Слайд 1
Учебно-исследовательская и проектная деятельность
на уроках
биологии и ОБЖ
и во внеурочное время при реализации ФГОС
Составила: Никашова Анжелика Михайловна,
учитель биологии,
1 квалификационной категория.
Слайд 2
МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий
учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного ПРОДУКТА.
Слайд 3В образовательном процессе
метод проектов - учебный
Главная цель проекта
Развитие способности самостоятельно
добывать знания
Научить самостоятельно добывать знания
Для этого надо
разбудить в каждом природную любознательность,
сформировать общие учебные умения,
создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и
самостоятельность,
необходимо организовать работу по самостоятельному добыванию знаний
Слайд 4
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Слайд 5Продолжительность проектов:
Краткосрочные – 1-2 часа, неделя
Долгосрочные – четверть , год
Слайд 6Проект – это “пять П”:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Слайд 7Практико-ориентированный проект (социальные интересы).
Исследовательский проект (подлинно научное исследование).
Информационный проект (результат –
формирование информационной среды класса).
Творческий проект (альманахи, театрализации, фильмы, произведения искусства…)
Ролевой проект (результат проекта открыт до самого конца).
Слайд 8Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов.
Выбор тем.
Планирование деятельности по реализации
проекта.
Слайд 9Последовательность работы над проектом
I- Подготовительный
1. Определение темы и
целей проекта.
2. Подбор рабочей группы
II- Планирование ( план действий)
Определение источников информации
Определение способов сбора и анализа информации
Определение способа представления результатов (форма отчета)
Распределение задач (обязанностей) между членами группы
III- Исследование
Сбор информации и решение промежуточных задач.
Слайд 10Последовательность работы над проектом
IV. Результаты и/или выводы
1.
Анализ информации.
2. Формулирование выводов.
V . Представление или отчет( письменный, устный)
Презентация, реферат,видеофильм ...
VI. Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Слайд 11Примерный план защиты проекта.
1. Представление авторов проекта, темы проекта.
2.
Продолжительность выполнения проекта.
3. Кто вам помогал в выполнении работы (в подборе материала, печатании реферата, выполнении продукта и т.д.)?
4. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?
5. Что было наиболее интересно и познавательно для вас в процессе работы?
6. Что самое интересное, важное, удивительное, ценное для себя вам удалось узнать по своей теме, рассказать об этом.
7. Представление продукта.
Слайд 12«Биология. Животные. 7 класс»
Проектные работы:
«По страницам Красной книги»
«Сказочный мир бабочек»,
«Птицы Рязанской области»,
« Млекопитающие разных материков, занесенные в Красную книгу»
Слайд 13Сайт
Анализ данных соцопроса
Атлас
Бизнес-план
Выставка
Газета
Видеоклип
Журнал
Карта
Коллекция
Макет
Костюм
Праздник
Письмо к…
Путеводитель
Статья
Сценарий
Чертеж
Экскурсия
Учебное пособие
Сказка
Справочник
Система школьного самоуправления
Оформление кабинета
Мультимедийный продукт
Модель и др.
Слайд 14«Биология. Человек. 8 класс»
Исследовательские работы:
«Проверяем правильность осанки»
«Есть ли у вас плоскостопие»,
«Гибок ли ваш позвоночник»,
« Сравнение крови человека с кровью лягушки»
«Пульс и движение крови»
«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»
«Функциональная сердечная проба»
«Дыхательные движения» (изготовление модели Дондерса)
«Действие ферментов слюны на крахмал»
«Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
«Обнаружение слепого пятна»
Слайд 15 «Биология. 9 класс»
в учебнике предложено 19 тем проектов.
Проектные работы презентации:
«Роль биологического разнообразия в природе»
«Лишайники»
«Мейоз»,
«Биотехнология на службе человечества»,
« Развитие систем органов у позвоночных животных в процессе эволюции»
«Развитие жизни на Земле»
Слайд 16учитель биологии Деларова Е.В.
Лишайники
Выполнил ученик
9 а класса Уткин Евгений
Слайд 17Биотехнология на службе человека
Подготовила ученица 9 а класса
Кириллова Олеся
Слайд 18 БИОТЕХНОЛОГИЯ
Презентацию подготовила ученица 9 а класса Шестакова
Екатерина
Слайд 20учитель биологии Деларова Е.В.
Лишайники
Слайд 21Биотехнология на службе человека
Подготовила ученица 9 а класса
Кириллова Олеся
Слайд 22 БИОТЕХНОЛОГИЯ
Презентацию подготовила ученица 9 а класса Шестакова
Екатерина
Слайд 25Развитие жизни в кайнозое
Выполнила ученица 9 б класса
Петоян Ани
Слайд 26Кайнозой — эра новой жизни.
Она началась 67 млн лет назад и
продолжается до настоящего времени. В кайнозойской эре выделяют следующие периоды: палеоген, неоген и антропоген. Мы живем в антропогене, который длится около 2,5 млн лет.
Кайнозойская эра — время расцвета покрытосеменных растений, насекомых и высших позвоночных животных: птиц и млекопитающих.
В палеогене климат был ровным, тропическим. Практически вся Европа была покрыта вечнозелеными тропическими лесами, и лишь в северных областях произрастали листопадные виды. В это время уже сформировались практически все основные группы цветковых растений.
Слайд 27Красная книга Рязанской области
Выполнил
ученик 7А класса Мартынушкин Н.
Слайд 28Птицы — самый многочисленный класс позвоночных животных Рязанской области, важнейший компонент
природных экосистем.
Изучение видового состава птиц области было начато с конца XIX в. Наиболее существенные исследования птиц принадлежат М.М. Хомякову, С.С. Турову, В.Г. Геншеру, С.Г. Приклонскому , Е.С. Птушенко, Е.С. Птушенко и А. А. Иноземцеву и др. По этим данным весь видовой состав птиц области укладывался в 220 — 250 названий.
В результате наших исследований, начатых в 60-х гг., было установлено, что список птиц территории Рязанской области насчитывает около 290 видов.
Слайд 29Серый журавль
Это крупная птица: высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см; вес
самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесистой местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы, подбородок, верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые. Затылок синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени перья почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной шапочкой. Клюв светлый от 20-30 см. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове и шее серые с рыжими окончаниями.
Слайд 30ФИЛИН
Очень красивая птица (размах крыльев до 2 метров), с длинными темными
“ушками”. Окраска от темно-рыжей до золотисто-охристой, с резкими продольными черными пестринами, на боках и брюхе темный поперечный рисунок. Глаза красно-желтые, клюв черноватый. Полет бесшумный, несмотря на размеры. Это ночная птица. Она обычно неторопливо и бесшумно облетает свой охотничий участок, время от времени присаживаясь на камни, пни, деревья
Слайд 31Проект в 7 класса по профилактике глистных заболеваний.
Слайд 32Исследовательская работа в 10 классе «Составление
родословной моей семьи по определенному
признаку»
Слайд 33Этапы работы над проектом
«Главные направления эволюции» (11 класс)
1 этап. Погружение в проект.
а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.
б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?
в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:
Цели:
1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:
ароморфоз; идиоадаптация; общая дегенерация.
2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.
2. Личностные УУД:Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников
3. Регулятивные УУД:Уметь организованно выполнять заданий учителя.
Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.
4. Коммуникативные УУД:Обмениваться информацией с одноклассниками
2 этап. Организация деятельности.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).
3 этап. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.
Алгоритм работы:
1. Определение темы мини-проекта.
2. Постановка проблемы.
3. Определение цели и задач.
4. Выбор объекта исследования.
5. Формулирование рабочей гипотезы.
6. Результаты исследований.
7. Продукт.
работы над проектом «Главные направления эволюции» (11 класс)
Схема оформления учащимися мини-проекта
Тема_________________
Проблема_____________
Объект исследования________________
Цель, задачи________________
Рабочая гипотеза__________________
Результаты исследований_______________________
Продукт______________________
После создания схемы ребята анализируют увиденное, делают выводы.
Задание на дом: составить презентацию
Слайд 35ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ«СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОПРОСУ КУРЕНИЯ»
Выполнили
ученики 9А класса
Рябова К., Гусева М.
Слайд 36Цель: Выявить отношение к курению учащихся МОУ «Чучковская СШ»
Задачи:
Сбор информации о
причинах курения подростков;
Сбор информации о составе табачных изделий;
Сбор информации о влиянии курения на здоровье людей;
Методы исследования:
Опрос;
Изучение научно-популярной литературы;
Объект исследования:
Учащиеся школы
Предмет исследования:
Курение подрастающего поколения
Слайд 39МОТИВЫ КУРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Уйти от проблем
Баловство,от нечего делать
За компанию
Любопытство
Чтобы успокоиться
Слайд 40КУРЕНИЕ-ОДНА ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ УГРОЗ ЗДОРОВЬЮ И БЛАГОПОЛУЧИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПЛАНЕТЫ.ЕЖЕГОДНО ОТ СВЯЗАННЫХ
С КУРЕНИЕМ БОЛЕЗНЕЙ УМИРАЮТ БОЛЕЕ 5 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК. КАЖДЫЕ ВОСЕМЬ СЕКУНД В МИРЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО УМИРАЕТ КУРИЛЬЩИК. ПОКА ВЫ ЭТО ЧИТАЛИ УМЕР ОДИН КУРИЛЬЩИК…
Слайд 41ВЫВОДЫ:
РОЛЬ КУРЯЩЕГО КЛАССА РАЗДЕЛЯЮТ МЕЖДУ СОБОЙ 9Б,9А,11.
И САМЫЙ НЕ КУРЯЩИЙ КЛАСС-ЭТО
6 КЛАСС.
ХВАТИТ ГУБИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!!!
ОТКАЖИТЕСЬ ОТ КУРЕНИЯ!!!
Слайд 42Выводы
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2.
Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.