Слайд 1Аристотель
Заслуги в биологии
Слайд 2Краткая биография
Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился
в Стагире. В 367 г. отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона , был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен царём Македонии воспитывать его сына. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии.
Слайд 3Аристотель стал одним из основателей как науки, впервые обобщив биологические знания,
накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал "общественным животным, наделенным разумом". Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
Он сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого и неживой материи.
Слайд 4Работы ученого
Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7
групп:
Логические трактаты;
Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»;
Трактат «О душе»;
Сочинение о «первой философии»; рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизика»;
Этические сочинения – так называемые «Никомахова этика» (посвящённая Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвящённая Эвдему, ученику Аристотеля);
Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».
Слайд 5Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия
не существует «чистых идей», не
связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
Слайд 6Физика Аристотеля
Аристотель признаёт четыре первоначальные «стихии», образуемые четырьмя возможными сочетаниями двух
главных материальных противоположностей: холода – тепла и сухости – влажности. Земля и Вселенная, по Аристотелю, имеют форму шаров. Шарообразная земля образует центр вселенной.
Слайд 7Проблема души и человека в философии Аристотеля.
Носителем сознания, по Аристотелю, является
душа. Философ выделяет три уровня души:
растительная душа;
животная душа;
разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
растительная душа;
животная душа;
разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Слайд 8Аристотель о природе
Вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному «оформлению»
неорганический мир мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке.
Слайд 9Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
по биологической
сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Слайд 10Биология Аристотеля
В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение
о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов.
Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т. д.
В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных.
Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией».
Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.
Слайд 11Систематика животных
Впервые система животных была разработана в 4 в. до н.
э. Аристотелем, который описал более 450 форм, разделив их на 2 большие группы :
-животных, снабженных кровью (позвоночные, по современным представлениям);
-бескровных (беспозвоночные, в современном понимании).
Животные с кровью, в свою очередь, были разделены им на группы, приблизительно отвечающие современным классам.
В отношении беспозвоночных система Аристотеля была менее совершенна. Так, из современных типов он более или менее правильно выделял лишь членистоногих.
Слайд 12Теория самозарождения живых существ
В своих трудах Аристотель приводит бесчисленное множество «фактов»
самозарождения живых существ — растений, насекомых, червей, лягушек, мышей, некоторых морских животных — с указанием необходимых для этого условий — наличия разлагающихся органических остатков, навоза, испорченного мяса, различных отбросов, грязи. Под эти «факты» Аристотель даже подводил определённое теоретическое обоснование — он утверждал, что внезапное зарождение живых существ вызвано ни чем иным как воздействием некоего духовного начала на до того безжизненную материю.
Слайд 13Но в то же время Аристотель выражает и вполне здравые мысли,
близкие по своей сути к эволюционной теории: «Кроме того, возможно, что одни тела время от времени превращаются в другие, а те в свою очередь, распадаясь, претерпевают новые превращения, и таким образом развитие и распад уравновешивают друг друга».
Слайд 14Лестница Аристотеля
Также непременно стоит отметить, что Аристотель был первым учёным, высказавшим
идею «лестницы существ» (от менее развитых и более примитивных к наиболее развитым, а в более широком понимании — от неживой природы к живой).
Вот как выглядела «лестница» Аристотеля:
1)Человек;
2) Животные;
3) Зоофиты;
4) Растения;
5) Неорганическая материя.
Слайд 15Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы
человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.