Слайд 1Здравствуйте ребята!
Улыбнитесь своему соседу,
сделайте глубокий вдох и выдох.
Слайд 2ОПЫТ
В две пробирки налить известковую воду.
В пробирку №1 устанавливается трубочка (взаимодействие
известковой воды с воздухом, содержащим низкое количество углекислого газа).
В пробирку №2 устанавливается
трубочка и необходимо сделать сильный выдох
( взаимодействие известковой воды с воздухом, содержащим количество углекислого газа)
Вода в пробирке №2 помутнеет.
Слайд 4Рис 99 стр 106
В процессе дыхания все живые организмы вдыхают кислород
и выдыхают углекислый газ.
Этот процесс называют газообменом
Слайд 5 Мне требуется один « ученый»,
два « испытателя»,
а остальные учащиеся
приняты на вакансию «исследователи».
Слайд 6
задание для «ученого»
Работа с книгой, изучить процесс транспортировки кислорода к каждой
клетке и процесс получения энергии каждой клеткой
Вопросы « учёному»
Как кислород достигает каждой клетки живого организма?
Что помогает ему в этом?
Сравнить способ транспортировки кислорода к одноклеточному организму, со способом транспортировки кислорода к многоклеточному
С чем взаимодействует кислород в клетках живых организмов?
Откуда берется энергия в клетке?
Составь схему-проект.
Слайд 7Доставка кислорода к каждой клетке осуществляется помощниками, у животных и человека
являются органы дыхания и кровь.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, к каждой живой клетке. Этим же путем, но в обратном направлении из каждой клетки, а в конечном счете, и из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.
Слайд 8В клетку поступают питательные вещества. Эти питательные вещества превращаются в более
простые органические вещества, одни из которых расходуются клеткой на получении энергии, другие необходимы для процессов жизнедеятельности клетки.
Необходимая для жизни энергия выделяется в процессе клеточного дыхания, когда при участии кислорода происходит распад веществ, находящихся в клетке, и образуются простые вещества, в том числе и углекислый газ.
Слайд 9
задание для «испытателей»
Выполняют практическое задание.
Определите количество вдохов и выдохов за 1
минуту в спокойном состоянии.
Запишите количество вдохов и выдохов за 1 минуту после 10 приседаний.
Отметьте количество вдохов и выдохов за 1 минуту после 5следующих упражнений.
Сделайте мах руками, начиная с положения над головой и двигая их вниз и в стороны, а также скрещивая перед грудью. Затем взмах руками вверх и продолжают несколько раз.
Зафиксируйте, сколько требуется времени на восстановление ритма дыхания.
Сравните полученные данные и сделайте вывод.
Составь схему-проект.
Слайд 10В состоянии покоя человек тратит очень мало энергии, значит и кислорода
ему требуется меньше, поэтому и дыхание спокойное.
При различных физических нагрузках –энергии требуется больше, значит и кислорода необходимо больше, поэтому мы начинаем дышать чаще, когда выполняем упражнения.
Слайд 11Физкультминутка
Предлагаю дыхательные упражнения, которые помогут сохранить здоровье:
Исходное положение сидя. Руки опущены.
на счет раз - быстрый вдох, руки притягивая к подмышкам ладонями вверх, на счет два - медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз. Повторяем 10 раза.
Слайд 12
задание для «исследователей №1»
На столах конверты,
в которых зашифрована информация в
ссылке на сайт.
Используя мобильные телефоны с информацией,
выходят в сеть Интернет.
На столах предложены заготовки – это будущие проекты,
которые должны оформить уч-ся.
В процессе исследования, найти ответ на вопросы:
Какие органы входят в дыхательную систему дерева?
В чём особенность в дыхательной системе дерева?
Какую функцию они выполняют?
Составь схему-проект.
Слайд 13Рыба забирает кислород из воды, с помощью жабр. Через них же
в окружающую среду удаляет углекислый газ. Жук-плавунец живет в воде, но дышит кислородом из воздуха. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательное отверстие получает кислород и выделяет углекислый газ. У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.
Слайд 14
задание для «исследователей №2»
На столах конверты, в которых зашифрована информация в
ссылке на сайт.
Используя мобильные телефоны выходят в сеть Интернет.
Исследовать особенности дыхания обитателей водной среды.
На столах предложены заготовки – это будущие проекты, которые должны оформить уч-ся.
В процессе исследования, участники лабораторий находят ответ на вопросы:
Какие органы входят в дыхательную систему жука -плавунца?
В чём особенность в дыхательной системе жука -плавунца?
Какую функцию они выполняют?
Какие органы входят в дыхательную систему рыбы? В чём особенность в дыхательной системе рыбы?
Какую функцию они выполняют?
Какие органы входят в дыхательную систему лягушки?
В чём особенность в дыхательной системе лягушки?
Какую функцию они выполняют?
Составь схему-проект.
Слайд 15Растение поглощает кислород из воздуха.
У листьев дерева происходит через устьица, отверстия
между особыми клетками на нижней поверхности листа, в ствол воздух проникает через маленькие отверстия в коре – чечевички.
Клетки корня поглощают кислород из почвы.
Слайд 16 Игра « Верю – не верю»
Верите ли вы, что
лягушка дышит с помощью кожи?
Верите ли вы, что растения в процессе дыхания поглощают углекислый газ и выделяют кислород?
Верите ли вы, что у рыбы процесс дыхания осуществляется с помощью легких?
Верите ли вы, что человек делает за сутки более 20000 актов дыхания?
Верите ли вы, что растения дышат с помощью легких?
Слайд 17Зачем всем живым организмам нужен и важен процесс дыхания?
Слайд 18В процессе дыхания кислород и питательные вещества постоянно расходуются каждой клеткой
организма для получения необходимой для жизни энергией.
Слайд 19Первая строка: два прилагательных.
Вторая строка: два глагола.
Третья строка: одна фраза.
Заключение в виде существительного.
Синквейн
Слайд 20§28 и задания по выбору.
1.Составьте проект « О вреде курения»
2.Проведите дома
исследования с родными:
Запишите количество вдохов и выдохов за 1 минуту в спокойном состоянии. Запишите количество вдохов и выдохов за 1 минуту после 10 приседаний.
Зависит ли частота дыхания от возраста.
4.Составьте рекомендации одноклассникам
« Правильно дыши»
5. Попробуйте , в течении недели, каждый день выполнять дыхательную гимнастику, проследите, как изменится ваш обычный ритм дыхания.
Оформите дневник наблюдений.