Презентация, доклад по биологии на тему Вирусы - неклеточные формы жизни (10 класс)

Содержание

Дайте ответы на предложенные вопросы:Какие формы жизни мы уже изучали?Правильно ли, что все живое на Земле имеет клеточное строение? Сегодня мы поговорим о неклеточных формах жизни, как вы думаете, о ком? Определите тему урока.Что вы слышали

Слайд 1Урок биологии на тему
«Вирусы – неклеточная форма жизни»
(10 класс)
МБОУ

г.Керчи РК «Школа №26 имени Героя Советского Союза Д. Т. Доева», учитель биологии Елисеева Л.А.
Урок биологии на тему «Вирусы – неклеточная форма жизни» (10 класс)МБОУ г.Керчи РК «Школа №26 имени Героя

Слайд 2Дайте ответы на предложенные вопросы:
Какие формы жизни мы уже изучали?

Правильно ли,

что все живое на Земле имеет клеточное строение?

Сегодня мы поговорим о неклеточных формах жизни, как вы думаете, о ком? Определите тему урока.

Что вы слышали о вирусах?
Дайте ответы на предложенные вопросы:Какие формы жизни мы уже изучали?Правильно ли, что все живое на Земле имеет

Слайд 3Тема урока: Вирусы – неклеточная форма жизни

Тема урока:  Вирусы – неклеточная форма жизни

Слайд 4Цель урока:
Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности

их строения, жизнедеятельности и значение.
Цель урока:Познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения, жизнедеятельности и значение.

Слайд 5Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Проблемный вопрос:
Почему с вирусами

– возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов Проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно

Слайд 6В 1852 году русский ботаник
Дмитрий Иосифович Ивановский получил

инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

История изучения вирусов

В 1852 году русский ботаник  Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной

Слайд 7 В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы

обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

История изучения вирусов

В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных

Слайд 8Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать

клетки живых организмов.



Понятие о вирусах

Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Понятие о вирусах

Слайд 9Вирусология – наука о вирусах

Вирусология – наука о вирусах

Слайд 10Работа в группах
Первая группа - Каким строением и свойствами обладают вирусы?


Вторая группа - используя дополнительные источники, приведите интересные факты о вирусах
Третья группа - основные этапы жизнедеятельности вирусов
Четвертая группа - какие заболевания вызывают вирусы, кто возбудители, каков способ распространения заболевания, меры профилактики

Работа в группахПервая группа - Каким строением и свойствами обладают вирусы? Вторая группа - используя дополнительные источники,

Слайд 11Состав вирусов
Химические вещества.
ДНК
РНК
Белки
Углеводы
Липиды

Состав вирусовХимические вещества.ДНКРНКБелкиУглеводыЛипиды

Слайд 12Строение вируса
Мельчайшие живые организмы

Размеры варьируют от 20 до 300нм

В среднем в

50 раз меньше бактерий

Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Строение вирусаМельчайшие живые организмыРазмеры варьируют от 20 до 300нмВ среднем в 50 раз меньше бактерийНельзя увидеть с

Слайд 13БАКТЕРИОФАГИ – «ПОЖИРАТЕЛИ БАКТЕРИЙ»
Открыты в 1917 году одновременно во

Франции и Англии.
Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия).

Схематичное строение Т-фага кишечной палочки со смешанным типом симметрии:
1 - кубоидальная капсидная головка;
2 - двухнитчатая ДНК;
3 – стержень;
4 - спиралеобразный сокращающийся капсид (чехол);
5- базальная пластинка;
6 - хвостовые фибриллы.

БАКТЕРИОФАГИ – «ПОЖИРАТЕЛИ БАКТЕРИЙ»  Открыты в 1917 году одновременно во Франции и Англии.  Используются при

Слайд 14Вирусы способны размножаться:

Вирусы способны размножаться:

Слайд 15Интересные факты о вирусах:
Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они

не способны размножаться вне клетки.

Размеры вирусов варьируют от 20 до 300нм. в среднем в 50 раз меньше бактерий. нельзя увидеть с помощью светового микроскопа, проходят через фильтры, не пропускающие бактерий.
Интересные факты о вирусах:Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. Размеры

Слайд 16Интересные факты о вирусах:
Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на

30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами

Миллиард лет назад один из вирусов внедрился в клетку бактерии и из этого получилось клеточное ядро, которое впоследствии привело к образованию многообразия флоры
и фауны, включая нас с вами
Интересные факты о вирусах:Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными

Слайд 17Этапы жизненного цикла вируса
Прикрепление вируса к клетке –хозяина.

2.Проникновение вируса в клетку

– инфицирование.

3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.

5. Выход множества вирусов из клетки.

6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.
Этапы жизненного цикла вирусаПрикрепление вируса к клетке –хозяина.2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.3. Настраивает метаболический аппарат хозяина

Слайд 18 Вирусные заболевания
Человека
Животных
Растений
Черная оспа


Ветряная оспа
Грипп
Герпес
Бешенство
Энцефалит
Гепатит
СПИД
Астма
Воспаление легких

Яшур
Бешенство
Чумка

Мозаика
Карликовость
Скручивание листьев

Вирусные заболеванияЧеловекаЖивотныхРастенийЧерная оспа      Ветряная оспа Грипп Герпес Бешенство Энцефалит

Слайд 19Грипп
Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 году до

н.э. Гиппократом.
Не успевают врачи создать вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни появляется уже в новом обличии. 

ГриппВпервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 году до н.э. Гиппократом. Не успевают врачи создать

Слайд 20Заболевания человека Оспа
жар;
головная боль;
общая слабость;
через 3-4 дня всё

тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами).
Заболевания человека Оспа жар; головная боль; общая слабость; через 3-4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками

Слайд 21Ветряная оспа (ветрянка)
зудящая сыпь;
температура.

Ветряная оспа  (ветрянка)зудящая сыпь;температура.

Слайд 22Корь
Человек, инфицированный вирусом кори, уже за 2-4 дня перед появлением

сыпи становится заразным и остается таковым, пока не исчезает сыпь. 
Корь Человек, инфицированный вирусом кори, уже за 2-4 дня перед появлением сыпи становится заразным и остается таковым,

Слайд 23Одну из вирусных болезней описал основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ.
В

1874 г. она получила современное название — полиомиелит.

Гиппократ

Одну из вирусных болезней описал основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ.В 1874 г. она получила современное название

Слайд 24Паротит (свинка)
Распухают слюнные железы, расположенные возле ушей, и лицо приобретает характерный

вид.
Паротит (свинка)Распухают слюнные железы, расположенные возле ушей, и лицо приобретает характерный вид.

Слайд 25СПИД
Начало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые

считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных.

СПИДНачало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян

Слайд 26ВИЧ вызывает заболевание ВИЧ-инфекция
С – синдром
П – приобретенного
И – иммуно-


Д – дефицита

(потеря организмом способности сопротивляться инфекциям)

(не врожденного, а приобретенного в результате ВИЧ-инфекции)

(признаки определенного заболевания)

ВИЧ вызывает заболевание ВИЧ-инфекцияС – синдромП – приобретенногоИ – иммуно-   Д – дефицита(потеря организмом способности

Слайд 27 В – вирус

И – иммунодефицита

Ч – человека

(крошечный организм, микроб)

(потеря организмом способности сопротивляться инфекциям)

(живет только
в организме человека)

В – вирус  И – иммунодефицита  Ч – человека(крошечный организм, микроб)(потеря организмом способности

Слайд 28ВИЧ
НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ
при рукопожатии
при поцелуях
через укусы насекомых
через одежду

ВИЧНЕ ПЕРЕДАЕТСЯпри рукопожатиипри поцелуяхчерез укусы насекомыхчерез одежду

Слайд 29Болезни растений:
Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
Карликовость
Скручивание листьев
Желтуха
Скручивание листьев
Вирус табачной мозаики

Болезни растений:Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатовКарликовостьСкручивание листьевЖелтухаСкручивание листьевВирус табачной мозаики

Слайд 30Болезни животных:
Ящур
Инфекционная анемия лошадей
Чума свиней, птиц
Грипп свиней, птиц

Болезни животных:ЯщурИнфекционная анемия лошадейЧума свиней, птицГрипп свиней, птиц

Слайд 31
Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Использование в

генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.

Значение вирусов

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растенийИспользование в генетике и в селекции для получения

Слайд 321.Вирусы
2.Облигатные, инфекционные
3.Распространяет, уничтожает, заражает
4.Вирусы — неклеточные инфекционные агенты, который может воспроизводиться

только внутри живых клеток
5.Возбудители

Синквейн

1.Вирусы2.Облигатные, инфекционные3.Распространяет, уничтожает, заражает4.Вирусы — неклеточные инфекционные агенты, который может воспроизводиться только внутри живых клеток5.ВозбудителиСинквейн

Слайд 33Параграф 17, ответить на вопросы после параграфа;

Творческое задание: подготовить индивидуальные сообщения

на темы «СПИД», «Вирусы и онкология»;

Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Домашнее задание

Параграф 17, ответить на вопросы после параграфа;Творческое задание: подготовить индивидуальные сообщения на темы «СПИД», «Вирусы и онкология»;

Слайд 34Мельчайшие живые организмы
Устроены очень просто
Не имеют клеточного строения
Химический состав представлен только

органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
Находятся на границе живого и неживого
Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Легко приспосабливаются к новым условиям
Мутируют
Большинство вызывает болезни
Могут долгое время находиться в скрытой форме

Итог урока
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Мельчайшие живые организмыУстроены очень простоНе имеют клеточного строенияХимический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические

Слайд 35Сегодня я узнал …
Я удивился …
Теперь я умею …
Я хотел бы


РЕФЛЕКСИЯ
Выскажите свое мнение об уроке:

Сегодня я узнал …	Я удивился …Теперь я умею …Я хотел бы …РЕФЛЕКСИЯВыскажите свое мнение об уроке:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть