Слайд 1Сколиоз
– патология
опорно-двигательного аппарата
Слайд 2Содержание
Введение
Понятие сколиоза
Формы сколиоза
2.1. Патогенез
2.2. Классификация
Особенности обследования больного со сколиозом
Профилактика и лечение
4.1.
Консервативное лечение
4.2. Оперативное лечение
5. Методика лечебной физической культуры при сколиозе
Заключение по теоретической части
6. Исследовательская часть
Литература
Приложения
Слайд 3Осанка
Непринужденное привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе и работе человека,
но без активного напряжения мышц.
При правильной осанке изгибы позвоночника умеренные, имеют равномерно-волнообразный вид; лопатки расположены симметрично, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп.
Правильная осанка способствует нормальному функционированию органов движения и внутренних органов человека, что способствует повышению работоспособности
Слайд 4Искривление позвоночника
Лордоз
(lordosis; греч. lordosis, от lordos согнувшийся, сутулый) — искривление позвоночника в
сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью кпереди.
Кифоз
(kyphosis; греч. kyphōsis искривление, горб) — изгиб позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенный выпуклостью кзади.
Сколиоз
Боковое искривление позвоночника
Лордотический тип осанки
Слайд 6Сколиоз и нарушение осанки
(сравнение)
Сколиоз
В положении лежа на животе позвоночник не в
состоянии принять нормальное прямое положение
Нарушение осанки В положении лежа на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение
Слайд 7Сколиоз
От греческого skoliosis - искривление
Распространенная деформация позвоночного столба
Течение заболевания носит хронический
характер
Относится к разряду генетически обусловленных
Диспластический сколиоз
Диспластический сколиоз
Слайд 8Сколиоз -
это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный
горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.
Левосторонний поясничный и правосторонний грудной II степени
пояснично-грудинной
Слайд 9Нарушение осанки у детей по разным возрастным группам:
7-9 лет составляет 27%
10-14
лет составляет 48%
15-17 лет составляет 33%
порок развития позвонков (полупозвонки).
Диспластический сколиоз
Диспластический сколиоз
Сколиоз и реберный горб при сирингомиелии
Слайд 10Разволокнение фиброзного кольца межпозвонкового диска
Смещение пульпозного ядра в будущую выпуклую сторону
искривления
Наклон вышележащего тела позвонка
При начальном проявлении – реберное выбухание
При тяжелой степени – реберный горб
Ассиметричное напряжение межпозвонковых мышц
Появление в позвонках структурных изменений – торсий
Изменения при сколиозе
Степени смещения
позвонков при спонделезе
Слайд 11Торсии
Это боковое искривление позвоночника – лишь нарушение осанки
Поворот вокруг вертикальной
оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую
Способствуют деформации грудной клетки и ее асимметрия
Внутренние органы при этом смещаются
Деформация позвонков развивается по определенным законам (что дает возможность прогнозировать заболевание)
Слайд 12Классификация на основе момента появления заболевания
Детский (до 6 лет)
Подростковый
Юношеский
Слайд 13Виды сколиоза
По сложности
Простой
Частичное или одно боковое искривление
Сложный
Несколько дуг искривления в
разные стороны
Тотальный
Захватывает весь позвоночник
По степени фиксации
Фиксированный
Нефиксированный
Исчезающий в горизонтальном положении
дисплазия Диггве — Мельхиор — Клаузена
Слайд 14Классификация № 1
Врожденный сколиоз
асимметрия мышечного рельефа
резкое боковое искривление в грудном
отделе
Слайд 16Классификация № 3
правостороннем грудном сколиозе IV степени
правостороннем грудном сколиозе IV
степени
Слайд 17180-175
175-155
155 - 100
Менее 100
Слайд 19Диспластический сколиоз
Системная патология соединительной ткани- накопление гликозаминогликанов и гексуроновых кислот, понижение
содержания гиалуроновой кислоты – как следствие – потеря прочности
Ослабление соединительнотканных структур во всех системах организма
Как следствие – появление дисплазии тазобедренных суставов, челюстно-лицевые аномалии, плоскостопие, дистония, изменения в нервной системе
Слайд 20Причины приобретенного сколиоза в школьном возрасте и у взрослых
Неправильная поза во
время учебных занятий – одно плечо выше другого
(это ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникает изменение связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление))
Ношение тяжестей в одной руке
У взрослых – развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы (Сколиоз скрипача, швеи, носильщика)
Может привести перелом позвоночника
Слайд 21Найдены зависимости больного сколиозом с:
Физиологическими изменениями
Заболеваниями сердечно-сосудистой системы
Заболеваниями Дыхательной системы
Психическими процессами
Снижение
уровня опосредовательности деятельности (деятельность упрощается, ее целевая структура обедняется)
Нарушается степень критичности и самоконтроля
Изменяются ценностные ориентации личности
Слайд 22Изменение в психологических процессах
Снижение объема памяти
Снижение внимания
Снижение уровня обобщения и протекания
ассоциативных процессов
Конкретность мышления
Склонность к дезадаптации
Слайд 24Исследовательская часть реферата
Слайд 25Цель работы:
Выявить степень встречаемости сколиоза у учащихся гражданских классов
Выявить степень
встречаемости сколиоза у учащихся кадетских классов
Определить средний показатель встречаемости сколиоза по школе у подростков
Сравнить средний показатель по школе и показатели по гражданским и кадетским классам с средними данными по стране
Сравнить средние показатели встречаемости сколиозом в гражданских и кадетских классах
Сделать выводы о динамике распространения заболевания по школе.
Слайд 29Выводы по исследованию
Встречаемость нарушений осанки в кадетских классах значительно ниже
Это объясняется
более активным образом жизни кадетов, их занятием физической культурой и разными видами дополнительных физических упражнений (гимнастика, акробатика, боевые искусства).
Физические занятия разного рода способствуют становлению правильной осанки и исправлению имеющихся приобретенных дефектов за счет развития мышечной системы подростков.
Слайд 31Вытягивающее упражнение
самокоррекция деформации
Корригирующее упражнение
Пассивная коррекция
нагрузка на мышцы
брюшной
стенки
Разгрузка позвоночника
Асимметричное дыхательное упражнение
Слайд 32Противопоказания
Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению
Слайд 33При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:
Можно сидеть неподвижно
не дольше 20 минут;
Старайтесь вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд
Сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.
Старайтесь сидеть “правильно”: сядьте на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрямите спину и, если можно, снимите часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;
периодически делайте специальные компенсаторные упражнения:
1) повисните и подтяните колени к груди. Сделайте упражнение максимальное число раз
2) примите на полу стойку на коленях и вытянутых руках.
Старайтесь максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.
Слайд 34Для укрепления мышц спины:
1) И.п. - стоя, руки за головой. С
силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.
2) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.
3) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.
4) И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически “вжимайтесь спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.
Слайд 35Правильная посадка
Ученика за партой
Разное положение тела
за партой
Дистанция сидения
Отрицательная
нулевая
положительная
Слайд 36Правильная посадка за столом
Туловище следует держать прямо
Голову наклонять лишь немного вперед
Между
грудью и столом должно оставаться свободное пространство в 3-4 см
Предплечья должны свободно лежать на столе
Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом
Ступни ног при этом должны полностью опираться на пол или подножку рабочего стола