Слайд 1Происхождение человека.
Киекова Эльмира Ринатовна
Учитель биологии, МАОУ «СОШ № 2»,
Пермский край ,
г.Чернушка
Слайд 2Киекова Эльмира Ринатовна
Темы уроков
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза: социальные
и биологические
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа
Человеческие расы, их происхождение и единство
Слайд 3Киекова Эльмира Ринатовна
Доказательства происхождения человека от животных
Задачи
урока:
Ознакомить с основными группами доказательств происхождения, которыми располагает современная биологическая наука
Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения
Убедить о том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древнейших человекообразных обезьян
Слайд 4Киекова Эльмира Ринатовна
Теории развития человека
Каждое племя имело священное животное- от которого,
как считалось, оно вело свой род.
В 19 в. Жорж Кювье сказал: « Человек сотворен Богом, как сказано в Библии.»
Ученые сравнивают ДНК 2 живых существ.
Линней- определил человека в одну группу с приматами
Ламарк- утверждал , что человек произошел от человекообразных обезьян
Дарвин- доказал, родство человека и человекообразных обезьян
Слайд 6Киекова Эльмира Ринатовна
Доказательства происхождения человека от животных
Физиологические- сходство процессов
Эмбриологические- сходство этапов
развития эмбрионов
Палеонтологические- находки останков древних человекообразных
Биохимические- сходство химического состава
Сравнительно-анатомические- единый план строения тел
Генетические- сходство количества хромосом
Слайд 7Киекова Эльмира Ринатовна
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Сходство в строении скелета
и внутренних органов
Очень похожие зубы
Наличие ногтей
Общие болезни
Сходное число хромосом
Близкий химический состав крови
Сходный аминокислотный состав
Способность переживать сходные эмоции
Высокая способность к обучению
Хорошая память
Способность накапливать жизненный опыт
Сложные формы заботы о потомстве
Слайд 9Киекова Эльмира Ринатовна
Итоги эволюции человека
Возникновение прямохождения
Расширение и укрепление таза
Облегчение челюстного аппарата
Освобождение
рук
Противопоставление большого пальца
Изготовление и использование орудий
Сплочение членов общества
Совершенствование звуковой сигнализации
Прогрессирование развития головного мозга
Возникновение абстрактного мышления
Создание искусственной среды существования
Слайд 10Киекова Эльмира Ринатовна
Выводы по теме
Большое количество общих черт между человеком и
человекообразными обезьянами
Историческое развитие их шло по пути дивергенции
Итоги эволюции человека: прямохождение, изменение скелета, рука как орган труда, сплочение членов общества, звуковая сигнализация, развитие мозга
Человек относится к группе приматов
Слайд 11Киекова Эльмира Ринатовна
Вопросы для повторения
Что вы понимаете под термином «антропогенез»?
Почему современные
человекообразные обезьяны в процессе своего исторического развития не превратились в человека?
Чем объясняется большое число сходных черт между человеком и человекообразной обезьяной?
Чем объясняется наличие существующих различий между ними?
Слайд 12Киекова Эльмира Ринатовна
5.Эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции
или по пути дивергенции? Почему так думаете?
6. Какие проблемы и трудности возникают у человека в связи с прямохождением?
7. Какое значение имеет противопоставление большого пальца остальным на руке человека?
8. Почему кисти рук у обезьян крюкообразные?
9. В чем преимущества абстрактного перед конкретным?
Слайд 13Киекова Эльмира Ринатовна
Движущие силы антропогенеза.
Предшественники человека.
Задачи урока:
Сформировать систему знаний
об антропогенезе и предшественниках человека
Научить применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения человека
Сформировать убежденность в том, что ведущую роль в становлении человека играли социальные факторы
Слайд 14Киекова Эльмира Ринатовна
Систематическое положение человека
Царство
животные
Тип хордовые
Класс млекопитающие
Отряд приматы
Семейство люди
Род человек
Вид человек разумный
Слайд 15Киекова Эльмира Ринатовна
Движущие силы антропогенеза.
Биологические:
Естественный отбор
Дрейф генов
Изоляция
Наследственная изменчивость
Социальные:
Общественная жизнь
Сознание
Речь
Трудовая деятельность
Слайд 17Киекова Эльмира Ринатовна
Вопросы для повторения
Приведите примеры высокой способности к обучению у
современных человекообразных обезьян?
Почему у обезьян сильнее, чем у человека, развит лицевой отдел черепа?
Почему считается, что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способности? Как это можно объяснить?
Почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они как и предки человека, живут группами, и им тоже необходимо общаться друг с другом?
Слайд 18Киекова Эльмира Ринатовна
5. Приведите примеры передачи обезьянами своего жизненного опыта потомкам.
Что появилось раньше : речь или групповой образ жизни? Почему вы так думаете?
6. Какие из признаков человека не наследуются? Почему вы так думаете?
7. Что такое социальные отношения? Как они развились в процессе антропогенеза?
8. Какие факторы эволюции человека возникли раньше: биологические или социальные? Почему вы так думаете?
Слайд 19Киекова Эльмира Ринатовна
Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа
Задачи урока:
Сформировать представления
об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа
Научить сравнивать предков и объяснять причины их сходства и различия, выявлять биологические и социальные организации у них
Убедить, что человек мог пройти длительный путь исторического развития, сопровождающийся постепенным усложнением его биологической и социальной организации
Слайд 20Киекова Эльмира Ринатовна
Происхождение человека
Первые приматы появились около 70 млн. лет назад.
Первые
человекообразные обезьяны – 34 млн. лет назад.
