Презентация, доклад по биологии на темуАнтропогенез. Положение человека в системе органического мира

Содержание

Цель: выяснение систематического положения современного человека Задачи: Образовательная: ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука;Развивающая: продолжить формирования умений самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом,

Слайд 1  Тема раздела: Антропогенез. Тема урока: Положение человека в системе животного мира.

  Тема раздела: Антропогенез. Тема урока: Положение человека в системе животного мира.

Слайд 2 Цель: выяснение систематического положения современного человека
Задачи:
Образовательная: ознакомить учащихся с основными

группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука;
Развивающая: продолжить формирования умений самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, сравнивать человека с другими млекопитающими, выделять главное и формулировать выводы;
Воспитательная: убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

Цель: выяснение систематического положения современного человека Задачи: Образовательная: ознакомить учащихся с основными группами

Слайд 3 Эпиграф урока: «Свет будет пролит на происхождение человека и его историю»

Ч. Дарвин



Эпиграф урока: «Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч. Дарвин

Слайд 4План урока
1.Антропология.Развитие взглядов на происхождение человека.
2.Доказательства происхождения человека от животных.
3.Систематическое положение

современного человека.
4. Отличия человека от животных.
5. Черты сходства человека и человекообразных обезьян.
План урока1.Антропология.Развитие взглядов на происхождение человека.2.Доказательства происхождения человека от животных.3.Систематическое положение современного человека.4. Отличия человека от животных.

Слайд 5Антропогенез
Откуда взялись люди на Земле?

АнтропогенезОткуда взялись люди на Земле?

Слайд 6Взгляды на проблему:
Креационный подход:
Человек создан в результате акта творения по образу

и подобию Создателя.
Уфологический подход:
Человеческая цивилизация – результат разумной деятельности инопланетных существ.
Научный подход:
Человек, как биологический вид, образовался в результате эволюционных процессов.
Взгляды на проблему:Креационный подход:Человек создан в результате акта творения по образу и подобию Создателя.Уфологический подход:Человеческая цивилизация –

Слайд 7Задание 1. Прочитайте статью «Развитие взглядов на происхождение человека» стр .266

– 267 методом инсерта и выполните работу №1.
Задание 1. Прочитайте статью «Развитие взглядов на происхождение человека» стр .266 – 267 методом инсерта и выполните

Слайд 8Ответы задания №1
1, 4, 6, 9
2,7,10
3,5,8,11,12

Ответы задания №11, 4, 6, 92,7,103,5,8,11,12

Слайд 9Группы доказательств происхождения человека от животных
Сравнительно –анатомические

Физиологические
Эмбриологические
Палеонтологические

Биохимические
Генетические

Группы доказательств происхождения человека от животныхСравнительно –анатомическиеФизиологическиеЭмбриологическиеПалеонтологическиеБиохимическиеГенетические

Слайд 10Задание №2 « Найди половинку!»(Кластер, работа в паре)

Задание №2 « Найди половинку!»(Кластер, работа в паре)

Слайд 11Я- половинка! Только найди меня!
7.Единый план строения тел человека и животных,

наличие у человека рудиментов и атавизмов.
8.Принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных.
9.Сходные этапы зародышевого развития человека и животных.
10.Находки останков древних человекоподобных существ.
11.Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.
12.Сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.
 

Я- половинка! Только найди меня!7.Единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов.8.Принципиальное

Слайд 13Общий предок (примерно 50 млн. лет назад)
Дриопитеки

(примерно 15 млн. лет назад)

10 млн. лет назад

7,5 млн. лет назад

Общий предок (примерно 50 млн. лет назад)Дриопитеки     (примерно 15 млн. лет назад)10 млн.

Слайд 14Как же эволюционировал собственно человек?
Самыми ранними предками (6 – 3 млн.

лет назад) были австралопитеки
Как же эволюционировал собственно человек?Самыми ранними предками (6 – 3 млн. лет назад) были австралопитеки

Слайд 15Сравнительно-анатомо- морфологические доказательства
Большое сходство в строении скелета. Человекоподобные.
12-13 пар ребер. Человекоподобные.
Длинные по

отношению к размерам туловища конечности. Млек.
Хорошо развитые ключицы. Приматы.
Отсутствие хвоста. Человекоподобные.
Сходная форма ушной раковины. Человекоподобные.
Редкая шерсть без подшерстка. Человекоподобные.
Конечности хватательного типа. Первый палец противопоставлен остальным. Приматы.
Наличие ногтей. Приматы.
Развитие мимической мускулатуры. Млекопитающие.
Одна пара сосков млечных желез. Приматы.
Замена молочных зубов на постоянные. Млекопитающие.
Развитая нервная система. Млекопитающие.
Сходное строение органов чувств. Человекоподобные.

Сравнительно-анатомо- морфологические доказательстваБольшое сходство в строении скелета. Человекоподобные.12-13 пар ребер. Человекоподобные.Длинные по отношению к размерам туловища конечности.

Слайд 16Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru, факультет "Реформа образования" - www.edu-reforma.ru

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru, факультет

Слайд 17В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 - 1897) и Эрнст

Геккель (1834 - 1919) сформулировали биогенетический закон:
«Индивидуальное развитие каждой особи (онтогенез) есть краткое и быстрое повторение исторического развития (филогенез) вида.»
Алексей Николаевич Северцов (1866 - 1936) уточнил формулировку:
«Повторяются признаки не взрослых предков, а их зародышей.»

В начале ХХ в. Фриц Мюллер (1821 - 1897) и Эрнст Геккель (1834 - 1919) сформулировали биогенетический

Слайд 18
Эмбриологические доказательства

Развитие начинается с оплодотворенной яйцеклетки.
Хорда на ранних стадиях

развития.
Жаберные щели в глотке.
Сердце имеет вид трубки, а потом становится двухкамерным.
Есть этап одного круга кровообращения.
Хвостовой отдел позвоночника.
Хвостовая артерия.
Плавательные перепонки между пальцами.
Слабая терморегуляция у новорожденных детей.
Несколько пар млечных желез.
Головной мозг гладкий, без извилин.

Эмбриологические доказательстваРазвитие начинается с оплодотворенной яйцеклетки.Хорда на ранних стадиях развития.Жаберные щели в глотке.Сердце имеет вид

Слайд 19Биохимические доказательства
Сходные реакции белкового обмена.
Общая система АВО. Группы крови очень

близки, многие тождественны.
Сходные заболевания.

Биохимические доказательстваСходные реакции белкового обмена. Общая система АВО. Группы крови очень близки, многие тождественны.Сходные заболевания.

Слайд 20 Что человек унаследовал от других организмов?

Что человек унаследовал от других организмов?

Слайд 22Первые одноклеточные эукариоты
Первые прокариоты
Предшественники ранних хордовых
Рыбы
Рыбы, земноводные
Примитивные млекопитающие
Земноводные, пресмыкающиеся
Ранние плацентарные млекопитающие

Первые одноклеточные эукариотыПервые прокариотыПредшественники ранних хордовыхРыбыРыбы, земноводныеПримитивные млекопитающиеЗемноводные, пресмыкающиесяРанние плацентарные млекопитающие

Слайд 23
3.Систематическое положение современного человека (Сравнение записей «Биология в схемах и таблицах,

стр 49 и страница 268 – 269 , Общая биология 10 – 11 класс)
 
 
 
 
 
 
3.Систематическое положение современного человека (Сравнение записей «Биология в схемах и таблицах, стр 49 и страница 268 –

Слайд 24
№ 2
 
Определите систематическое положение человека в животном мире.

Для этого разместите в исходном порядке систематические категории и подберите названия, которые им соответствуют.
 
Систематические категории
Ц) Отряд
П) Тип
Е) Подотряд
А) Класс
Л) Подтип
Н) Семейство
 
Названия категорий
Р) Млекопитающие
Н) Приматы
Т) Хордовые
Е) Люди
Ы) Высшие приматы
А) Позвоночные
 При правильной расстановке из букв, которые стоят перед словами, при чтении сверху вниз узнаете о названии подкласса, к которому относится вид Человек разумный.

№ 2    Определите систематическое положение человека в животном мире. Для этого разместите в исходном порядке

Слайд 25 Отличия человека от животных. («Биология в схемах и таблицах», стр.

49). Беседа по этому вопросу.
Отличия человека от животных.

Слайд 26Черты сходства человека и человекообразных обезьян.
Анатомические, физиологические и генетические признаки:
Большое сходство

в строении скелета и внутренних органов;
Очень похожие зубы;
Наличие ногтей;
Общие болезни;
Сходное число хромосом;
Очень близкий химический состав крови;
Сходный аминокислотный состав.

Функционирование нервной системы, психические качества и способности:
Способность переживать сходные эмоции ( радость, страх, гнев);
Высокая способность к обучению;
Хорошая память;
Способность накапливать жизненный опыт;
Сложные формы заботы

Черты сходства человека и человекообразных обезьян.Анатомические, физиологические и генетические признаки:Большое сходство в строении скелета и внутренних органов;Очень

Слайд 27Выводы урока
Существует идея, в соответствии которой человек в процессе своего эволюционного

развития вышел из мира животных.
Вышеназванную идею подтверждают биохимические, сравнительно – анатомические, эмбриологические, генетические, физиологические, цитологические, палеонтологические и иные доказательства.
Основные черты строения и эмбриональное развитие четко определяют положение вида. Человек разумный в типе Хордовых, подтипе Позвоночных, классе Млекопитающих, отряде Приматов, подотряде Человекообразных обезьян.
Ближайшие ныне живущие «родственники» человека – человекообразные обезьяны: шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон. Однако все они не являются прямыми предшественниками человека, а лишь имели с ним, возможно, древнего предка.
Наличие черт отличия между человеком и современными человекообразными обезьянами указывает на то, что, возможно, имея общего предка, они уже длительный срок эволюционируют в разных направлениях, адаптируясь к разным комплексам условий внешней среды и осуществляя неодинаковы образ жизни.
Представления об эволюции и происхождении человека в значительной мере носят гипотетический характер.

Выводы урока Существует идея, в соответствии которой человек в процессе своего эволюционного развития вышел из мира животных.Вышеназванную

Слайд 28Закрепление
1. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции
1) Эмбриологических

3) сравнительно-анатомических
2)Палеонтологических 4) биогеографических
 
2. В отличие от человекообразных обезьян у человека
имеется:
1. резус-фактор
2. появилась рассудочная деятельность
3. имеется четырехкамерное сердце
4. развито абстрактное мышление
 

Закрепление1. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции1) Эмбриологических        3) сравнительно-анатомических2)Палеонтологических

Слайд 293). Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

4). Приведите

не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

5). Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?
3). Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?4). Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков

Слайд 30Ответы:
1.3)

2 .4)
3.. 1) Признаки древних предков(атавизмы) заложены в геноме человека;
2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают свое значение, и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе;
3) в редких случаях эти гены начинают функционировать, и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.


5, . 1) Внутренний осевой скелет;
2) нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3) щели в пищеварительной трубке;
4) большинство животных типа Хордовые имеют замкнутую кровеносную систему, сердце находится на брюшной стороне.

Ответы:     1.3)         2 .4)

Слайд 31 Задание на дом
1.§69 ,вопросы 1 – 4.
2.Поработайте с

дополнительной литературой и найдите новые факты для продолжения дискуссии о том, произошел ли человек от обезьяноподобных предков.
3. Подготовьте ответ на вопрос: Почему сейчас современные человекообразные обезьяны не превращаются в человека?

Задание на дом  1.§69 ,вопросы 1 – 4. 2.Поработайте с дополнительной литературой и найдите новые

Слайд 32
Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть