Презентация, доклад по биологии на тему Взаимодействие неаллельных генов

Содержание

Поговорим на языке генетикиНаследственность – всеобщее свойство живых организмов передавать свои признаки от родителей к потомкамИзменчивость – всеобщее свойство живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития

Слайд 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ
Наследование неаллельных генов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ Наследование неаллельных генов

Слайд 2Поговорим на языке генетики
Наследственность – всеобщее свойство живых организмов передавать свои

признаки от родителей к потомкам
Изменчивость – всеобщее свойство живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
Поговорим на языке генетикиНаследственность – всеобщее свойство живых организмов передавать свои признаки от родителей к потомкамИзменчивость –

Слайд 3Генотип
Фенотип
Геном – совокупность генов в ядре гаплоидной клетки
Генофонд

– совокупность генов всех особей в популяции
Аллель – разные варианты одного гена
Аллельные гены –

Доминантный – подавляющий (А, В…)
Рецессивный – подавляемый (а, в…)
Гомозигота – одинаковые аллели (АА, аа)
Гетерозигота – разные аллели (Аа, АаВв)

совокупность

всех генов

свойств и
признаков

организма



_А_ а

контрастные признаки!!!

(парные гены)

Генотип ФенотипГеном – совокупность генов в ядре 			 гаплоидной клетки Генофонд – совокупность генов всех 				особей в

Слайд 4«Нет» вавилонской башне, или условные обозначения
Р – родительские формы
F - гибриды
G

- гаметы
♀- женский пол
♂- мужской пол
X - скрещивание
- гаметы

А

«Нет» вавилонской башне, или условные обозначенияР – родительские формыF - гибридыG - гаметы♀- женский пол♂- мужской полX

Слайд 5Опередил время…
1865 год,
Грегор Мендель,
«Опыты над растительными гибридами»

основные закономерности наследственности


Опередил время…1865 год,Грегор Мендель,«Опыты над растительными гибридами»	основные закономерности наследственности

Слайд 6Ровесница века…
1900 г., переоткрытие законов Менделя

Гуго де Фриз,
Голландия
Эрих Чермак,
Австрия
Карл Корренс,
Германия

Ровесница века…1900 г., переоткрытие законов МенделяГуго де Фриз, ГолландияЭрих Чермак,АвстрияКарл Корренс,Германия

Слайд 7Объект исследования - горох

Контрастные признаки
Самоопыление
Плодовит
Неприхотлив

Объект исследования - горохКонтрастные признакиСамоопылениеПлодовитНеприхотлив

Слайд 8Основной метод – гибридологический анализ
Скрещивание по контрастным признакам
Прослеживание наследования признаков в

ряду поколений
Подсчет!!!


законы носят статистический
характер


Основной метод – гибридологический анализСкрещивание по контрастным признакамПрослеживание наследования признаков в ряду поколенийПодсчет!!!	законы носят статистический характер

Слайд 9Все не случайно!!!
1 закон Менделя (закон единообразия F1):
гибриды первого поколения единообразны

по генотипу и фенотипу,
у них проявляется только доминантный признак

2 закон Менделя
( закон расщепления):
при дальнейшем размножении F1 в F2 происходит расщепление:
по генотипу 1АА:2Аа:1аа
по фенотипу
3 : 1


Все не случайно!!!	1 закон Менделя (закон единообразия F1):	гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу, 	у них

Слайд 10Отклонения от законов Менделя,


или нет правила без исключения


Отклонения от законов  Менделя,или нет правила без исключения

Слайд 11Загадка «ночной красавицы»

Загадка «ночной красавицы»

Слайд 12Неполное доминирование
взаимодействие аллельных генов, в результате которого проявляется промежуточный признак

Ген

А- красный АА - красный
окраски Аа- розовый
Цветков а – белый аа- белый

Генотип

Неполное доминированиевзаимодействие аллельных генов, в результате которого проявляется промежуточный признакГен       А-

Слайд 13Опять генетическая схема…
Р АА х аа
G


F1 Aa
роз.
при неполном доминировании расщепление по генотипу и фенотипу совпадает:
1АА : 2Аа : 1аа
1 кр. : 2 роз. : 1 бел.



A

a

Опять генетическая схема…Р	  АА х  аа	G    	F1     Aa

Слайд 14Дигибридное скрещивание



3 закон Менделя
(закон независимого наследования)
или «и один в поле воин...»


Дигибридное скрещивание3 закон Менделя(закон независимого наследования)или «и один в поле воин...»

Слайд 15Как наследуется совокупность признаков?

Моногибридное скрещивание-скрещивание, при котором родительские пары отличаются одной

парой признаков
Дигибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские пары отличаются двумя парами признаков


Как наследуется совокупность признаков?Моногибридное скрещивание-скрещивание, при котором родительские пары отличаются одной парой признаковДигибридное скрещивание – скрещивание, при

Слайд 17По каждой паре независимо!!!
9 жел.гл. : 3 жел.морщ.: 3 зел.гл.: 1

зел.морщ

По форме: По цвету:
12 гл.:4 морщ.=3:1 12 жел.:4зел.=3:1

III закон Менделя
закон независимого наследования



По каждой паре независимо!!!9 жел.гл. : 3 жел.морщ.: 3 зел.гл.: 1 зел.морщПо форме:

Слайд 18Генотип – целостная исторически сложившаяся система
Все не так просто!!!


Генотип – целостная исторически сложившаяся системаВсе не так просто!!!

Слайд 19Взаимодействие генов -

явление, при котором несколько генов отвечают за формирование

одного признака


Взаимодействие генов - явление, при котором несколько генов отвечают за формирование одного признака

Слайд 20Типы взаимодействия генов
Аллельных:
Полное доминирование
Неполное доминирование
Кодоминирование

Неаллельных:
Комплементарность
Эпистаз
Полимерия
Плейотропия

Типы взаимодействия геновАллельных:Полное доминированиеНеполное доминированиеКодоминированиеНеаллельных:КомплементарностьЭпистазПолимерияПлейотропия

Слайд 21Решаем…
Кодоминирование – явление, при котором проявляются оба аллельных гена (например, наследование

четвертой группы крови)

Генотипы людей с Í группой-ОО,
ÍÍ-АА и АО, ÍÍÍ-ВВ и ВО ,ÍV-АВ
Задача. Если мать имеет генотип АВ, а отец-генотип ОО, какую группу крови унаследуют дети?


Решаем…Кодоминирование – явление, при котором проявляются оба аллельных гена (например, наследование четвертой группы крови)Генотипы людей с Í

Слайд 22Взаимодействие неаллельных генов
Полимерия – явление, при котором за формирование признака отвечает

несколько пар неаллельных генов (А1А1А2А2, а1а1а2а2)

Задача. Если негритянка (А1А1А2А2) и белый мужчина(а1а1а2а2) имеют детей, то какими и в каком соотношении они будут?


Взаимодействие неаллельных геновПолимерия – явление, при котором за формирование признака отвечает несколько пар неаллельных генов (А1А1А2А2, а1а1а2а2)

Слайд 23Количество – в качество, или кумулятивная полимерия
Стенли Энн Данхем
а1а1а2а2
Барак Обама старший
А1А1А2А2

Количество – в качество, или кумулятивная полимерияСтенли Энн Данхема1а1а2а2Барак Обама старшийА1А1А2А2

Слайд 24
1961 г
Барак Обама
А1а1А2а2

1961 гБарак ОбамаА1а1А2а2

Слайд 25Плейотропия -
явление, при котором один ген определяет несколько признаков

Плейотропия -явление, при котором один ген определяет несколько признаков

Слайд 27Синдром Марфана
Эта болезнь характеризуется поражением опорно - двигательного аппарата и внутренних

органов (особенно сердечно – сосудистой системы), что в конечном итоге довольно быстро приводит к смерти. К счастью синдром Марфана встречается довольно редко (приблизительно у 1 человека из 50000). А людей, у которых этот синдром проявляется не со всей жестокостью, доживают до зрелых лет. Единственная компенсация, которую люди с синдромом Марфана получают от судьбы за свой порок - это повышенное содержание адреналина в крови. Это способствует появлению у некоторых лиц особой силы духа и умственной одаренности, делает их невероятно работоспособными. Синдромом Марфана страдали несколько всемирно известных и удивительно талантливых личностей  -Шарль де Голль (один из президентов Франции); -Авраам Линкольн (один из президентов США);  -Корней Чуковский (любимый детьми автор «Мухи-цокотухи» и «Мойдодыра»); -и не менее любимый, великий Ганс Христиан Андерсен.


Синдром МарфанаЭта болезнь характеризуется поражением опорно - двигательного аппарата и внутренних органов (особенно сердечно – сосудистой системы),

Слайд 29Никколо Поганини-великий итальянский скрипач

Никколо Поганини-великий итальянский скрипач

Слайд 31Синдром Марфана

Синдром Марфана

Слайд 32Проверка боем…
1. Генетика изучает:
А)обмен веществ и репродукцию
Б) наследственность и изменчивость
В) раздражимость

и движение
Г) строение и функции клеток
2. Аллельные гены расположены в:
А) одной хромосоме
Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом
В) одинаковых локусах негомологичных хромосом
Г) разных локусах гомологичных хромосом


Проверка боем…1. Генетика изучает:А)обмен веществ и репродукциюБ) наследственность и изменчивостьВ) раздражимость и движениеГ) строение и функции клеток2.

Слайд 33

3. Генотип – это совокупность:
А) генов в гаплоидном наборе хромосом
Б) внешних

и внутренних признаков
В) генов в диплоидном наборе
Г) только внутренних признаков
4. Гетерозиготный организм:
А) образует один тип гамет
Б) содержит одинаковые аллели одного гена
В) содержит разные аллели одного гена и не дает расщепления при скрещивании с аналогичной по генотипу особью
Г) образует два типа гамет и дает расщепление при скрещивании с аналогичной по генотипу особью


3. Генотип – это совокупность:А) генов в гаплоидном наборе хромосомБ) внешних и внутренних признаковВ) генов в диплоидном

Слайд 34
5. Доминантный ген – это ген:
А) проявляющийся только в гомозиготном состоянии
Б)

проявляющийся только в гетерозиготном состоянии
В) проявляющийся в гомо- и гетерозиготном состоянии
Г) подавляемый рецессивным геном
6. Второй закон Менделя называется законом:
А) расщепления
Б) чистоты гамет
В) единообразия гибридов первого поколения
Г) независимого наследования


5. Доминантный ген – это ген:А) проявляющийся только в гомозиготном состоянииБ) проявляющийся только в гетерозиготном состоянииВ) проявляющийся

Слайд 35
7. Расщепление по фенотипу при скрещивании гетерозигот для моногибридного скрещивания:
А) 1:1 Б)

1АА:2Аа:1аа В) 3:1 Г) 1:2:1
8. Если в первом поколении наблюдается расщепление 1:1, генотипы родителей:
А) АА х аа Б) Аа х Аа В) аа х Аа Г) аа х аа
9. У детей только вторая и третья группы крови. У родителей группы крови:
А) I и III Б) II и III В) II и IV Г) I и IV


7. Расщепление по фенотипу при скрещивании гетерозигот для моногибридного скрещивания:А) 1:1	Б) 1АА:2Аа:1аа   В) 3:1

Слайд 36Домашнее задание
Прочитать §7
Решить задачи: 1) Суд рассматривает иск о неуплате алиментов.

У матери I группа крови, а у ребенка II группа. Возможно ли, что у отца ребенка группа крови III ? Определите группу крови отца.
2) Дочь белой женщины и негра вышла замуж за негра. Определите фенотип и генотип детей, рожденных от этого брака.
Для самых творческих – придумать задачу с использованием законов Менделя!!!


Домашнее заданиеПрочитать §7Решить задачи: 1) Суд рассматривает иск о неуплате алиментов. У матери I группа крови, а

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть