Слайд 1Эпиграф урока:
«С малой удачи начинается большой успех»
Слайд 2Кто изображён на фотографиях?
Чем они сходны между собой?
Слайд 4Сказка о житии-бытии
растительной клетки
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там
и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит –
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днём и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку (так растёт листок иль ветка),
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название «растение»
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Слайд 5
Проблемная ситуация и целеполагание
О чём говорилось в сказке?
Какую тему
мы будем сегодня изучать?
Сформулируйте цель урока, используя данную сказку.
Слайд 6Процессы жизнедеятельности клетки.
Великие естествоиспытатели
Слайд 7Актуализация знаний
Какие процессы жизнедеятель-ности клетки вы уже знаете?
Все ли
клетки дышат? Что они поглощают и выделяют?
Все ли клетки питаются? Как питаются растительные клетки?
Слайд 8 Жизнедеятельность – сово-купность процессов, протекаю-щих в живом организме, слу-жащих поддержанию
в нём жизни и являющихся проявле-ниями жизни.
Слайд 9Используя текст §7 учебника и предложенную информацию,
заполните таблицу.
Слайд 10Поступление веществ
в клетку
В клетках листа элодеи
под микроскопом можно увидеть, что зелёные пластиды (хлоропласты) плавно переме-щаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки.
По их перемещению можно судить о движении цито-плазмы.
Движение цитоплазмы спо-собствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.
Слайд 14О2
(кислород)
СО2
(углекислый
газ)
Дыхание
Слайд 17РАССМОТРИТЕ РИСУНОК, ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО ТАКОЕ
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
ВОДА
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ
КИСЛОРОД
Слайд 18Обмен веществ
Питательные
вещества
Продукты распада
Кислород
Углекислый газ
Слайд 19Превращение веществ в клетке
Вещества, поступающие в клетку
Вещества, выделяемые клеткой
Слайд 25Рост клетки
Молодые клетки содержат много мелких вакуолей. В старой клетке обычно
имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма, в которой находится ядро, прилегает к клеточной оболочке.
Слайд 27 Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в
жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
А.П. Чехов
Слайд 28Аристотель (384-322 гг. до н. э.)
Один из основателей биологии, исследовал
внешнее и внутреннее строение животных, первым обобщил биологические знания, накопившиеся до него человечеством, разработал систематику животных и определил в ней место человека.
Слайд 29Теофраст (372-287 гг. до н.э.)
Создал первую систему ботанических понятий,
первым обобщил знания о растениях, объединив свои наблюдения с практическими знаниями земледельцев и врачей.
Слайд 30Роберт Гук (1635-1703 гг.)
Английский естество-испытатель.
Усовершенствовал микроскоп и установил
клеточное строение тканей, ввел термин «клетка».
Слайд 31Карл Линней (1707-1778 гг.)
Создал классификацию организмов, которая использовалась на
протяжении многих лет. Предложил давать научные названия животным и растениям на латинском языке.
Слайд 32Жан Батист Ламарк
(1744-1829 гг.)
Французский естество-испытатель.
Стал первым биологом,
который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира.
Слайд 33Чарлз Дарвин (1809-1882 гг.)
Создал эволюционное учение, объясняющее возникновение современных
видов живых организмов. Объяснил причины разнообразия растений, животных и других живых существ.
Слайд 34Грегор Иоганн Мендель
(1822-1884 гг.)
Основоположник учения о наследственности. Открытие
им закономерностей наследования стало первым шагом на пути к современной генетике.
Слайд 35Луи Пастер (1822-1895 гг.)
Французский микробиолог и химик. Пастер,
показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал
одним из основоположников микробиологии и иммунологии.
Слайд 36Илья Ильич Мечников
(1845-1916 гг.)
Русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог. основоположник
иммунологии. Определил, как наш организм борется с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Слайд 37Иван Михайлович Сеченов
(1829-1905 гг.)
Русский ученый. Особенно
большой вклад внёс в изучение центральной нервной системы, где ему принадлежат фундаментальные открытия, составляющие основу всех форм мозговой деятельности.
Слайд 38Иван Петрович Павлов
(1849-1936 гг.)
Русский учёный, первый русский нобелевский
лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы.
Слайд 39Владимир Иванович Вернадский
(1863-1945 гг.)
Русский ученый, создатель учения о биосфере
(от греческих слов биос – «жизнь» и сфера – «шар»). Биосфера – оболочка жизни. В неё входят все живые обитатели нашей планеты.
Слайд 40Маттиас Шлейден
(1804-1881 гг.)
Теодор Шванн
(1810-1882 гг.)
Сформулировали клеточную теорию, основываясь на
множестве исследований о клетке (1838-1839 гг.). Рудольф Вирхов в 1855 г. дополнил её важнейшим положением (всякая клетка происходит от другой клетки).
Слайд 41Николай Иванович Вавилов
(1887-1943 гг.)
Русский учёный, путешественник,
в многочисленных дальних
экспедициях изучал многообразие и географическое распространение культурных растений, определил центры многообразия и происхождения культурных растений.
Слайд 42Да – Нет-ка
Отметка
«5» – 7-8 правильных ответов
«4» – 6 правильных ответов
«3»
– 5 правильных ответов
Слайд 43Да – Нет-ка
Отметка
«5» – 7-8 правильных ответов
«4» – 6 правильных ответов
«3»
– 5 правильных ответов
Слайд 44 РЕФЛЕКСИЯ
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие
знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
Слайд 45Домашнее задание
Повторить параграфы 1-7, подготовиться к обобщающему уроку по теме
«Биология – наука о живом мире».
Выполнить задания в рабочей тетради.
Слайд 46Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех!
Вот
настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я: «До свидания!
До отличных новых встреч!»