Слайд 21Киекова Эльмира Ринатовна
Родословная человека
Насекомоядные млекопитающие
парапитеки
дриопитеки
проплиопитеки
шимпанзе
горилла
гиббон
орангутан
австралопитек
Древнейшие люди (питекантроп,
синантроп, гейдельбергский человек)
Древние
люди (неандертальцы)
Новые люди (кроманьонец,
современный человек)
Слайд 22Киекова Эльмира Ринатовна
Австралопитеки
По латыни- «южные обезьяны». Обитали в степях Африки.
Первое достижение:
прямохождение
Второе: постепенная утрата «шубы из густой шерсти»
3. Орудие- подручные средства: палки, кости, рога антилоп.
Слайд 23Киекова Эльмира Ринатовна
Массивные австралопитеки
Живут группами
Занимались собирательством
Кочевой образ жизни
Координация действий во время
охоты
Используют примитивные орудия из рогов, зубов
Слайд 24Киекова Эльмира Ринатовна
Человек умелый
HOMO habilis
У них были круглые головы, треугольные лица,
кожа- цвета охры, маленького роста, с бородой.
Они готовили на огне.
Изготовление новых оружий, ручные рубила, скребки, наконечник.
Слайд 25Киекова Эльмира Ринатовна
Человек выпрямленный
Homo erectus- обезьяночеловек.
Уже не боялись огня. Готовили пищу
на огне, поддерживали его, чтобы он не потух.
Руки были хорошо развиты, имел зачаточную речь
Слайд 26Киекова Эльмира Ринатовна
Стадия архантропов
синантроп - древнейший человек
Изготавливает обработанные каменные орудия
(скребки, ножи)
Общественный образ жизни
Использует огонь
Строительство очагов
Первые захоронения
Слайд 27Киекова Эльмира Ринатовна
Стадия палеоантропов
древний человек(неандерталец)
Изготавливает примитивные каменные орудия труда( деревянные копья,
сколотый камень, скребок, рубило).
Общественный образ жизни; поддержание огня.
Слайд 28Киекова Эльмира Ринатовна
Тяжелая жизнь неандертальцев
Слайд 29Киекова Эльмира Ринатовна
Стадия неоантропов-
человек разумный
Homo sapiens
Рост 155 см, лоб скошенный, низкий
Изготавливает
сложные орудия труда и механизмы.
Наивысшие достижения в науке, технике, искусстве.
Слайд 30Киекова Эльмира Ринатовна
Кроманьонец
Изготавливает сложные составные орудия труда из кости и
камня.
Родовая община.
Строительство поселения.
Появление обрядов.
Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия.
Слайд 31Киекова Эльмира Ринатовна
Залог успешной охоты
Слайд 32Киекова Эльмира Ринатовна
Жилище из костей и бивней мамонта
Слайд 33Киекова Эльмира Ринатовна
Выводы по теме
Данные палеонтологии позволили ученым выявить основные этапы
исторического развития человека, начиная с древних человекообразных обезьян
Промежуточными формами на пути то обезьяны к современному человеку, вероятно, являются: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец
Слайд 34Киекова Эльмира Ринатовна
Вопросы для повторения
Согласны ли вы с тем, что действие
естественного отбора на современного человека ослаблено, по сравнению с первыми этапами антропогенеза?
Приведите примеры проявлений наследственной изменчивости человека
Объясните почему биологическая эволюция человека в последнее время затормозилась?
Слайд 35Киекова Эльмира Ринатовна
4. Дриопитек питался в основном растительной пищей, а неандерталец-
преимущественно животной. Каким образом можно объяснить это различие?
5. Какие преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?
6. Как доказать, что кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец?
7. Челюсти австралопитека более массивные, чем у современного человека. Что можно сказать об особенностях питания австралопитека, основываясь на данном факте?
Слайд 36Киекова Эльмира Ринатовна
Человеческие расы, их происхождение и единство
Задачи урока:
Дополнить и обобщить
имеющиеся знания о человеческих расах
Научить школьников использовать знания о расах человека для доказательства единства их происхождения
Сформировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал - дарвинизма
Слайд 37Киекова Эльмира Ринатовна
Человеческие расы
европеоидная
монголоидная
негроидная
Коренное
население
Европы, Южной
Азии и Северной
Африки
Коренное
население
Центральной и
Восточной Азии,
Индонезии, Сибири
Коренное население
Центральной и
Южной Африки,
Австралии
Узкое лицо
Сильно выступающий
нос
Мягкие волосы
Светлый или смуглый
цвет лица
Губы тонкие
Сильно развитая
борода и усы
Уплощенное, широкое
лицо
Уплощенный нос
Жесткие, прямые волосы
Кожа темная, с желтым
оттенком
Глаза узкие
Сильно выступающие
скулы
Лицо узкое и сильное
Широкий нос
Курчавые черные
волосы
Широко открытые
глаза
Губы толстые
Кожа темная
Слайд 38Киекова Эльмира Ринатовна
Выводы по теме
Эволюция человека привела к образованию нескольких человеческих
рас, сформировавшихся в условиях относительной изоляции друг от друга
Различия между расами не являются принципиальными. Поэтому нет оснований считать одни расы - высшими, другие -низшими
Слайд 39Киекова Эльмира Ринатовна
Вопросы для повторения
Какие причины(условия) могли привести к формированию нескольких
рас у человека?
В чем может заключаться биологическое значение:
Обильного роста бороды и усов у европеоидов;
Сильно развитой кожной складки у монголоидов;
Узких глаз у монголоидов;
Темной кожи у негроидов.