Слайд 1
Урок – игра
«Покорение вершины»
Покоряет вершины тот – кто к ним
стремится!
Бутыгина Марина Вячеславовна,
учитель биологии
МБОУ СОШ №1 им. Д. Комарова
г. Шахунья
Слайд 2Урок – игра
«Покорение вершины».
Слайд 3Цель урока:
закрепить, обобщить, проверить и расширить свои знания об особенностях
строения, жизнедеятельности, организации насекомых, их многообразии, роли в природе и значении в жизни человека
Слайд 4Собираем рюкзак.
«Что возьмем с собой в дорогу?».
Слайд 6Тест
1. Органами осязания у большинства насекомых являются:
А) ротовые органы
Б) крылья В) усики и ножки Г) только ножки
2.Сколько отделов в теле насекомого?
А) три Б) два В) один Г) четыре
3.При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
А) Яйцо – взрослая особь;
Б) Яйцо – личинка – взрослая особь;
В) яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;
Г) Яйцо – куколка – взрослая особь.
4. У насекомых количество ног:
А) 4 пары; Б) 3 пары; В) 2 пары; Г) 5 пар.
5. Ротовой аппарат грызущего типа у:
А) мухи Б) бабочки В) стрекозы 4) комара
Слайд 7Ответы:
1. В) усики и ножки
2.
А) три
3. В) яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;
4. Б) 3 пары
5. В) стрекозы
Слайд 9Тренажёр
Отгадать загадку и указать название животного, отряд к которому оно относится:
1
загадка.
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Слайд 11
2 загадка
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не
виден он,
А жильцов в нём миллион.
Слайд 13
3 загадка
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Слайд 15
4 загадка
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Слайд 17
5 загадка
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Слайд 19
6 загадка
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда
тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Слайд 21Первая высота
«Многообразие насекомых»
На этом этапе небходимо соотнести отряд и насекомое.
Учащимся
раздаются карточки с названиями отрядов и коллекции насекомых.
Слайд 22Привал: «Ну и ну!»
У нас с вами первый привал. Давайте с
вами отдохнём, посидим, почитаем. Но читать мы с вами будем не просто так.
Вы должны прочитать стихотворение и найти в нём знакомых насекомых.
Определить к какому типу, классу и отряду они относятся.
Слайд 23Вторая высота
«Интересные насекомые»
Письмо барона Мюнхаузена.
Уважаемые участники экспедиции. Хочу поделиться с
Вами наблюдениями во время своего путешествия.
Когда буря закончилась, мы подняли якоря и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пройти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров с огромными грызущими ротовыми аппаратами, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили искупаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.
Слайд 24Второй привал.
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на
ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима проходит мимо -
Март, апрель, капель, весна… ….
Просыпайся, соня – сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
Слайд 25
Третья высота
«Высота почёта»
Вы знаете, что насекомые приносят огромную пользу людям.
Давайте на этой высоте соорудим в их честь «Стену почёта и благодарности»! Для этого каждая команда с помощью фломастеров и листов бумаги изготовит Почетные грамоты насекомым. Обычно в таких грамотах указывают профессию и заслуги героев. Подумайте, какой текст можно было бы написать о Насекомых.
Один лист – это одна «грамота», на ней можно указать одну «профессию», одну пользу насекомых.
Слайд 27
Третий привал
«Чем они интересны»
Интересные факты из жизни насекомых.
Отгадать
насекомое.
На первоначальной стадии развития личинка
этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и
второе в задней части тела. Более зрелая личинка
имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце.
Кровь у нее зеленого цвета.
Во взрослом состоянии она напоминает вертолет.
Этот неутомимый хищник спасает нас от других
назойливых насекомых: мух и комаров.
Слайд 29
2. Африканцы ее называют «зубы ветра». Одна самка откладывает до 400
яиц за три месяца В воздухе «зубы» могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами , до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов), а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу
Слайд 31
3. «В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере
швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак».
О ком идет речь?
Слайд 34Защита проекта.
Посмотрите сколько здесь разных и интересных насекомых. Давайте с ними
познакомимся. У вас было домашнее задание, подготовить проект о группе насекомых по плану.
Каждая группа защищает свой проект.
Общий план для проекта:
1.Изучить сведения о появлении этих насекомых.
2. Изучить сведения о строении, питании, обитании насекомых.
3. Познакомиться с видами насекомых и особенностями полёта.
4. Расширить знания о насекомых, занесённых в Красную книгу.
5. Сделать вывод о том, какую пользу приносит насекомые человеку и как мы должны защитить их от исчезновения.
Слайд 35Молодцы!
Вы добрались до вершины горы Насекомых, какие трудности пришлось преодолеть
и что вы приобрели, преодолевая трудности?
Вознаграждением за ваш труд будет развитие сообразительности, смекалки, радость от познания нового.
Слайд 36Рефлексия
Вот мы и завершили восхождение, достигли вершины. Скажите ребята , понравился
ли Вам в целом урок? Удовлетворены ли Вы результатом своей работы? Понравились ли Вам задания, выбранные учителем для урока? Нравится ли Вам работать в группах? Могу я быть спокойна за то, что вы справитесь с контрольной работой?
Слайд 37
Поднятием соответствующей карточки вы можете выразить свое мнение:
«Красный» – урок понравился,
особенно …
«Желтый» – урок понравился, но …
«Зеленый» – урок не понравился, потому что…
Слайд 38
Повторить
п. 15-19, подготовиться к контрольной работе.