Слайд 1 Разработала
преподаватель биологии
Зеленодольского механического колледжа
Балашова Валентина Вениаминовна
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях
Ч. Дарвина.
Задачи:
- образовательные: обосновать сущность и значение движущих сил эволюции как основных факторов эволюции; обеспечить усвоение учащимися основных сил эволюции по Ч. Дарвину и значения дарвинизма
- воспитательные: побудить учащихся к активной познавательной активности; совершенствовать работать самостоятельно и в коллективе; продолжить формирование устойчивого интереса к биологии;
- развивающие: продолжить развитие информационно-коммуникативной компетенции; формирование навыков работы в группе, паре через различные виды деятельности: интеллектуальную, исследовательскую; развивать навыки образовательной компетенции, аргументировано принимать любую точку зрения, отстаивать свою.
Слайд 3
1831-1836 г. – путешествие на корабле «Бигль»
1859 г. –
«Происхождение видов путем естественного отбора…»
1886 г. – «Изменение домашних животных и культурных растений»
1871 г. – «Происхождение человека и половой отбор»
Слайд 4 Учение Чарлз Дарвина:
Результат эволюции- многообразие видов.
Движущие силы
эволюции сортов растений и пород животных – наследственная изменчивость и искусственный отбор.
Главные силы эволюции – борьба за существование и естественный отбор.
Материал для естественного отбора – наследственная изменчивость.
Стабильность вида обуславливает – наследственность.
Причина видообразования – дивергенция.
Результат естественного отбора – адаптация видов к среде.
Слайд 5ЭВОЛЮЦИЯ
Установить смысловые связи
Слайд 6
Борьба
за существование
Естественный отбор
Наследственная изменчивость
стабилизирующий
стабилизирующий
генотипическая
фенотипическая
внутривидовая
межвидовая
стабилизирующий
Слайд 7Эволюция – исторический процесс развития живой природы, происходящий на основе главных
движущих сил эволюции:
Наследственной изменчивости
Борьбы за существования
Естественного отбора
Слайд 9Результаты борьбы за существование
Внутривидовая борьба - приводит к сохранению популяции и
вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.
Межвидовая борьба - приводит к победе более жизнеспособных особей или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.
Борьба с неблагоприятными условиями - приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов
Слайд 10Определить формы борьбы за существования
Межвидовая Внутривидовая
Борьба с неблагоприятными условиями
1. токование тетеревов; 2. гибель рыбы в зимнем водоёме; 3. конкуренция скворцов за скворечник; 4. паразитизм лямблий и трипаносом в кишечнике и крови человека; 5. горностай и ласка охотятся за полевой мышь; 6. молодые побеги тополя прорастают через трещины в асфальте; 7.стрекозы и пауки поедают мух и комаров; 8. турнирные бои самцов зебры
9. семя календулы попало в болото
Слайд 12Естественный отбор —это процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается
число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
Формы естественного отбора
1. Стабилизирующий – это сохранение среднего значения признака.
2. Движущий – это изменение среднего значение признака
Слайд 13Формы естественного отбора
1. Стабилизирующий –
2. Движущий –
Характерные признаки для видов отбора?
Условия среды изменяются;
Сохраняется средняя величина показателя;
Условия среды постоянны;
Происходит изменение признака;
Происходит сохранение признака;
Приводит к образованию нового вида;
Слайд 14Формы естественного отбора
Стабилизирующий – 2, 3, 5
Движущий – 1, 4, 6
Слайд 18Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером
Окраска шерсти белого медведя
Окраска жирафа
Окраска шмеля
Форма тела у палочника
Окраска божьей коровки
Яркие пятна у гусениц
Строение цветка орхидеи
Внешний вид мухи-журчалки
Форма тела цветочного богомола
Поведение жука-бомбардира
1) Покровительственная окраска
2) Маскировка
3)Мимикрия
4) Предупреждающая окраска
5) Приспособительное поведение
6) Покровительственная окраска
7) Маскировка
8) Мимикрия
9) Предупреждающая окраска
Слайд 20Микроэволюция.
элементарные эволюционные факторы
Направляющие:
Ненаправляющие:
1. Борьба за существование 1. дрейф генов 2. Естественный отбор 2. волны жизни
3. мутация
4. изоляция
элементарная структура -
популяция, насыщенная элементарным эволюционным материалом - мутациями
Элементарные эволюционные явления –изменение генофонда
Финетическая эволюция видообразование
(приводит к возникновению (приводит к образованию новых приспособлений) популяций
Слайд 21Макроэволюция-образование надвидовых систематических групп
Биологический прогресс
1.увеличение количества видов
2. возникновение новых
приспособлений
3. расширение ареала
Биологический регресс
1. уменьшение количества видов
2. сужение ареала
3. вымирание вида
Слайд 22 Пути эволюции
Ароморфоз- это крупные эволюционные изменения, ведущие к повышению уровня
организации (четырехкамерное сердце, постоянная температура тела, фотосинтез)
Идиоадаптация – это частные приспособления не ведущие к повышению организации (форма тела рыбы, яркая окраска венчика, иголки сосны)
Дегенерация – это упрощение организации (паразитические черви, отсутствие зрения у крота)
Слайд 23Определите, какими буквами на схеме представлены ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация?
Слайд 24Какой процесс происходит в природе чаще: ароморфоз или идиоадаптация?
Слайд 25Приложение 2. Ответы на вопросы.
А. ароморфоз – 2,
3, 4, 5, 7, 8
И. идиоадаптация – 6, 11, 12, 13
Д. дегенерация – 1, 9, 10, 14,
Слайд 31Объяснить явления
На расчищенной от травы площадке учёные к колышкам привязали богомолов
трёх цветов - бурых, жёлтых, зелёных. За время опыта птицами было уничтожено 60% жёлтых, 55% зелёных и только 20% бурых богомолов. Как можно объяснить полученные учёными результаты опытов?
Всем известно, что корни растений растут вниз, проникая вглубь почвы. Однако в джунглях Венесуэлы были обнаружены 12 видов деревьев, корни которых взбирались вверх по стволу.
Что могло стать причиной "странного поведения корней?
Слайд 32Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг
слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать.
Крылья стрижа обеспечивают ему очень быстрый и маневренный полёт, но не позволяют взлететь, если птица случайно окажется на земле (стрижи гнездятся только на высоких обрывах); яркая окраска самца павлина обеспечивает ему успех у самок, но одновременно привлекает хищников.
В чем проявляется относительный характер приспособлений?
Слайд 33литература
Общая биология 10 -11классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /
Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшиц; Рос.акад.наука, Рос.акад.образование, изд-во «Просвещение» - М.:просвещение, 2012г.
Общая биология 10 -11классы: учебник для общеобразоват. учреждений: профил. Уровень: в 2ч., ч.1/ П.М. Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М. Дымшица; по редакцией В.К.Шумского и Г.М. Дымшица; Рос.акад.наука, Рос.акад.образование, изд-во «Просвещение» - М.:просвещение, 2012г.
Общая биология 10 -11классы: учебник для общеобразоват. учреждений: профил. Уровень: в 2ч., ч.2/ П.М. Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М. Дымшица; по редакцией В.К.Шумского и Г.М. Дымшица; Рос.акад.наука, Рос.акад.образование, изд-во «Просвещение» - М.:просвещение, 2012г.
Вахрушев А,А. «Биология (общие закономерности)» 10-11 кл.; учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Е.И.Родионова,М.Н. Розанова – М: Баласс, 2012г.
«Общая биология» Учебник для10 -11кл. общеобразоват. учреждений С.В. Вертьянов под. Ред. Ю.П.Алпухова, М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012г.
Интернет-ресурсы:
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).