Слайд 1МОУ « Серебряно-Прудская СОШ им. В.И.Чуйкова»
Проект «Влияние запаха на умственную активность
работоспособность современного человека »
Выполнили: ученицы 11кл. Якушина Е. Таскина Д.
Руководитель: Петрусева С.Н.
Слайд 2Цель работы:
выяснить влияние запахов на работоспособность и умственную активность современного
человека.
Задачи:
1) Изучить информацию о влиянии запахов на работоспособность и настроение человека, используя литературу и сеть интернет;
2) Опросить людей, чья профессия связана с ярко выраженными запахами;
3)Провести опрос, с целью изучение любимых запахов учащихся, учителей и технического персонала нашей школы;
4) Исследовать влияние запахов на работоспособность учеников, учителей, спортсменов;
Слайд 3Современный мир – мир интеллекта, мир инновационных технологий. Всем нам хочется
поспевать за всеми новинками цивилизации, быть высокоинтеллектуальными людьми, быть успешными в учебе и работе.
Все надо успеть: в школе, на работе, и дома, а главное всё надо делать быстро и качественно.
Слайд 4У многих людей наблюдается снижение работоспособности.
Слайд 5Работоспособность—это физиологическое состояние человека, совершающего либо физический, либо умственный труд. В
процессе труда она изменяется. Вначале работоспособность повышается, затем держится на едином уровне, и, наконец, по мере развития утомления, снижается.
Слайд 6На графике показано изменение работоспособности в течение дня, недели, семестра.
Слайд 7СОН
Чтобы хорошо высыпаться, человеку требуется проводить в постели не менее
восьми часов. При этом ложиться спасть желательно не позднее 22.00. А реально ли это в современном мире?
Избежать быстрого утомления можно, если больше двигаться и заниматься спортом. Так получилось, что современный человек ведёт малоподвижный образ жизни, проводит большую часть времени в школе и дома за компьютером.
Для современного человека наибольшая проблема—это отказ от любимых «вредных блюд»
Отдых хорошо восстанавливает работоспособность. Ускоренный темп жизни не оставляет времени на отдых современному человеку.
Слайд 8Физиолог Д. И. Шатенштейн в 1939 году научно обосновал и доказал
в эксперименте, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Наука о запахах называется ольфактроникой. Дело в том, что в нашей жизни огромную роль играет обоняние, хотя при этом учёные отмечают, что посредством обоняния мы получаем информацию об окружающем пространстве совсем в небольшом объёме – 2%. Запах - великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не осознавая в полной мере их значения в нашей жизни.
Слайд 9Количество обонятельных клеток определяет чувствительность нашего носа. У людей площадь стенок
обонятельной полости равна пяти квадратным сантиметрам, где расположено около 6 миллионов чувствительных клеток.
У собак она достигает 100 квадратных сантиметров и содержит около 220 миллионов чувствительных клеток. В 35 раз больше.
Человек ощущает запах, если на каждую обонятельную клетку будет приходиться не меньше восьми молекул пахучего вещества..
Мизерные обонятельные способности современного горожанина отчасти объясняются плохой тренированностью
нашего носа. Пигмеи африканских джунглей во время охоты широко пользуются им. Среди промысловых охотников Сибири попадаются люди, способные в кромешной темноте свободно ходить по лесу.
В результате нос собаки в миллион раз чувствительнее человеческого.
Слайд 10 Рассмотрим подробнее механизм воздействия запахов на человека.
Когда человек вдыхает
воздух, на его обонятельный эпителий попадают молекулы воздуха – это раздражает его рецепторы. Потом рецепторы через обонятельные нервы передают сигнал в корковый центр обоняния мозга, здесь он обрабатывается. Отделы мозга, которые входят в данный центр, находятся в тесной связи с лимбической системой, которая принимает участие в поддержании постоянства внутренней среды организма, здесь же регулируются вегетативные функции, формируются эмоции, создаются мотивации
Слайд 11эмоциональная аура запаха
Проводились специальные исследования, продемонстрировавшие довольно большой разброс предпочтений по
шкале "приятных" запахов. Многое зависит и от концентрации запаха: любой, даже самый положительный запах будет раздражать, если окажется чересчур сильным и резким.
Эмоциональная аура запаха зависит от: традиции, воспитания, момента, контекста;
Слайд 12Так, у немцев приятные ассоциации вызывают запахи свечей, чистых простыней, леса
и трав.
Слайд 13Напротив, традиционно неприятные запахи кала, мочи, гниющих продуктов в ряде случаев
могут расцениваться вполне позитивно: бедуины смачивают тело мочой верблюда, эскимосы с наслаждением уплетают выдержанное мясо, а французы "навязали" свою любовь к резкому запаху "заплесневелого" сыра рокфор,
Слайд 14"Запах, или собственно обонятельное впечатление - это феномен сознания, вызванный действием
определенного материала» писал знаменитый парфюмер Эдмон Рудницка
"Возбуждение, чтобы вызвать общую реакцию, сначала переводится и кодируется", а затем уже передается через нервные импульсы в головной мозг, где этот сигнал соотносится с другой информацией, то есть попадает в знаковое поле и дешифруется, как приятный или неприятный, опасный или, быть может, расслабляющий; далее уже следует реакция на уровне поведения .
Схема этапов
1
2
3
4
Слайд 15Требуются опытные «детективы» чтобы раскрыть тайну нашего обоняния.
Слайд 16Цель опроса:
выяснить какой запах считают самым приятным ученики, учителя и
технический персонал нашей школы.
Кофейный 22%
Хвойный 14%
Запах розы 11%
Запах лимон 11%
Запах бензина 9%
Запах лекарств 7%
Ванилин 5%
Мята 5%
Стиральный порошок 3,5%
Слайд 17Эксперимент №1
Цель: выяснить, какой запах повышают физическую работоспособность спортсмена?
1
день
60% повысилась
30% СНИЗИЛАСЬ
10% не изменилась
2день
90% повышение работоспособности
10% не изменилась
3 день.
90% - работоспособность снизилась.
10% - работоспособность повысилась.
4 день. 60% - работоспособность снизилась.
20% - работоспособность повысилась.
20% - работоспособность не изменилась.
мы выяснили, что влияние запахов неоднозначно на физическую работоспособность. Самым оптимальным оказался запах лимона, он не навредил, у 90% участников повысилась активность, работоспособность.
Слайд 18 эксперемент№2
Цель: выяснить, как запахи влияют на работоспособность учителей?
Работа учителя
предполагает умственное напряжение в течении всего дня
75%- повышается работоспособность
25%- не влияет на работоспособность
мы ожидали, что запах лимона снимет сонливость, подарит бодрость и желание работать Запах лимона делает человека более точным и быстрым в его занятиях.
У всех впечатления от запаха положительное, что характеризуется подъемом настроения и работоспособности у всех испытуемых.
Слайд 1925%- повышается работоспособность
50%- снижается работоспособность
25%- работоспособность не изменилась
Проводя этот
опыт мы ожидали, что запах ванилина будет успокаивать и влиять на аппетит.
Вывод: запах ванилина отвлекает, снижает работоспособность. Вызывает чувство голода, сонливость. При длительном контакте с запахом появляется головная боль.
Слайд 2020 %- работоспособность повышается
20%- работоспособность понизилась
60%- работоспособность не изменилась
мы ожидали, что
запах пихты будет тонизировать. Результат: Одних он бодрит, у других появляется сонливость, а так же есть те, кто жаловался на головную боль. Всё зависит от предпочтений.
75%- работоспособность повышается
25%- работоспособность не изменилась
Большую часть учителей запах кофе бодрит и тонизирует, повышает работоспособность ,некоторых побуждает к еде. Все учителя сошлись во мнении , что запах приятный.
Мы теперь знаем, какие запахи поддержат работоспособность наших учителей.
Слайд 21Эксперимент №4
Цель: выяснить, какой запах повлияет на умственную активность, поможет ученикам
быстрее решить математическую задачу?
Специально для эксперимента были подобраны математические задачи одинаковые по трудности.. В эксперименте согласились участвовать учащиеся нашего класса с примерно одинаковым уровнем подготовки по алгебре.
Продолжительность эксперимента 4дня. Каждый ученик решал задачу вдыхая запах (лимона, ванилина, пихты, кофе).Время решения задачи фиксировалось.
задачу решили:
с лимоном за 150 сек
С ванилином за 100сек.
с пихтой за 100 сек.
с кофе за 120сек.
Вывод: запах кофе и лимон снижает умственную активность учеников. Активизирует умственную активность запах пихты и ванилина, помогает быстрее решать задачи.
Слайд 22 Опрос людей, профессии, которых, связаны с запахом.
Цель: выяснить как запах
повлияет на работоспособность работников аптеки, магазина бытовой химии , автозаправочной станции, кафе.
Люди работающие в вышеперечисленных местах каждый день контактируют с присущими этим местам запахам.
Вывод: Все работники этих мест считают, что уже привыкли к запаху, и особого дискомфорта он не вызывает. Только запах пищи способствует повышению работоспособности.
Слайд 23Экспериментальное исследование позволяют сделать вывод: вдыхать какой-либо запах – то
же самое, что посылать моментальный сигнал в мозг, а уже оттуда – во весь организм. От окружающих запахов также во многом зависят работоспособность, умственная активность.
Мы предлагаем в учебных заведениях организовать специальную комнату. В ней распылять запахи лимона, кофе, хвойных растений, посещать её можно на переменах. Надеемся ,что успеваемость тогда в нашей школе повысится.
Общий вывод.
Несмотря на то, что орган обоняния человека развит намного слабее, чем у животных, его значение в жизни человека огромно!
Изменения состава воздуха дает огромную информацию о состоянии окружающего мира. Через органы обоняния можно воздействовать на психическое и физическое состояние человека.
Орган обоняния очень нежный орган, его необходимо беречь, остерегаясь сильных раздражителей (ядовитых веществ). Курение и вдыхание токсических веществ приводят к полной потере нейросенсорных обонятельных клеток.
Мы будем продолжать исследование так, как еще на многие вопросы хотелось бы получить ответы. 1.Является ли нос единственной частью тела, воспринимающей запахи? 2. Обоняние - это одно чувство или два? 3.Как и по каким параметрам производить объективные замеры запахов?
Слайд 24Использовали материалы.
1.Учебник биология Человек А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. «Вентана-Граф»
2. В мире
запахов. Новожилов В.Л «Знание».
3. Атлас анатомии человек. Самусев Р.П. М. 2004. – 704 с.
4. Органы чувств. Фролов Ю.П. «Госкультпросветиздат».
5. Природа наших ощущений. Шостак В.И. Изд. «Просвещение».
6. Мир наших чувств. Экономов Л. Изд. «Знание»
7.Сеть интернет.аhttps://yandex.ru/search/?lr=10753&msid https://www.google.ru/search