Слайд 1Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
Слайд 2Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды.
Многие инстинктивные побуждения часто не осознаются человеком и составляют его подсознание.
Слайд 3Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям.
Слайд 4Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение
речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.
Слайд 6Речь и ее значение.
Речь, труд и общение во многом изменили и
самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь.
Слайд 7Речь и рефлексы
Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать,
осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение.
Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.
Слайд 8Познавательные процессы
Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами. Они
неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.
Слайд 9Познавательная деятельность
Познавательная деятельность человека начинается с ощущения отдельных качеств предметов и
явлений: твердости, гладкости, яркости – и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент. Эти впечатления фиксируются нашей памятью.
Слайд 10Память
Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью
речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования. Различают три основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
Слайд 11Виды памяти
Психологи различают память долговременную и краткосрочную. Допустим, вы захотели узнать
номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и ... не смогли – забыли его, потому что была установка на короткий срок.
Слайд 12Механическая и логическая память
Различают также память механическую и логическую. Механическая память
действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая – когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.
Слайд 13Память, связанная с органами чувств
Память бывает зрительная, слуховая, моторная, и у
разных людей наиболее эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию.
Слайд 14Полезные советы
При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше
прочесть один раз и попытаться его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить материал, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами.
Слайд 15Причины неудачи.
При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать
ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что было трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.
Слайд 16Воображение
Память всегда опирается на воображение и мышление. Воображение – это создание представлений
и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся человеком в действительности. Яркость и точность этих образов – основа развития творческой деятельности.
Слайд 17Мышление
– это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Проснувшись
утром, вы увидели мокрые крыши и заключили, что был дождь, хотя в данный момент дождя нет. Чтобы сделать такой вывод, надо было знать общие свойства воды – способность смачивать предметы. Это обобщение позволило вам узнать о событии, свидетелем которого вы не были. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью, и потому любой человек, не задумываясь, назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.
Слайд 18Выводы
Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях работы головного
мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, как и многие приобретенные формы поведения (условные рефлексы, рассудочная деятельность), а также законы работы головного мозга (наличие безусловного и условного торможения, явления доминанты, закон взаимной индукции) едины для человека и животных.
Слайд 19Познавательные процессы
Главное отличия человека от животных –сознание, речь, способность к трудовой
деятельности и общественной жизни.
К познавательным процессам относят ощущения - отражают отдельные качества предмета, восприятие - весь предмет и всю обстановку в целом, память - сохранение в сознании прошлого опыта, воображение -способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.