Слайд 1Работоспособность. Режим дня.
Смирнов Сергей Иванович
МБОУ «Темтовская ООШ»
Слайд 2Сильную волю, характер
Как вам кажется, что нужно иметь, чтобы достигнуть своей
цели, чтобы преодолеть трудности?
Слайд 3Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант.
Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает.
Оноре де Бальзак
Слайд 4Из разговора учителя с родителем ребёнка
Мама: Помогите! У моего сына большие
проблемы! Он постоянно спешит и никуда не успевает! В десять вечера садится за уроки, а в одиннадцать уже засыпает прямо за письменным столом! Вся семья за него уроки делает, чтобы он двоек не нахватал!
Учитель: Вашему сыну нужно просто наладить режим дня.
Мама. Да наладили мы режим! Вот, пожалуйста:
Подъем - 7.00. Школа - 8.30. Тренировка, компьютерные игры, футбол во дворе - каждая минута расписана!
Учитель: Тогда у меня есть вопросы к вашему сыну. Почему он садится за уроки в 22.00?
Мама: Да потому что у него куча дел!
Учитель: Перечисли, пожалуйста, чем он вчера занимался после школы.
Сын: Сначала музон послушал, чтобы после школы расслабиться, потом к другу пошел - я ему обещал новую игру на компьютер поставить, потом во дворе с ребятами в футбол поиграл - у них на воротах стоять некому было, потом с девчонками в карты резался, пока мама домой не загнала.
Учитель: Понятно. Второй вопрос: у тебя хватило времени, чтобы сделать все уроки?
Сын: Нет, я только стихотворение успел выучить и отрубился. Бабушка сочинение всю ночь писала, мама математику решала, ну а перевод по английскому никто не сделал. Я думал, что смогу этот текст перевести за 15 минут, а оказалось, что там нужно час возиться - ну и схватил «пару».
Учитель: Ситуация прояснилась.
Мама: Ой, что это - болезнь? Может, это заразно? У нее есть диагноз?
Учитель: Диагноз простой - неорганизованность. Думаю, мы вашему сыну сможем помочь.
Слайд 5А рецепт тут только один - самоорганизация!
Слайд 6Работоспособность
Работоспособность – это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на
протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью.
Работоспособность, подобно работе, подразделяется на:
— умственную. Умственная работоспособность – это способность выполнять определенное количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы
— физическую. Физическая работоспособность – это способность выполнять максимально возможное количество физической работы за счет активации функции опорно-двигательного аппарата. Естественно физическая работоспособность зависит и от состояния нервной системы, иннервирующей опорно-двигательный аппарат.
Слайд 7Стадии работоспособности
Первую стадию работоспособности называют врабатыванием или нарастающей работоспособностью. Человек не
может сразу полностью включиться в работу. Это требует времени. Он должен приспособиться к обстановке и к людям, с которыми работает. У одних людей стадия врабатывания проходит быстро, у других она затягивается. Одной из причин такого затягивания может быть неподготовленность рабочего места. Отвлечения от работы, поиск забытых вещей отбрасывают человека к началу вхождения в работу.
Слайд 8В период врабатывания рабочие навыки неустойчивы, они не отличаются прочностью, совершается
много лишних движений, и даже случается так, что следующая стадия устойчивой работоспособности так и не наступает, а сразу начинается стадия истощения. Надо помнить, что стадия врабатывания – самая уязвимая. Работу нельзя прерывать, никакие отвлечения в это время недопустимы, а отдых вреден, так как он препятствует наступлению наиболее благоприятной стадии работоспособности.
Слайд 9При наступлении стадии устойчивой, или оптимальной, работоспособности человек целиком и полностью
сосредоточивается на деле. Посторонние мысли уходят, выработанные навыки четко осуществляются, человек ощущает легкость и испытывает удовольствие от труда. Работа идет споро, и результаты ее ощутимы. Чтобы отодвинуть наступающее утомление, полезно делать небольшие перерывы и проводить их в режиме активного отдыха.
Слайд 10Выполняя домашнее задание, например, по русскому языку, через какое-то время прервитесь:
сделайте несколько физкультурных движений, подметите пол, займитесь другим делом. Перерыв не должен длиться более 5-10 мин. Такая непродолжительная смена деятельности поддерживает оптимальную работоспособность и в то же время позволяет не отключиться от главного дела и быстро включиться в работу. Однако стадия оптимальной работоспособности рано или поздно кончается.
Слайд 11Переход к стадии истощения, как правило, происходит незаметно. Постепенно человек начинает
замечать усталость, появляются ошибки, различные сбои в работе. При физических нагрузках ощущается нехватка воздуха, учащается сердцебиение. Обычно в этом состоянии активный отдых не помогает. Нужен пассивный отдых, сон. Однако при сильных физических нагрузках переход к отдыху должен быть постепенным. Вначале надо немного походить, дождаться, пока успокоятся пульс и дыхание, а потом уж заняться спокойной работой или даже прилечь отдохнуть.
Слайд 12Режим дня
Рационально построенный режим жизнедеятельности
конкретного человека, который с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, семейного, профессионального и
культурного бытия …
Адаптивная физическая культура.
Краткий энциклопедический словарь
Слайд 13Проверь себя
Подумай и поставь « +» рядом с теми
проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.
1. Почерк стал хуже
2. Буквы бывают неровными, кривыми
3. Трудно учить уроки
4. Много ошибок, исправлений
5. Долго собираюсь делать уроки
6. Быстро отвлекаюсь
7. Трудно выучить стихотворение
8. Трудно решить задачу
9. Трудно запомнить условие задачи
10. Быстро устаю
11. Мне бывает трудно усидеть на одном месте
Слайд 14Если «+» больше трёх, возможно, нужно изменить распорядок дня.
Если будешь ты
стремиться
Распорядок выполнять,
Лучше будешь ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Слайд 15Правильно организованный режим дня школьника предусматривает
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2.
Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Слайд 16Памятка «Режим дня»
1. Если ты проснулся, распрямись, потянись, но не задерживайся
в постели долго, это расслабляет, а у тебя впереди рабочий день.
2. Для восстановления сил организму необходимо 7, 8 и даже 9 часов сна (это индивидуально). Ложись спать не позднее 22 часов.
3. Старайся вставать рано (6.30 — 7.00). Сделай утреннюю зарядку, лучше на свежем воздухе.
4. Почисти зубы, прими душ, приведи волосы и одежду в порядок.
5. Не переедай на ночь, плотно позавтракай утром.
6. Если позволяет время и расстояние, иди в школу пешком.
7. Не планируй много дел на один день, это утомляет и нервирует.
8. От правильного планирования дня и выполнения плана зависят твои свободное время и отдых.
9. Не забывай, что умственный труд полезно чередовать с физическим.
10. Не сиди долго без движения или в одной и той же позе, делай перерывы для зарядки или просто потанцуй под музыку. Это улучшает кровообращение и настроение.
11. Береги зрение. Не читай лежа в постели или при плохом освещении. Не сиди долго у компьютера.
12. Для восстановления физических сил и умственной работоспособности необходим отдых после окончания учебных занятий в школе.
13. Помни, что подъем умственной работоспособности в послеобеденное время наступает в 16 часов, к 19—20 часам работоспособность понижается.
14. Активный отдых необходим после выполнения 1—2 уроков. Можно делать перерывы по 10—15 минут на протяжении всего времени подготовки уроков.
15. Никогда никуда не опаздывай, приходи в назначенный час, береги время свое и других.
16. Если назначена встреча, организуй свое время так, чтобы у тебя не было в этот момент других дел.
Слайд 17Многие дела можно строго расписать по времени (например, занятия в кружках),
что-то можно поменять местами. Но есть три важных постоянных дела в твоем режиме дня: сон, подъем и время приема пищи. Это настроит твой организм на четкий ритм здоровья. Будь сам к себе требователен, и у тебя убавится проблем.
Слайд 18Воля – это то, что заставляет тебя побеждать когда твой рассудок
говорит, что ты повержен