Презентация, доклад по биологии на тему Вирусы1

План урокаВирусы, история открытия вирусов, их строение.Бактериофаги, их строение.Вирусные болезни, их профилактика.Видеофрагмент « Бактерии и вирусы».Тестовые задания по закреплению новой темы.

Слайд 1 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Слайд 2План урока
Вирусы, история открытия вирусов, их строение.
Бактериофаги, их строение.
Вирусные болезни, их

профилактика.
Видеофрагмент « Бактерии и вирусы».
Тестовые задания по закреплению новой темы.

Слайд 3Вирусы
Вирусы- частицы. Имеющие настолько простое строение. что их нередко вообще не

считают живыми
Средний вирус примерно в 50 раз меньше бактерии. Вирусы находятся как- бы на самой границе живого и неживого.
Вирусы не могут самостоятельно жить и размножаться и делают это только внутри чужих клеток.
Вирусы- «пираты» размножаются в клетках в столь огромных количествах, что нарушают работу всего организма. Болезнь результат этих явлений.
В вирусе обязательно присутствует молекула ДНК или РНК (где записана его генетическая программа).
Учёные называют вирусы особыми паразитами – паразитами на генетическом уровне.

ВирусыВирусы- частицы. Имеющие настолько простое строение. что их нередко вообще не считают живымиСредний вирус примерно в 50

Слайд 4ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИРУСА
Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер

и Пастер ещё не знали, что имеют дело с совершенно необычными возбудителями, невидимыми в световые микроскопы.
Впервые этот факт в отношении одного из вирусов точно установил русский ботаник Дмитрий Ивановский в 1892 г. Он искал возбудителя болезни табака, при которой листья растения становятся пятнистыми,- табачной мозаики. Ивановский процедил сок больного растения сквозь тончайший фарфоровый фильтр, не пропускавший бактерии. Но этот процеженный сок продолжал заражать другие растения!
Позже было доказано , что возбудители и других болезней – бешенства, ящура, жёлтой лихорадки – также по своим размерам гораздо меньше самых небольших бактерий. Новооткрытые существа назвал вирусами (по-латыни означает «яд») в 1899 г. нидерландский ботаник и микробиолог Мартин Бейеринк.
Среди вирусных заболеваний – грипп, энцефалит, корь, свинка, краснуха, гепатит
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИРУСА Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер и Пастер ещё не знали, что

Слайд 5Когда и кем был открыт вирус?

Когда и кем был открыт вирус?

Слайд 6Работа в тетради
Вирусы открыты в 1892г. Ивановским Д.И., который стал основателем

биологической дисциплины- вирусологии.
Вирусы- неклеточные формы жизни. Они являются паразитами, могут функционировать только внутри одно- или многоклеточных организмов. Их невозможно, в отличии от клеток выращивать на искусственных питательных средах, вирусы имеют чрезвычайно малые размеры, проходят через бактериофильтры.
Капсид- белковая оболочка вируса.
Каждый вирус является частичный ДНК или РНК, заключенный в белковую оболочку капсид.
Работа в тетрадиВирусы открыты в 1892г. Ивановским Д.И., который стал основателем биологической дисциплины- вирусологии.Вирусы- неклеточные формы жизни.

Слайд 8Проникновение вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором, находящемся

на поверхности клетки.
Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса.
Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
Вновь образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражают другие клетки.

Проникновение вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором, находящемся на поверхности клетки. Собственно размножение вируса

Слайд 10Бактериофаги – пожиратели бактерий
Особую группу представляют вирусы бактерий — бактериофаги,

или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее. Тело фага кишечной палочки состоит из головки, от которой отходит полый стержень, окруженный чехлом из сократительного белка. Стержень заканчивается базальной пластинкой, на которой закреплены шесть нитей. Внутри головки находится ДНК. Бактериофаг при помощи отростков прикрепляется к поверхности кишечной палочки и в месте соприкосновения с ней растворяет с помощью фермента клеточную стенку. После этого за счет сокращения головки молекула ДНК фага впрыскивается через канал стержня в клетку. Примерно через 10—15 мин под действием этой ДНК перестраивается весь метаболизм бактериальной клетки, и она начинает синтезировать ДНК бактериофага, а не собственную. При этом синтезируется и фаговый белок. Завершается процесс появлением 200— 1 000 новых фаговых частиц, в результате чего клетка бактерии погибает.

Бактериофаги – пожиратели бактерий Особую группу представляют вирусы бактерий — бактериофаги, или фаги, которые способны проникать в

Слайд 15ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ
Вирусные болезни. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные

заболевания многих сельскохозяйственных растений (мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов; скручивание листьев, карликовость, желтуху и др.) и домашних животных (ящур, чуму у свиней и птиц, инфекционную анемию у лошадей, рак и др.). Указанные болезни резко снижают урожайность культур, приводят к массовой гибели животных. Вирусы вызывают также многие опасные заболевания человека: грипп, корь, оспу, полиомиелит, свинку, бешенство, желтую лихорадку и др. В последние годы к ним прибавилось еще одно страшное заболевание — СПИД.
ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИВирусные болезни. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания многих сельскохозяйственных растений (мозаичную болезнь

Слайд 16Вирус табачной мозаики

Вирус табачной мозаики

Слайд 19Краснуха

вирусное заболевание с инкубационным периодом около 15-24 дней. Это обычно неопасное заболевание, затрагивающее в основном детей, но оно может спровоцировать серьёзные врожденные пороки, если женщина заражается в начале беременности. Название третьей болезни происходит из времен, когда был составлен список болезней, провоцирующих детскую сыпь, в котором она перечислена третьей.
КраснухаКраснуха (лат. rubella) или 3-я болезнь — эпидемическое вирусное — эпидемическое вирусное заболевание — эпидемическое вирусное заболевание с инкубационным периодом около

Слайд 20Ветряная оспа
Ве́тряная о́спа, ветря́нка - острое вирусное заболевание - острое вирусное

заболевание с воздушно-капельным путём - острое вирусное заболевание с воздушно-капельным путём передачи. Обычно характеризуется лихорадочным состоянием - острое вирусное заболевание с воздушно-капельным путём передачи. Обычно характеризуется лихорадочным состоянием, папуловезикулезной сыпью с доброкачественным течением. Источник инфекции — больной человек, представляющий эпидемическую опасность с конца инкубационного периода и до отпадения корочек. Возбудитель распространяется воздушно-капельным путём. Заболевают в основном дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. Взрослые болеют ветряной оспой редко, поскольку обычно переносят её ещё в детском возрасте.
Ветряная оспаВе́тряная о́спа, ветря́нка - острое вирусное заболевание - острое вирусное заболевание с воздушно-капельным путём - острое

Слайд 21Бешенство

Бешенство

Слайд 22Бе́шенство (другие названия: рабиес устаревшее  гидрофобия, водобоязнь) — инфекционное заболевание) — инфекционное заболевание, вызываемое вирусом бешенства .
Вирус бешенства вызывает специфический энцефалит (воспаление головного мозга) у

животных и человека. Передаётся со слюной при укусе больным животным. Затем, распространяясь по нервным путям, вирус достигает слюнных желёз и нервных клеток коры головного мозга и поражая их, вызывает тяжёлые необратимые нарушения.

Бе́шенство (другие названия: рабиес устаревшее  гидрофобия, водобоязнь) — инфекционное заболевание) — инфекционное заболевание, вызываемое вирусом бешенства .Вирус бешенства вызывает специфический энцефалит (воспаление головного мозга) у животных и человека. Передаётся со слюной

Слайд 23Различают природный тип бешенства, очаги которого формируются дикими животными (волк, лисица,

енотовидная собака, шакал, песец, скунс, мангуст, летучие мыши) и городской тип бешенства (собаки, кошки, сельскохозяйственные животные). В ИндииРазличают природный тип бешенства, очаги которого формируются дикими животными (волк, лисица, енотовидная собака, шакал, песец, скунс, мангуст, летучие мыши) и городской тип бешенства (собаки, кошки, сельскохозяйственные животные). В Индии одним из основных переносчиков бешенства являются летучие мышиРазличают природный тип бешенства, очаги которого формируются дикими животными (волк, лисица, енотовидная собака, шакал, песец, скунс, мангуст, летучие мыши) и городской тип бешенства (собаки, кошки, сельскохозяйственные животные). В Индии одним из основных переносчиков бешенства являются летучие мыши (3/4 случаев заражения людей от общей статистики заболеваемости бешенством). Случаи заболевания мелких грызунов бешенством и передачи вируса от них человеку практически неизвестны. Существует, однако, гипотеза, что естественным резервуаром вируса являются грызуны, которые способны длительно носить инфекцию, не погибая в течение нескольких дней после заражения.

Слайд 24Периоды болезни
Болезнь имеет три периода
Продромальный или начальный (период предвестников)Длится 1—3 дня.

Сопровождается повышением температуры до 37,2—37,3 °C, угнетённым состоянием, плохим сном, бессонницей, беспокойством больного. Боль в месте укуса ощущается, даже если рана зарубцевалась.
Стадия разгара (гидрофобия)Длится 1—4 дня. Выражается в резко повышенной чувствительности к малейшим раздражениям органов чувств: яркий свет, различные звуки, шум вызывают судороги мышц конечностей. Водобоязнь, аэробоязнь. Больные становятся агрессивными, буйными, появляются галлюцинации, бред, чувство страха.
Период параличей (стадия зловещего успокоения)Наступает паралич глазных мышц, нижних конечностей. Тяжёлые паралитические расстройства дыхания вызывают смерть. Общая продолжительность болезни 5—8 дней, изредка 10—12 дней.

Периоды болезниБолезнь имеет три периодаПродромальный или начальный (период предвестников)Длится 1—3 дня. Сопровождается повышением температуры до 37,2—37,3 °C, угнетённым

Слайд 25Диагностика
Большое значение имеет наличие укуса или попадание слюны бешеных животных на

повреждённую кожу. Один из важнейших признаков заболевания человека — водобоязнь с явлениями спазма глоточной мускулатуры только при виде воды и пищи, что делает невозможным выпить даже стакан воды. Не менее показателен симптом аэрофобии — мышечные судороги, возникающие при малейшем движении воздуха. Характерно и усиленное слюноотделение, у некоторых больных тонкая струйка слюны постоянно вытекает из угла рта.
ДиагностикаБольшое значение имеет наличие укуса или попадание слюны бешеных животных на повреждённую кожу. Один из важнейших признаков

Слайд 26Что делать, если вас укусили?
Первое, что сделать необходимо, это немедленно промыть

место укуса мылом. Мыть надо довольно интенсивно, в течение 10 минут.. Не нужно прижигать раны или накладывать швы.
После этого нужно сразу же обратится в ближайший травмпункт, ведь успех вакцинопрофилактики бешенства сильно зависит от того, насколько быстро вы обратились за помощью к врачу. Желательно сообщить врачу в травмпункте следующую информацию - описание животного, его внешний вид и поведение, наличие ошейника, обстоятельства укуса.
Далее следует провести курс прививок, назначенный врачом. И так пять или шесть раз. На время вакцинации и спустя 6 месяцев после нее необходимо воздерживаться от употребления спиртных напитков. Кроме того, если вы проходите курс вакцинации от бешенства, нельзя переутомляться, переохлаждаться или наоборот перегреваться.
Во время прививок необходимо тщательно следить за состоянием здоровья. И при любых жалобах на ухудшение состояния, необходимо обратиться к врачу.
Что делать, если вас укусили?Первое, что сделать необходимо, это немедленно промыть место укуса мылом. Мыть надо довольно

Слайд 27Профилактика

бездомных и диких животных), установлении карантина и т. д. Людям, укушенным бешеными или неизвестными животными, местную обработку раны необходимо проводить немедленно или как можно раньше после укуса или повреждения; рану обильно промывают водой с мылом (детергентомПрофилактика бешенства заключается в борьбе с бешенством среди животных: вакцинации (домашних, бездомных и диких животных), установлении карантина и т. д. Людям, укушенным бешеными или неизвестными животными, местную обработку раны необходимо проводить немедленно или как можно раньше после укуса или повреждения; рану обильно промывают водой с мылом (детергентом) и обрабатывают 40-70 градусным спиртом или настойкой йода, при наличии показаний вводят антирабический иммуноглобулинПрофилактика бешенства заключается в борьбе с бешенством среди животных: вакцинации (домашних, бездомных и диких животных), установлении карантина и т. д. Людям, укушенным бешеными или неизвестными животными, местную обработку раны необходимо проводить немедленно или как можно раньше после укуса или повреждения; рану обильно промывают водой с мылом (детергентом) и обрабатывают 40-70 градусным спиртом или настойкой йода, при наличии показаний вводят антирабический иммуноглобулин вглубь раны и в мягкие ткани вокруг неё, после местной обработки раны немедленно проводят специфическое лечение, которое заключается в лечебно-профилактической иммунизации антирабической вакциной.

ПрофилактикаПрофилактика бешенства заключается в борьбе с бешенством среди животных: вакцинации (домашних, бездомных и диких животных), установлении карантина

Слайд 28СПИД- чума ХХ века
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — эпидемическое заболевание,

поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов. Поражение системы клеточного иммунитета приводит к инфекционным заболеваниям и злокачественным опухолям. Организм становится беззащитным к микробам, которые в обычных условиях не вызывают болезни. Возбудитель болезни — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Геном ВИЧ представлен двумя идентичными молекулами РНК, состоящими примерно из 10 тыс. пар оснований. При этом ВИЧ, выделенные от различных больных СПИДом, отличаются друг от друга по количеству оснований (от 80 до 1 000).
СПИД- чума ХХ века СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита — эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека,

Слайд 30 Его не видно, но он рядом.
ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая

в пять раз превышает изменчивость вируса гриппа и в сто раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа. Более того, это свойство ВИЧ, по мнению ряда специалистов, ставит под сомнение саму принципиальную возможность создания эффективной вакцины для защиты от СПИДа. Одно из проявлений заражения человека вирусом СПИДа — поражение центральной нервной системы. Типичных симптомов, характерных именно для СПИДа, не выявлено.
Его не видно, но он рядом.ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в пять раз превышает изменчивость вируса

Слайд 32Что такое ВИЧ и СПИД?
ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает

защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.Люди, зараженные ВИЧ, называются «ВИЧ-инфицированными».
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течении 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.
Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным

Слайд 34Как можно обнаружить ВИЧ?
Существует тест на антитела к ВИЧ. По

наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим).

Как можно обнаружить ВИЧ? Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из

Слайд 35Где можно пройти тест?
-В любом СПИД-центре вашего района.-В специальных кабинетах

анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно.

Где можно пройти тест? -В любом СПИД-центре вашего района.-В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти

Слайд 36Как происходит заражение ВИЧ?
Вирус передается только через определенные жидкости организма.

Это: - Кровь;
- Сперма;
- Вагинальный секрет;
- Грудное молоко.
То есть, вирус может передаваться только:
-При любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;
-При прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;
-При использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;
-От матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью.
Как происходит заражение ВИЧ? Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это: - Кровь;- Сперма;- Вагинальный секрет;-

Слайд 37ВИЧ не передается
-При бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей

посудой, бассейном, туалетом, постелью);-Через укусы насекомых и животных;
-При заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.
ВИЧ не передается -При бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);-Через укусы насекомых

Слайд 38Если вы узнали, что заражены ВИЧ
-Подумайте, какую вы несете ответственность

за то, чтобы не подвергать риску заражения других;-Подготовьтесь к тому, что некоторые люди, узнав о вашем диагнозе, могут отказаться от общения с вами;
-Примите себя таким, какой вы есть. Помните, что через год ваше здоровье будет таким же, как и сейчас, а что будет через 7-10 лет зависит от вас.
-Узнайте о своих правах и обязанностях.
Если вы узнали, что заражены ВИЧ -Подумайте, какую вы несете ответственность за то, чтобы не подвергать риску

Слайд 39ПОМНИТЕ!
-На сегодняшний день не существует эффективной вакцины и неизвестно ни

одного способа излечения от СПИДа.-Любой человек уязвим для ВИЧ. Отсутствие навыков безопасного полового поведения, а так же использование общих инструментов для введения лекарств, наркотиков, татуирования и пирсинга подвергают вас большому риску инфицирования ВИЧ.
-Даже если у вас один партнер, следуйте правилам безопасного секса.
ПОМНИТЕ! -На сегодняшний день не существует эффективной вакцины и неизвестно ни одного способа излечения от СПИДа.-Любой человек

Слайд 40Спид- терроризм
В последнее время в Интернете и СМИ все чаще появляются

истории о так называемом «СПИД-терроризме» – когда кто-то, якобы, колет иглами с ВИЧ-инфицированной кровью прохожих на улице, пассажиров в общественном транспорте или посетителей ночных клубов, а иногда даже оставляет при этом записки с текстом вроде «Теперь ты один из нас». Однако специалисты утверждают, что инфицирование ВИЧ таким путем невозможно: вне человеческого организма вирус иммунодефицита быстро погибает.
Спид- терроризмВ последнее время в Интернете и СМИ все чаще появляются истории о так называемом «СПИД-терроризме» –

Слайд 41Простые правила «Против СПИДа».
Правило 1:
Любовь и верность любимому человеку – естественная

защита от СПИДа!
Правило 2:
Жизнь дороже мгновения сомнительного удовольствия!
Правило 3:
Игла наркомана и случайные связи – так вирус попадает в твою кровь!
Правило 4:
«Безопасного секса» не бывает!
Правило 5:
Никто не защитит тебя от СПИДа, если ты сам о себе не позаботишься!
Правило 6:
Бояться не нужно, НУЖНО ЗНАТЬ!
Горячая линия: (495) 366-62-38