Презентация, доклад по биологии на тему: Водоросли. Лишайники

Презентация по биологии на тему: Водоросли. Лишайники, предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 73 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Урок №5 «Водоросли. Лишайники»

Сегодня на уроке:
Проверка домашнего задания на тему: «Грибы»
Строение и многообразие водорослей
Значение водорослей
Строение и многообразие лишайников
Значение лишайников
Проверь себя!

Подготовила:
Лопатина С.С.


Слайд 2
Текст слайда:

1) микроскопические плоды
2) питательные вещества
3) вода с минеральными солями
4) микроскопические споры

Что содержится в чёрных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?


Слайд 3
Текст слайда:

1) лишайник
2) плесень
3) микоризу
4) спору

Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой


Слайд 4
Текст слайда:

1) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб
2) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет
3) пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей
4) пеницилл — гетеротроф, а мукор — автотроф

Пеницилл отличается от мукора тем, что


Слайд 5
Текст слайда:

1) получения энергии из неорганических веществ
2) защиты от болезнетворных бактерий
3) получения готовых органических веществ
4) привлечения насекомых-опылителей

Поселяясь на пнях, опята используют их для


Слайд 6
Текст слайда:

1) трутовики
2) подберёзовики
3) лисички
4) подосиновики

Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?


Слайд 7
Текст слайда:

1) пеницилла
2) мукора
3) головни
4) дрожжей

Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности


Слайд 8
Текст слайда:

1) содержат хитин в оболочках клеток
2) дышат углекислым газом
3) растут в течение всей жизни
4) в клетках имеют ядра

Грибы, в отличие от растений,


Слайд 9
Текст слайда:

1) грибокорень
2) грибницу, разросшуюся в почве
3) отдельные нити гриба, образующие плодовое тело
4) мочковатую корневую систему растения

Что представляет собой микориза?


Слайд 10
Текст слайда:

1) пластид
2) клеточной стенки
3) ядра
4) эндоплазматической сети

Клетка гриба отличается от растительной клетки отсутствием


Слайд 11
Текст слайда:

1) клеточной стенки
2) митохондрий
3) пластид
4) ядра

Клетка гриба отличается от животной клетки наличием


Слайд 12
Текст слайда:

1) оформленное ядро
2) цитоплазму
3) рибосомы
4) плазматическую мембрану

Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют


Слайд 13
Текст слайда:

1) лисички
2) маслята
3) белые грибы
4) шампиньоны

Какие из перечисленных ниже грибов проще выращивать в искусственных условиях?


Слайд 14
Текст слайда:

1) вы­печ­ке хлеба
2) си­ло­со­ва­нии кормов
3) по­лу­че­нии сыров
4) при­го­тов­ле­нии сто­ло­во­го вина

Плесневые грибы че­ло­век ис­поль­зу­ет в


Слайд 15
Текст слайда:

1) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая часть лишайника
2) орган спо­ро­но­ше­ния гриба
3) сим­био­ти­че­ский орган гриба и кор­ней растений
4) ве­ге­та­тив­ное тело гриба

Что такое мицелий?


Слайд 16
Текст слайда:

1) опята
2) пеницилл
3) дрожжи
4) мукор

Какие грибы размножаются почкованием?


Слайд 17
Текст слайда:

1) нити, со­став­ля­ю­щие тело гриба
2) ор­га­ны спо­ро­но­ше­ния гриба
3) ор­га­ны при­креп­ле­ния гриба к субстрату
4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая часть лишайника

Что такое гифы?


Слайд 18
Текст слайда:

К ка­ко­му цар­ству от­но­сит­ся организм, схема стро­е­ния клет­ки ко­то­ро­го изоб­ра­же­на на рисунке?

1) Бактерии
2) Растения
3) Грибы
4) Животные


Слайд 19
Текст слайда:

1) преобразования энер­гии сол­неч­но­го света
2) поглощения из почвы ми­не­раль­ных веществ
3) разложения са­ха­ра на спирт и уг­ле­кис­лый газ
4) получения из почвы ор­га­ни­че­ских веществ

Дрожжи по­лу­ча­ют энер­гию для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти путём


Слайд 20
Текст слайда:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

На каком из ри­сун­ков пред­став­лен фраг­мент тела гриба мукора?


Слайд 21
Текст слайда:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

На каком из ри­сун­ков пред­став­лен фраг­мент тела гриба подосиновика?


Слайд 22
Текст слайда:

1) ядра
2) хло­ро­пла­стов
3) митохондрий
4) оболочки

Растения от­ли­ча­ют­ся от гри­бов на­ли­чи­ем в клетке


Слайд 23
Текст слайда:

Водоросли

Водоросли – это низшие растения, у которых нет стебля, корня или листвы. Преимущественной средой обитания водорослей являются моря и пресные водоемы.


Слайд 24
Текст слайда:

Зеленые водоросли

Бурые водоросли

Красные водоросли


Слайд 25
Текст слайда:

Отдел Зеленые водоросли.

Зеленые водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными и содержат хлорофилл. Размножаются зеленые водоросли половым и бесполым типом размножения. Зеленые водоросли обитают в водоемах (пресных и соленых), в почве, на скалах и камнях, на коре деревьев. Отдел Зеленые водоросли насчитывает около 20 000 видов и делится на пять классов:


Слайд 26
Текст слайда:

СТРОЕНИЕ ХЛАМИДОМОНАДЫ


Слайд 28
Текст слайда:

ХЛОРЕЛЛА

В отличие от хламидомонады, хлорелла не имеет жгутиков и удерживается в верхних слоях воды за счет низкой плотности. Выглядит она как зеленая муть в воде — вода «цветет»


Слайд 31
Текст слайда:

УЛОТРИКС

Улотрикс растет в прикрепленном состоянии.Нижняя клетка нити, называемая прикрепительной (ризоидальной) клеткой, плотно врастает в поверхность какого-либо подводного предмета, образует толстую клеточную стенку, ее цитоплазма отмирает. Остальные клетки имеют одинаковое строение и способны к делению и фотосинтезу. За счет их деления водоросль растет в длину


Слайд 34
Текст слайда:

СПИРОГИРА

Спирогира представляет собой длинные плавающие в толще воды нити, состоящие из крупных клеток. Центр клетки занимает крупная центральная вакуоль, цитоплазма находится в пристенном слое и пронизывает вакуоль отдельными тяжами. Особенность спирогиры: один или несколько лентовидных хроматофоров, закрученных в спираль, и гаплоидное ядро.


Слайд 37
Текст слайда:

Половой процесс — конъюгация — у спирогиры происходит между обычными клетками двух разных нитей 


Слайд 38
Текст слайда:

Отдел Бурые водоросли.

С помощью дополнительных пигментов они могут осуществлять фотосинтез на глубине до 30 метров. Они встречаются только в морях и представляют собой крупные растения (до 30 метров в длину), состоящие из диплоидных клеток. Таллом образует ризоиды для прикрепления к субстрату (рис. 11). Многие из них растут в приливно-отливной зоне (литорали) и во время отлива оказываются на суше. Для защиты от высыхания бурые водоросли образуют много слизистых веществ.


Слайд 39
Текст слайда:

Фукус

Таллом фукуса содержит многочисленные пузырьки воздуха для увеличения плавучести.


Слайд 40
Текст слайда:

Ламинария


Слайд 42
Текст слайда:

Отдел Красные водоросли (багрянки).

На глубинах более 30 метров света не хватает и для бурых водорослей. Там обитают красные водоросли, пигменты которых способны использовать синий свет. Основные пигменты: хлорофилл, каротиноиды (желто-оранжевые), фикобилины (красно-синие). Встречаются они и на более мелких участках дна, вплоть до границы воды и суши. В основном это морские растения средних размеров (десятки сантиметров в длину), но среди них есть и обитатели пресных вод, и одноклеточные представители. 


Слайд 43
Текст слайда:

Порфира


Слайд 44
Текст слайда:

Филлофора


Слайд 45
Текст слайда:

Многие виды красных водорослей употребляются в пищу, используются для получения агар-агара и медицинских препаратов.


Слайд 46
Текст слайда:

Значение водорослей
Одни из основных поставщиков кислорода наряду с таежными и тропическими лесами.
В морях они являются основными продуцентами органических веществ.
Начальное звено пищевых цепей водных экосистем.
Являются местом обитания и размножения водных организмов.
Пищевой продукт для человека.
Корм для скота.
Сырье для получения лекарственных веществ, микроэлементов (йода и др.), красителей, агар-агара и т. п.


Слайд 47
Текст слайда:

Лишайники

 - симбиотические ассоциации гриба и водоросли


Слайд 48
Текст слайда:

Вегетативное тело лишайника называется талломом.
Гифы гриба образуют основу таллома, формируя нижнюю кору, прикреплённую к субстрату, и поверхностный коровый слой, обуславливая форму и окраску лишайника.
Водоросли, занимая полости между гифами,образуют гонидиальный (альгальный) слой.
Под слоем водорослей грибные гифы расположены рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевины проходят пучки гиф (ризоиды), которые прикрепляют лишайник к субстрату.
У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.


Слайд 50
Текст слайда:

Функции коры:
защитная;
опорная;
прикрепляющая (на нижнем коровом слое образуются ризоиды);
газообмен (через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое).


Слайд 51
Текст слайда:

Функция зоны водорослей:
фотосинтез;
накопление органических веществ.


Слайд 52
Текст слайда:

Функция сердцевины:
проведение воздуха к клеткам водорослей;
опорная функция (у некоторых кустистых лишайников).


Слайд 53
Текст слайда:

Суть симбиоза:
Водоросль отдаёт грибу органические вещества, полученные в процессе фотосинтеза.
Гриб, имея обширный мицелий, обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами.


Слайд 54
Текст слайда:

Классификация лишайников

накипные

листоватые

кустистые


Слайд 55
Текст слайда:

накипные: прикрепляющиеся к субстрату всей своей поверхностью (ризокарпон);


Слайд 56
Текст слайда:

листоватые: 
прикрепляются к субстрату в отдельных точках (пармелия, ксантория). У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа), расположенной в центральной части слоевища.


Слайд 59
Текст слайда:

кустистые: 
прикреплённые в одной точке и ветвящиеся
(кладония, ягель или олений мох, уснея).   У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Накипные лишайники растут своей периферией, а кустистые — концами «веточек».


Слайд 63
Текст слайда:

Значение лишайников
образование первичных почв в первичных биогеоценозах;
основные продуценты в тундровых сообществах.

Использование лишайников человеком:
лишайники являются кормом для тундрового оленеводства;
некоторые виды лишайников употребляются в пищу;
являются сырьём для получения красителей (например, лакмуса);
применяются в народной медицине (например, уснея);
используются в экологическом мониторинге благодаря высокой чувствительности к химическим загрязнителям.


Слайд 64
Текст слайда:

Проверь себя!


Слайд 65
Текст слайда:

1) Их отношения взаимовыгодны.
2) Водоросль паразитирует на грибе.
3) Они конкурируют за свет и воду.
4) Их отношения нейтральны.

В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?


Слайд 66
Текст слайда:

1) загрязнён воздух
2) недостаточная влажность
3) нет водорослей
4) нет грибов

Лишайники не растут в крупных городах потому, что там


Слайд 67
Текст слайда:

1) грибам
2) лишайникам
3) моховидным
4) травянистым растениям

Ягель (олений мох) по своему строению относится к


Слайд 68
Текст слайда:

1) Водоросли
2) Мхи
3) Папоротникообразные
4) Голосеменные

К какой груп­пе от­но­сит­ся растение, фраг­мент ко­то­ро­го пред­став­лен на фотографии?


Слайд 69
Текст слайда:

На какой кар­тин­ке изоб­ра­же­на водоросль?


Слайд 70
Текст слайда:

1) Бурые водоросли
2) Зелёные водоросли
3) Мхи
4) Папоротникообразные

К ка­ко­му от­де­лу рас­те­ний от­но­сит­ся улотрикс?


Слайд 71
Текст слайда:

1) хламидомонада
2) хлорелла
3) ламинария
4) эвглена

Какая из пе­ре­чис­лен­ных во­до­рос­лей наи­бо­лее часто ис­поль­зу­ет­ся че­ло­ве­ком в пищу?


Слайд 72
Текст слайда:

1) во­до­росль хламидомонаду
2) мох сфагнум
3) рас­те­ние се­мей­ства Крестоцветных
4) во­до­росль ламинарию

Что с био­ло­ги­че­ской точки зре­ния пред­став­ля­ет собой мор­ская капуста?


Слайд 73
Текст слайда:

паразиты
хищники
симбионты
сапротрофы

Лишайники – это организмы:


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть