных работах любого уровня. Работа должна быть сброшюрована или переплетена. Возможно выделение текста более жирным шрифтом. Нумерация идет с цифры 2.
В начале работы должно быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам. Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.
В конце работы обязательно следует привести список информационных ресурсов.
Методические рекомендации
Назад
Слайд 52Требования к написанию реферата
1. Требования к оформлению титульного листа.
В верхней
части листа указывается название учебного заведения( в правом верхнем углу), в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И.О. обучающегося, номер группы, внизу – город
2.Оглавление.
Следующим после титульного листа должно идти оглавление. Реферат следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
Назад
Далее
Слайд 533. Основные требования к введению.
Введение должно включать в себя краткое
обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его сложностью для изучения. А также в связи с многочисленными вопросами и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо показать. Почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы. Объем введения составляет не более 2-3 страниц
Далее
Назад
Слайд 54Требования к основной части реферата.
Основная часть реферата содержит материал, отобранный для
рассмотрения проблемы. Средний объем основной части реферата 10-15 страниц. Материал должен быть распределен на главы или параграфы. Необходимо сформулировать их название и соблюдать логику изложения. Основная часть реферата кроме содержания, выбранного из разных источников, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Назад
Далее
Слайд 55Требования к заключению.
Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по
параграфам или главам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 2-3 страницы.
Далее
Назад
Слайд 56Основные требования к списку литературы.
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности
(по первым буквам фамилий авторов или по названию сборников). Необходимо указывать место издания, название издательства, год издания.
Реферат должен быть предоставлен на рецензию не позднее, чем за неделю до защиты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Назад
Слайд 57Составление таблицы.
Заполнять соответствующие графы таблицы из прочитанного в учебнике текста.
Последовательность действий
при составлении плана.
1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.
4. Просмотреть текст еще раз. Чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.
План – опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Назад
Слайд 58
Как составлять конспект или план к тексту учебника.
1. Прочитайте параграф медленно
по абзацам или смысловым фрагментам текста.
2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.
3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.
Назад
Далее
Слайд 594. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые
сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.
5.Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.
Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.
Назад МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Слайд 60
Требования к написанию конспекта.
Определи цель составления конспекта.
Внимательно ознакомься с произведением.
Конспект следует
писать от имени составителя.
После цитат нужно указывать страницу произведения.
Выделяй слова, фразы, абзацы.
Не искажай мысль автора.
Конспект пиши четко и разборчиво.
В конспекте выделяй главное.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Назад
Слайд 61Правила конспектирования.
Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
Написать исходные данные источника,
конспект которого будет составляться.
Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.
Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
5. Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
6. Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
7. Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое слово, используя цвета маркеров.
Назад Далее
Слайд 628.Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место
событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя.
Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех – например; ? – сомнение, вопрос; NB- важный теоретический материал; PS - выучит; и– при писка, написанная после; ∆ - ново; др.
9. Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
10. Объем конспекта должен превышать одну треть исходного текста.
Назад МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Слайд 63Последовательность написания тезисов.
Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент
текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.
Умело, составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он, в той или иной мере, определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего – подытожить все предыдущие.
Назад МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Слайд 64Правила написания доклада (сообщения)
По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.
Изучи
литературу, составь план отдельных разделов.
Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).
При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.
Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Назад
Слайд 65Оформление практических заданий
В содержании тетради для практических работ входят дата, название
(тема) и цель работы; перечисление оборудования и материалов (химических реактивов), а также отчет, который составляется в виде таблицы с выполнением и описанием опытов, наблюдаемых явлений, объяснением и записью выводов.
Оценки за выполнение практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Назад
Слайд 66Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете
Поиск и сбор
информации в Интернете нуждаются в планировании. Ошибочная логика построения запроса, неоптимизированная последовательность применения инструментов поиска, попытки ускорить поиск - все это не просто затягивает получение результата, но может поставить под угрозу смысл поисковой работы.
Начинать необходимо со всестороннего лексического анализа искомой информации. Следует использовать любое, достаточно достоверное и подробное описание исследуемого вопроса для получения первичных сведений. Таким источником вполне может стать как узкоспециальный справочник, так и электронная энциклопедия общего профиля.
Назад
Далее
Слайд 67На основе изученного материала необходимо сформировать максимально широкий набор ключевых слов
в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики, сленга, слов-клише и устойчивых словесных штампов, при необходимости на нескольких языках.
Заранее следует определить и возможные уточнения поискового запроса- редкие слова, синонимы и антонимы. названия и фамилии, тесно связанные с искомым вопросом. Желательно также заранее предусмотреть возможные нерелевантные отклики на запросы, то есть возможные характеристики поискового шума. После накопления этих предварительных данных можно перейти к получению первичной информации из Интернета.
Далее
Назад
Слайд 68Основная задача этой стадии учесть особенности Интернета, который является не только
носителем технологий, но и традиций, и собственной этики. Сетевая лексика, сленг и написание общеупотребительных слов здесь могут отличатся от принятых.
Сведения о наличии в Интернете необходимых данных лучше всего искать в ранее известном каталоге, поддерживающем поиск по ключевым словам. При решении, например, простых задач типа "Получить текст Конституция РФ" или "В каких правовых актах употребляется название родного города" известный сайт или каталог может быть более быстрым способом получения информации, чем автоматический индекс, и обеспечит большую достоверность.
Назад
Далее
Слайд 69После лексического анализа информации наступает технологический этап. Выбор информационного поля Интернета
и поисковых инструментов производится на основе вышеизложенных подходов.
Используются тестовые запросы из одного-двух ключевых слов или фразы, затем анализируется количественный отклик. Содержательный анализ данных позволяет корректировать запросы, но релевантности отклика. В результате тестирования выясняются наиболее представительные источники информации, после чего следует уточнить последовательность применения поисковых инструментов. На этом этап планирования завершается.
Назад МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Слайд 70Методические рекомендации к созданию презентаций.
Не перегружать слайд информацией. Рекомендуется писать на
одном слайде не более тридцати слов.
Шире использовать графическую информацию - там, где можно заменить текст рисунком, это следует делать.
Не нужно перегружать аудиторию слишком частой сменой слайдов. На 20 минут выступления должно приходиться не более 7 слайдов.
Назад
Далее
Слайд 71 На одном слайде нельзя использовать более 3 шрифтов. При этом курсив
и жирный являются в этом случае отдельными шрифтами. То же касается цвета - недопустимо использовать более 3 цветов. Синий и голубой при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о восприятии информации.
Использовать шрифт без засечек. Шрифт без засечек воспринимается легче. Засечки - это элементы украшения, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman - с засечками, а Arial - без.
Не дублировать информацию. Слайды не должны содержать тот текст, который проговаривается устно.
В содержание
Назад
Слайд 72Словарь
Акселерация — увеличение темпов роста и созревания детей и подростков.
Безусловные рефлексы
— врожденные, наследственно передающиеся, видовые, постоянные реакции организма на существенные раздражители.
Внутригрупповая акселерация — понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
Высшая нервная деятельность (ВНД) — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека.
Гетерохронность — неравномерность и равномерность развития различных психофизиологических функций у человека.
Дендриты — многочисленные короткие ветвящиеся отростки, расположенные в различных частях нервной клетки.
Нервная деятельность(ННД) — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека
Нейрон — (волокно, нерв) — основная структурная и функциональная единица нервной системы
Назад Далее
Слайд 73Невроз — заболевание вызванное расстройством деятельности центральной нервной системы.
Онтогенез – процесс развития организма с
момента зарождения до конца жизни. Характеризуется тесно взаимосвязанными количественными (рост) и качественными (дифференцировка) преобразованиями, строго определёнными для каждого периода развития.
Условный рефлекс — приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи)
Рост — процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом
Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая с обязательным участием ЦНС
Рефлекторная дуга — путь, по которому раздражение (сигнал) от рецептора проходит к исполнительному органу.
Центральная нервная система (ЦНС) — совокупность нервных образований спинного и головного мозга.
Эпохальная акселерация — ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.
Назад В содержание
Слайд 74Ссылки на методическую литературу
Антипчук Ю.П. Гистология с основами эмбриологии. –
М.: Просвещение, 1983. – 240с.
Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 224с.
Физиология человека. Под редакцией Покровского В.М., Коротько Г.Ф. // М.Медицина. – 2003.
4. Физиология человека. Под редакцией Смирнова В.М. // М.Медицина. – 2002.
5. http://sbio.info/dic/11799
6. https://www.youtube.com/watch?v=3gkcxdvKlVg
Далее
Слайд 757. https://www.youtube.com/watch?v=xMCQPHb3iSw
8. http://kaz-ekzams.ru/671-nervnaya-sistema-refleks-i-reflektornaya-duga.html
9.http://uclg.ru/education/biologiya/8_klass/vyisshaya_nervnaya_deyatelnost__povedenie__psihika/lecture_lec_vyisshaya_nervnaya_deyatelnost.html
10. http://studopedia.info/1-68922.html
11. http://www.studfiles.ru/preview/4021879/page:2/
12.http://youressence.info/who_are_you/vospriyatie_mira/fizika_vospriyatiya/
Назад
В Содержание