Презентация, доклад по биологии Решение генетических задач, для учащихся 11 класса

Содержание

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования различных признаков

Слайд 1Решение генетических задач

Мастер-класс учителя биологии МБОУ СОШ№13 станицы Терновской Корниенко А.В.

Решение генетических задачМастер-класс учителя биологии МБОУ СОШ№13 станицы Терновской Корниенко А.В.

Слайд 2

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования различных признаков

Решение генетических задач позволяет понять сущность процессов наследования различных признаков

Слайд 3Все генетические задачи имеют единый принцип решения
Этапы решения генетической задачи:

Определить тип

задачи
Записать условие задачи в виде символов
Составить схему решения задачи
Объяснить полученные результаты


Все генетические задачи имеют единый принцип решенияЭтапы решения генетической задачи:Определить тип задачи Записать условие задачи в виде

Слайд 5Генетические символы

Генетические символы

Слайд 6Наследование некоторых признаков человека

Наследование некоторых признаков человека

Слайд 7ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой. В первом поколении все корнеплоды

были желтыми. В F2 получили 96 растений. Сколько из них будет красноплодных?

Дано:
А – желтый плод
а – красный плод
Р красный х желтый
F1 100% желтые
F2 96 растений
_______________________
F2 красноплодных растений - ?



ЗАДАЧА. Скрещивали красную морковь с желтой.  В первом поколении все корнеплоды были желтыми.  В F2

Слайд 8Пустая схема задачи
Р

♀ ?(генотип) х ♂ ?(генотип)
?(фенотип) ?(фенотип)

G ? ?

F1 ?(генотип) Х ?(генотип)
?(фенотип) ?(фенотип)

G ? ?


F2 ?(генотип), ?(генотип)
?(фенотип) ?(фенотип)





Пустая схема задачиР         ♀ ?(генотип)    х

Слайд 9Схема решения задачи
Р

♀ аа х ♂ АА
красный желтый

G а А

F1 Аа Х Аа
желтый желтый

G А , а А , а

F2 АА, 2Аа , аа (по генотипу 1 : 2 : 1)
желтый желтый красный (по фенотипу 3 : 1)
24 48 24
Ответ: 24 красноплодных растения


Схема решения задачиР         ♀   аа

Слайд 10Полное доминирование (А>а)

Полное доминирование (А>а)

Слайд 11Неполное доминирование (А=а)

Неполное доминирование (А=а)

Слайд 12Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещивание


Р

♀ АаВв х ♂ АаВв
желт/ гладк желт/ гладк

G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав
Работа с решеткой Пеннета при решении задач на дигибридное скрещиваниеР   ♀   АаВв

Слайд 13Порядок написания гамет в решетке Пеннета

Порядок написания гамет в решетке Пеннета

Слайд 14Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении

Использование симметрии решетки Пеннета при ее заполнении

Слайд 151. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот

1. Написание неповторяющихся генотипов дигомозигот

Слайд 162. Написание генотипов дигетерозигот

2. Написание генотипов дигетерозигот

Слайд 173. Написание генотипов неполных гетерозигот (ААВв)

3. Написание генотипов неполных гетерозигот (ААВв)

Слайд 184. Написание генотипов неполных гетерозигот (АаВВ)

4. Написание генотипов неполных гетерозигот (АаВВ)

Слайд 195. Написание генотипов неполных гетерозигот (Аавв)

5. Написание генотипов неполных гетерозигот (Аавв)

Слайд 206. Написание генотипов неполных гетерозигот (ааВв)

6. Написание генотипов неполных гетерозигот (ааВв)

Слайд 21 Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников

Определение фенотипов по решетке Пеннета, используя принцип треугольников

Слайд 22Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, доминантную по обоим

признакам – желтые / гладкие
Стороны большого треугольника образуют самую большую фенотипическую группу, доминантную по обоим признакам – желтые / гладкие

Слайд 23Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по первому признаку и

рецессивную по второму – желтые / морщинистые
Углы среднего треугольника образуют фенотипическую группу доминантную по первому признаку и рецессивную по второму – желтые /

Слайд 24Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первому признаку и

доминантную по второму – зеленые / гладкие
Углы малого треугольника образуют фенотипическую группу рецессивную по первому признаку и доминантную по второму – зеленые /

Слайд 25Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (зеленые /

морщинистые) расположена в правом нижнем углу таблицы
Самая малочисленная фенотипическая группа, рецессивна по обоим признакам – (зеленые / морщинистые) расположена в правом нижнем углу

Слайд 26Подсчет количества фенотипических и генотипических групп
По фенотипу:

9 : 3 : 3 : 1
жел/гладк : желт/морщ : зел/гладк : зел/морщ
4 разных фенотипа

По генотипу:
4 : 2 : 2 : 2 : 2 : 1 : 1 : 1 : 1
АаВв, ААВв, АаВВ, Аавв, ааВв, ААВВ, ААвв, ААвв, аавв
9 разных генотипов

Подсчет количества фенотипических и генотипических группПо фенотипу:

Слайд 27Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследование

Использование решетки Пеннета при решении задач на сцепленное с полом наследование

Слайд 28ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются

доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье родился ребенок без этих тревожных признаков. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, похожего на бабу-ягу по обоим признакам?

Дано:

А – сварливый характер
а – хороший характер
В - крючковатый нос
в – нормальный нос
Р ♀ хороший/крючковатый х ♂ сварливый/нормальный
F1 хороший/нормальный
_______________________
F1 сварливый/крючковатый - ? %

ЗАДАЧА. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим

Слайд 29Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенка
Р ♀

ааВ?(в) х ♂ А?(а)вв
хороший/крючковатый сварливый/нормальный


G аВ, а?(в) Ав, ?(а)в

F1 аавв (сварливый/крючковатый - ? )
хороший/нормальный
Устанавливаем генотипы родителей по известному генотипу ребенкаР   ♀   ааВ?(в)

Слайд 30Решетка Пеннета

Решетка Пеннета

Слайд 31ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные

усы (В) – над короткими. Скрестили двух дигетерозигот по этим двум признакам. Все неполные гетерозиготы оказались нежизнеспособными. Получили 16 котят. Сколько из них будут иметь полосатые хвосты и короткие усы?

Дано:

А – полосатый хвост
а – однотонный хвост
В - длинные усы
в – короткие усы
Неполные гетерозиготы нежизнеспособны
Р ♀ и ♂ - дигетерозиготы
F1 16 котят
_______________________
F1 полосатые хвосты/короткие усы - ? %

ЗАДАЧА. У кошек полосатый хвост (А) доминирует над однотонным, а длинные усы (В) – над короткими. Скрестили

Слайд 32Решение:
Р ♀ АаВв

х ♂ АаВв
полосатый/длинные полосатый/длинные

G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

F1 4АаВв, 1 ААВВ, 1ААвв, 1 ааВВ, 1 аавв
п о л о с а т ы й / д л и н н ы е полосатые/короткие однотонные/длинные однотонные/короткие

8 котят 2 котенка 2 котенка 2 котенка 2 котенка
Ответ: 2 котёнка с полосатым хвостом и короткими усами

Решение:Р   ♀   АаВв     х     ♂

Слайд 33Решетка Пеннета

Решетка Пеннета

Слайд 34ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивный (а) и

сцеплен с полом, а темный цвет волос (В) доминирует над светлым и зависит от аутосомного гена. Мужчина, с темными волосами, которому спорт давался с трудом, женился на темноволосой женщине, имеющей тройки по физкультуре. Оба супруга гетерозиготны по обоим генам. Все гомозиготы, в которых оказались два гена темных волос, погибли. Стоит ли девочкам в этой семье профессионально заниматься спортом?

Дано:
XА – быстрое сокращение мышечных волокон (спортсмен)
Xа – неспортсмен
В – темные волосы
в – светлые волосы
Гомозиготы с ВВ - нежизнеспособны
Р ♀ и ♂ - дигетерозиготы
____________________________________________________________________________________________________________________________________
F1 девочки - спортсменки - ? %

ЗАДАЧА. Способность к быстрому сокращению мышечных волокон признак рецессивный (а) и сцеплен с полом, а темный цвет

Слайд 35Решение:
Р ♀ XА XаВв

х ♂ XА УВв
неспортсменка/темные неспортсмен/темные

G XАВ, XАв, XаВ, Xав XАВ, XАв, УВ, Ув

F1 ♀ 2XАXАВв, 2 XАXаВв, 1 XАXАвв, 1 XАXавв
неспортсменка/ неспортсменка/
темные светлые

♂ 2XАYВв, 2XаYВв, 1 XАYвв, 1XаYвв
неспортсмен/ спортсмен/ неспортсмен/ спортсмен/
темные темные светлые светлые




Ответ: нет, профессиональным спортом девочкам из этой семьи заниматься не стоит

Решение:Р    ♀ XА XаВв

Слайд 36Решетка Пеннета

Решетка Пеннета

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть