Презентация, доклад по биологии на тему:Хромосомная теория

Проблемная ситуацияВ начале XX в., когда генетики стали проводить множество экспериментов по скрещиванию на самых различных объектах (кукуруза, томаты, мыши, мушки дрозофилы, куры и др.), обнаружилось, что не всегда проявляются закономерности, установленные Менделем. В 1906 году

Слайд 1Хромосомная теория наследственности
Закон моргана

Хромосомная теория наследственностиЗакон моргана

Слайд 2Проблемная ситуация
В начале XX в., когда генетики стали проводить множество экспериментов

по скрещиванию на самых различных объектах (кукуруза, томаты, мыши, мушки дрозофилы, куры и др.), обнаружилось, что не всегда проявляются закономерности, установленные Менделем.
В 1906 году английские генетики У. Бетсон и Р. Пеннет, анализируя наследование формы пыльцы и окраски цветков душистого горошка, обнаружили, что эти признаки не дают независимого расщепления в потомстве, а наследуются вместе.
У кукурузы окраска семян и характер их поверхности (гладкие или морщинистые), сцепленные между собой, наследуются совместно.
Проблемная ситуацияВ начале XX в., когда генетики стали проводить множество экспериментов по скрещиванию на самых различных объектах

Слайд 3Источники хромосомной теории
Умозрительная гипотеза А.Вейсмана (1834-1914)
Было достоверно установлено, что

«насильственные» внешние воздействия,
такие как, укорочение хвоста или ушей у домашних животных, не приводят к развитию у потомков признаков «короткий хвост» или «короткие уши». Такие эксперименты позволили немецкому ученому А.Вейсману в 1885 г. сделать вывод, что «наследование искусственно вызванных дефектов и потерь частей тела вполне отвергается».
Идее наследования приобретенных признаков А.Вейсман противопоставил свою гипотезу «непрерывности зародышевой плазмы», согласно которой преемственность поколений - это преемственность половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток). При этом наследственная информация, заключенная в оплодотворенной яйцеклетке - зиготе - обеспечивает развитие «надстройки» - соматических клеток, то есть клеток тела. На основании экспериментов был сформулирован принцип “Вейсмановского барьера”: клетки тела не могут передавать информацию половым клеткам. Следовательно, ни внешние воздействия, ни приобретенный опыт, ни упражнение органов не могут приводить к адекватному или хотя бы отчасти неслучайному изменению наследственности.
Источники хромосомной теорииУмозрительная гипотеза А.Вейсмана (1834-1914) Было достоверно установлено, что «насильственные» внешние воздействия,

Слайд 4Источники хромосомной теории
Экспериментальные исследования Томаса Бовери (1862-1915)
Развитие концепции индивидуальности хромосом.
Было

установлено, что соматические клетки разных тканей одного и того же организма обладают одинаковым числом хромосом
«Хроматиновые элементы являются самостоятельными элементами, сохраняющими эту самостоятельность и в покоящемся ядре».
Каждая хромосома отличается по своему внутреннему наследственному составу от других хромосом, входящих в состав того же ядра. В серии блестящих экспериментов (1902—1907) над яйцами морских ежей, оплодотворённых двумя спермиями, Бовери продемонстрировал, что нарушения нормального развития находятся в строгом соответствии с ненормальным распределением хромосом. На большом статистическом материале Бовери показал, что для нормального развития требуется наличие всех хромосом, присущих виду.
Источники хромосомной теорииЭкспериментальные исследования Томаса Бовери (1862-1915)Развитие концепции индивидуальности хромосом. Было установлено, что соматические клетки разных тканей

Слайд 5Источники хромосомной теории
Исследования мейоза. Гипотеза Сеттона
Открывателем мейоза является бельгийский исследователь Эдуард

ван Бенеден, который, изучая процесс оплодотворения у аскариды лошади, в 1883 году детально описал два последовательных деления при созревании яйцеклетки и сопутствующем формировании полярных телец. Благодаря малому числу хромосом у аскариды, диплоидный набор которой составляет 4 хромосомы, Э. ван Бенеден смог показать также, что у аскариды ядра гамет при оплодотворении вносят в зиготу по равному и гаплоидному набору хромосом.

В 1901 году Томас Монтгомери, изучавший мейоз у онихофор  и некоторых насекомых, пришёл к важному заключению, что конъюгирующие в профазе I мейоза хромосомы представляют собой пару гомологичных хромосом материнского и отцовского происхождения.

