Слайд 1 Урок биологии в 9 классе
Подготовила учитель биологии
Башмакова Виктория
Николаевна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2
Тема урока:
Вид, его критерии и структура.
сформулировать определения
понятиям «вид», «критерии
вида»;
изучить критерии вида и их
содержание.
Слайд 4Образовательные:
- Создать представление о виде как о центральном
звене
эволюционного процесса, показать проблемность и
актуальность изучения вида и его структуры;
- Выявить критерии вида и его структуру.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления через
формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Продолжить формирование умений давать
морфологическое описание растений и животных,
работать с текстами, составлять таблицы;
- Продолжить развитие коммуникативных умений при
работе в парах, устной монологической речи обучающихся;
- Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки
предлагаемой информации;
- Прививать интерес к биологии через проведение
лабораторных работ и работе с дополнительным
материалом.
Задачи:
Слайд 5
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность к выполнению
полученных заданий, наблюдательность,
внимательность при работе с биологическими
объектами;
Воспитывать культуру общения в парах и
толерантность обучающихся.
Слайд 6 Основные понятия и термины урока: вид, критерии вида, популяция.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
мультимедийная презентации («Вид. Критерии вида»),
портреты ученых К.Линней, Ж.- Б.Ламарк, Ч.Дарвин.
Раздаточный материал для лабораторной работы: фотографии – большой синицы и длиннохвостой синицы, городская ласточка и береговая ласточка, смородина черная и смородина красная; гербарий растений – клевера красного, клевера ползучего, инструктивные карточки.
Дополнительный материал по изучению критериев вида
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы и формы обучения: работа в парах, практическая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, самопроверка, работа с учебником и дополнительной литературой, проблемный.
Слайд 8I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Звучит
музыка «Лето-шум леса». На музыкальном фоне учитель произносит вступление.
Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее многообразие. Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 500 тыс. видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100 тыс. видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов.
Проблемный вопрос: Что же такое вид и каковы его критерии?
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Слайд 9
Слайд 9Видовое многообразие живых организмов
около 500 тыс. видов растений
более 1,5 млн. видов
животных
100 тыс. видов грибов
около 10 тыс. видов бактерий
Слайд 10II Актуализация знаний
Цель: повторить материал и подготовить обучающихся
к усвоению новых знаний
1. Выполнение устных заданий (фронтальная работа)
2. Работа с раздаточным (дополнительным) материалом
3. Формулировка выводов по результатам выполненных заданий
Слайды 11-13
Слайд 11Род Медведь
Медведь бурый
Медведь белый
Слайд 12В указанном списке животных подсчитайте количество
особей, видов и родов:
Белка обыкновенная
Заяц-русак
Волк серый
Медведь белый
Лисица обыкновенная
Белка-летяга
Заяц-беляк.
Медведь гималайский
Волк серый
Еж ушастый
Слайд 13 Для обозначения вида используется
двойная(бинарная) номенклатура:
сначала родовое название (существительное),
затем видовое название (прилагательное).
2.Особи разных видов отличаются друг от друга
по внешним признакам, по местам обитанию,
образу жизни и др.
3.Сходные виды объединяются в один род
4.Вид –основная категория биологической
классификации.
Мы знаем:
Слайд 14III Изучение нового материала (постановка проблемы и ее разрешение):
Изучение нового материала проводится с помощью:
1. беседы с опорой на знания обучающихся и постановкой проблемных вопросов (история развития представлений о виде). слайд 15-17
2. Самостоятельной работы с дополнительным материалом и заполнению таблицы (сущность критериев вида), сообщений обучающимся.
слайд 18-25
3. Лабораторной работы «Изучение морфологического критерия вида»
Цель: продолжить формировать умения давать морфологическое описание растений и животных
Составления опорной схемы «Вид»
слайд 26, 27
Слайд 15Виды неизменны и созданы Творцом
Слайд 16Понятие «вид» условно, виды реально не существуют, т.к. они изменчивы, в
природе нет ничего кроме особей
Слайд 17Вид устойчив и реален, изменяется во времени
Слайд 19МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Сходство внешнего строения организмов.
Слайд 21Физиологический критерий
Сходство всех процессов жизнедеятельности:
одинаковые способы питания,
размножения,
сходные реакции на внешние
раздражители,
одинаковые сроки миграций
Слайд 22БИОХИМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Отражает характерный химический состав тела и обмен веществ.
Слайд 23ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Характеризуется определенным набором хромосом, сходных по размерам, форме и составу.
Архар
(56 хр)
Муфлон (54 хр)
Уриал (58 хр)
Слайд 24ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Совокупность характерных факторов среды, необходимых для существования вида
Московка
Заселяет морозобойные
трещины в стволах березы и ольхи
Большая синица
Выбирает глубокое дупло
в нижней части ствола
березы или ольхи
Слайд 25ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Особи вида занимают определенный ареал.
Лебедь- кликун
Лебедь-шипун
Слайд 26Лабораторная работа
«Морфологический критерий вида»
Цель: составить морфологическую характеристику двух видов
одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.
Оборудование: гербарные материалы, рисунки.
Ход работы:
1. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты их сходства.
2. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты отличия их друг от друга.
3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Относятся ли данные организмы к одному или разным видам?» Свой ответ аргументируйте.
4. Как можно объяснить сходство объектов?
Слайд 28IV Закрепление изученного материала:
1. Выполнение устных заданий
2. Тестирование с последующей самопроверкой
Слайд 29Задание 1.
Пользуясь генетическим и морфологическим критериями, определите, сколько особей и видов
животных перечислено в этом списке:
- 3 глухаря и 2 тетерева (-Х);
- 2 мыши домовые и 3 мыши белые (+Х);
- 4 собаки лайки и 2 овчарки (+Х);
(знак (+Х) показывает, что обозначенные в одной строчке животные могут скрещиваться и давать плодовитое потомство; (-Х) указывает на нескрещиваемость данных животных.)
Слайд 30Тест:
Виды-двойники способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство;
Исходная единица систематики
организмов - это вид;
Пеночки - теньковки и пеночки - веснички, обитающие в одном лесу, составляют одну популяцию разных видов;
Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия;
Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.
Слайд 31 Выводы:
1. Критерии - это признаки, по которым один вид
отличается от другого
2. Нет ни одного видового критерия, который
можно было признать абсолютным и
универсальным. Для определения
принадлежности особи к какому-то виду
недостаточно одного критерия, необходимо
учитывать совокупность всех критериев.
3. Вид представляет собой генетически
относительно изолированную систему, что
доказывает реальность существования видов в
природе.
4. Популяция – структурная единица вида.
V. ИТОГ УРОКА
Слайд 32Домашнее задание
§ 39, вопросы после параграфа, термины.
Письменно ответить на вопросы в
рабочей тетради УМК «Основы общей биологии», стр.76 вопросы №3-6
Слайд 33Что вы возьмете с урока?
Все, что пригодится в дальнейшем
Информацию переработаю
Все
выброшу