Слайд 1Жизнь плодов вне материнского растения
Слайд 2Цель урока:
Узнать, что происходит с плодами после отделения от материнского растения.
Слайд 3С образованием плодов и семян многие растения, особенно однолетние, заканчивают свой
жизненный цикл и отмирают.
Слайд 4Какова дальнейшая судьба плодов и семян, отделившихся от материнского организма?
Слайд 6Дозревание происходит вне материнского растения
Слайд 7Человеку очень важно продлить жизнь многих сочных плодов, которые он использует
в пищу. Для этого должна сохраняться структура растительных тканей и поддерживаться упругость клеточных стенок, обеспечиваться нормальный обмен веществ.
Слайд 8Вот почему важно знать, в каких условиях увлажнения, температуры, доступа воздуха
нужно хранить плоды. От этого зависит продолжение или замедление процессов их жизнедеятельности.
Слайд 9Например, известно, что с понижением температуры плоды созревают медленнее. Однако не
следует снижать температуру ниже нуля, поскольку тогда плоды совсем не созреют. При замерзании кристаллики льда разрывают стенки клеток, и на этом их жизнь прекращается.
Слайд 10Каждый вид сочных плодов требует «своей» температуры. Яблоки, груши, некоторые цитрусовые
хорошо сохраняются при температуре от – 1 до +5˚ С.
Слайд 11Многие тропические плоды крайне отрицательно реагируют на снижение температуры до 0˚С.
Например, бананы при температуре ниже +12˚ С не дозревают.
Слайд 12Не менее важно при дозревании сочных плодов учитывать газовый состав воздуха.
Так, например. Этилен используют для ускорения созревания плодов, а углекислый газ в пределах 3 – 10 % замедляет этот процесс, так как частично угнетается дыхание, однако превышение данной нормы приводит к нежелательным последствиям.
Слайд 13На обмен веществ у плодов заметно влияет недостаток кислорода в окружающей
среде. Это также ведет к ослаблению дыхания. Следовательно, созревание сочных плодов, можно ускорить или замедлить, но только на определённый период времени.
Слайд 14После созревания наступает старение плодов.
Слайд 15Человек, вооруженный знаниями биологии добился очень многого в регулировании созревания сочных
плодов, поэтому мы имеем возможность употреблять их пищу круглый год.
Слайд 16Почему семена продолжают жить после отделения от материнского организма?
Слайд 17Мы выяснили, что жизнь плодов зависит от многих факторов. Все плоды
созревают, стареют и отмирают. Но мы знаем, что в плодах находятся семена, которые продолжают жить, хотя и скрытой жизнью.
Слайд 18У многих семян после отделения от материнского растения наступает период покоя,
при котором они не прорастают, даже если попадают в благоприятные условия. Например, у некоторых семян лютиковых зародыш недоразвит, поэтому его развитие происходит в период покоя семян вне материнского растения.
Слайд 19Известно, что семена вишни, сливы, абрикоса и других косточковых прорастают лишь
на второй год.
Слайд 20У каждого вида растения период покоя семян имеет свои сроки. Овощеводы,
к примеру, знают, что огурец даёт большой урожай, если посеять семена двух- или трёхлетней давности.
Слайд 21В основном же семена лучше высевать через год после их сбора
и проводить определённую предпосевную обработку (скарификацию, намачивание и т. д.).
Слайд 22В естественных условиях большинство семян попадает в неблагоприятные условия и погибает,
значительная часть становится добычей животных. Семена не прорастают при отсутствии даже одного из условий - …, … или ….
Слайд 23И все же многие из них попадают в благоприятные условия, прорастают,
развиваются, в определенное время растения, выросшие из этих семян, зацветают, образуют плоды и семена, завершая один и начиная другой цикл жизни «от семени до семени».
Слайд 24Сформулируйте выводы по теме урока и запишите их в тетрадь
ВЫВОДЫ
Слайд 28Строение цветка
цветоножка
цветоложе
чашечка из чашелистиков
венчик из лепестков
пестик
тычинка
Слайд 30Пестик (женская часть цветка)
семязачатки
Слайд 32Тычинка (мужская часть цветка)
пыльник
тычиночная нить
Слайд 35Околоцветник
(венчик + чашечка)
чашечка
венчик
Слайд 37цветки
обоеполые
(есть и пестики, и тычинки)
однополые
бесполые
(без тычинок и пестиков)
тычиночные
(мужские)
пестичные
(женские)
Слайд 39Однополые цветки
тычинки
пестики
мужской цветок
женский цветок
Слайд 40Бесполые цветки
бесполые цветки
(по краю)
обоеполые цветки (в центре)
Слайд 41Растения с однополыми цветками
однодомные
(женские и мужские цветки на одном растении)
огурец, тыква,
кукуруза
двудомные
(женские и мужские цветки на разных растениях)
ива, тополь, облепиха
Слайд 46Строение плода
семена
околоплодник
Слайд 47Виды плодов
(по количеству семян)
односемянные
многосемянные
Слайд 48Виды плодов
(по околоплоднику)
сухие
сочные
Слайд 49Семя
кожура
(для защиты)
эндосперм (запасающая ткань)
зародыш
(будущее растение)
есть не у всех
корешок
стебелёк
почечка
семядоли
(1 или
2)
Слайд 50Растения
однодольные
(1 семядоля)
двудольные
(2 семядоли)
лук, тюльпан, пшеница, рис
фасоль, дуб, помидор, яблоня
Слайд 51Строение семени фасоли и зерновки пшеницы
Стр. 41
Слайд 52Распространение плодов и семян:
1. ветром
Слайд 53Распространение плодов и семян:
2. животными
Слайд 54Распространение плодов и семян:
3. саморазбрасывание
Слайд 55Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какие трудности у вас возникли
на уроке?
Как вы их преодолевали?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Рефлексия
Слайд 56Домашнее задание
Изучить § 35, ответить на вопросы.