Спустя два года после переоткрытия законов Менделя Спустя два года после переоткрытия законов Менделя, в 1902 году, исследования процесс сперматогенеза у кузнечика привели молодого американского зоолога Уолтера Сеттона к смелой гипотезе, что распределение по дочерним клеткам хромосом при гаметогенезе может представлять основу менделеевского закона независимого наследования признаков.

Источники хромосомной теорииИсследования мейоза. Гипотеза СеттонаОткрывателем мейоза является бельгийский исследователь Эдуард ван Бенеден, который, изучая процесс оплодотворения

Слайд 6Источники хромосомной теории
Исследовательская программа Томаса Моргана (1866-19945)
Ответьте на вопросы:
Назовите объект

изучения?
Почему был выбран этот объект?
Почему признаки некоторые наследуются вместе?
Какой закон был открыт?
Почему образуются особи с перекомбинацией родительских признаков?
Какое значение кроссинговера?
Что такое генетическая карта хромосомы?
Какое значение имеют карты хромосомы?

Источники хромосомной теорииИсследовательская программа Томаса Моргана (1866-19945)Ответьте на вопросы: Назовите объект изучения?Почему был выбран этот объект?Почему признаки

Слайд 7Неполное сцепление
На рисунке - Наследование при неполном сцеплении генов (на примере скрещивания двух линий

дрозофил, где А – нормальные крылья, а – зачаточные крылья, В – серый цвет тела, в – черный цвет тела).
Неполное сцеплениеНа рисунке - Наследование при неполном сцеплении генов (на примере скрещивания двух линий дрозофил, где А – нормальные крылья, а – зачаточные крылья, В – серый цвет тела, в – черный

Слайд 8Полное сцепление
На рисунке - Наследование с полным сцеплением генов (на примере скрещивания двух линий

дрозофил, где А – нормальные крылья, а – зачаточные крылья, В – серый цвет тела, в – черный цвет тела)
Полное сцеплениеНа рисунке - Наследование с полным сцеплением генов (на примере скрещивания двух линий дрозофил, где А – нормальные крылья, а – зачаточные крылья, В – серый цвет тела, в – черный цвет

Слайд 9Основные положения хромосомной теории
1. Каждый ген занимает в хромосоме определённое место

- локус.
2. Гены в хромосоме расположены линейно в определенной последовательности.
3. Различные хромосомы содержат неодинаковое число генов. Набор генов каждой негомологичной хромосомы уникален.
4. Гены одной хромосомы образуют ' группу сцепления и наследуются вместе, т.е. сцеплено.
5. Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе, (у дрозофилы их четыре, у кукурузы - 10, у мыши - 20, у человека -23).
6. Между гомологичными хромосомами может происходить обмен аллельными генами, т.е кроссинговер.
7. Частота кроссинговера прямо пропорциональна расстоянию между генами в группе сцепления.
8. За единицу расстояния между генами в группе сцепления принята особая единица - морганида (М). 1М=1% кроссинговера.
Основные положения хромосомной теории1. Каждый ген занимает в хромосоме определённое место - локус.2. Гены в хромосоме расположены

Слайд 10Решение задач
Гомозиготное по обоим признакам гладкосемянное (А) растение гороха с усиками

(В) скрестили с морщинистым (а) растением гороха без усиков (в). Гены указанных признаков локализованы в одной хромосоме. Каковы генотипы и фенотипы первого и второго поколений.
Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминирует над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена.
У яблони высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены сцеплены. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?
Решение задачГомозиготное по обоим признакам гладкосемянное (А) растение гороха с усиками (В) скрестили с морщинистым (а) растением

Слайд 11Примером полного сцепления генов у человека может служить наследование резус-фактора. Оно

обусловлено тремя парами С, Д, К, тесно сцепленных между собой, поэтому наследование резус - принадлежности происходит по типу моногибридного скрещивания. Другим примером тесного сцепления генов у человека является наследование катаракты и полидактилии. Гены гемофилии и дальтонизма локализованы в Х - хромосоме на расстоянии 9,8 морганид (М), т.е. подвергаются кроссинговеру, поэтому наследуются как неполностью сцепленные. Аутососмные гены резус-фактора и формы эритроцитов, расположенные друг от друга на расстоянии 3 М и так же является примером неполного сцепления.
Примером полного сцепления генов у человека может служить наследование резус-фактора. Оно обусловлено тремя парами С, Д, К,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть