Слайд 1Экскурсия
Зимние явления в жизни растений
Слайд 2«Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного.
Какие собраны сюда блаженства!»
М.Пришвин
Слайд 3Цель: Сформировать у учащихся представление о жизни деревьев, кустарников и трав зимой.
Задачи:
· 1) Научить
учащихся определять древесные и кустарниковые растения;
· 2) Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу, рассматривая исторически сложившиеся взаимосвязи между неблагоприятными условиями зимы и приспособлениями растений к их перенесению;
· Развивать эстетическое восприятие зимних пейзажей;
3)Формировать культуру поведения в природе.
Слайд 4Тип урока: урок-экскурсия, применения полученных знаний, отработки коммуникативных умений.
1. Личностные результаты (ЛР):
проявлять патриотизм к малой Родине, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Осознавать себя жителем села Точильное. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формировать уважение к личности.
2. Метапредметные результаты: учащиеся самостоятельно приобретают практические умения, организуют свою познавательную и коллективную деятельность.
3. Развиваемые УУД:
Слайд 5
Личностные УУД: сохранять мотивацию к учебной деятельности, развивать способность к самооценке,
формулировать собственную точку зрения по проблеме. Познакомить учащихся с различными периодами зимы, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, и с красотой природы, с вопросами охраны природы. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Коммуникативные УУД: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование цели, развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом зимы –формирование ответов на вопросы учителя. Учить не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.
Слайд 6План проведения экскурсии
1.Определение места экскурсии.
2.Краткое введение в тему экскурсии.
3.Самостоятельная работа учащихся.
4.Устный
отчёт учащихся, демонстрация собранного материала.
5.Подведение итогов.
Слайд 7Место проведения
Р. Песчаная
Оборудование: блокнот, карандаш, карточки с заданиями.
Слайд 8План экскурсии
Мотивация и целеполагание
Проблемный вопрос:
Учёные разработали определители растений по зимним побегам.
Как вы думаете, какие признаки растений были взяты за основу?
Слайд 9План экскурсии
Актуализация знаний:
1.Орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и заключающий
семена?
2.Сложный орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек?
3.Расположение листьев (почек) по одному в узле.
Слайд 10План экскурсии
Первичное усвоение знаний, осознание и осмысление.
Беседа о признаках деревьев и
кустарников, по которым их можно определять в безлистном состоянии
Слайд 11План экскурсии
Применение знаний в новой ситуации. Постановка познавательной задачи. Самостоятельная работа
в группах
Слайд 12Образец карточки заданий
№1
А) Найдите на участке 3-4 дерева. Определите вид дерева.
Б)
Рассмотрите побеги этих деревьев.
Определите: цвет коры, размер, форму и расположение листьев.
В) Сделайте рисунок каждого побега с описанием.
№2
Объясните как различаются эти деревья по силуэтам.
Слайд 13План экскурсии
Контроль и коррекция
Устные отчёты учащихся, демонстрации собранного материала, дополнительное сообщение
учителя
Слайд 14План экскурсии
Рефлексия
Учащиеся формулируют выводы
1. Деревья и кустарники имеют признаки, характерные
только для своего вида, по которым их можно определить в любое время года.
- по листьям, цветкам и плодам их можно различить весной, летом и осенью.
- силуэт, цвет коры на стволе, размеры, форма и расположение почек становятся зимой основными признаками.
2. Кустарники отличаются от деревьев тем, что имеют не один ствол, а несколько