Презентация, доклад по биологии на тему Вид, его критерии и структура

Содержание

Тема урока: Вид, его критерии и структура.

Слайд 1 Урок биологии в 9 классе
Подготовила учитель биологии
Башмакова Виктория

Николаевна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»

Урок биологии в 9 классеПодготовила учитель биологии Башмакова Виктория НиколаевнаМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Большеатлымская средняя

Слайд 2 Тема урока: Вид, его критерии и структура.

Тема урока:   Вид, его критерии и структура.

Слайд 3 Цели урока:

сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»; изучить критерии вида и их содержание.
Цели урока:           сформулировать определения

Слайд 4Образовательные: - Создать представление о виде как о центральном

звене эволюционного процесса, показать проблемность и актуальность изучения вида и его структуры; - Выявить критерии вида и его структуру. Развивающие: - Способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; - Продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений и животных, работать с текстами, составлять таблицы; - Продолжить развитие коммуникативных умений при работе в парах, устной монологической речи обучающихся; - Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; - Прививать интерес к биологии через проведение лабораторных работ и работе с дополнительным материалом.

Задачи:

Образовательные:    - Создать представление о виде как о центральном звене

Слайд 5 Воспитательные: - Воспитывать ответственность к выполнению
полученных заданий, наблюдательность,


внимательность при работе с биологическими
объектами;
Воспитывать культуру общения в парах и
толерантность обучающихся.
Воспитательные:  - Воспитывать ответственность к выполнению   полученных заданий, наблюдательность,  внимательность при работе

Слайд 6 Основные понятия и термины урока: вид, критерии вида, популяция.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,
мультимедийная презентации («Вид. Критерии вида»),
портреты ученых К.Линней, Ж.- Б.Ламарк, Ч.Дарвин.
Раздаточный материал для лабораторной работы: фотографии – большой синицы и длиннохвостой синицы, городская ласточка и береговая ласточка, смородина черная и смородина красная; гербарий растений – клевера красного, клевера ползучего,  инструктивные карточки. Дополнительный материал по изучению критериев вида
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы и формы обучения: работа в парах, практическая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, самопроверка, работа с учебником и дополнительной литературой, проблемный.
Основные понятия и термины урока: вид, критерии вида, популяция.

Слайд 7ПЛАН УРОКА

ПЛАН УРОКА

Слайд 8I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Звучит

музыка «Лето-шум леса». На музыкальном фоне учитель произносит вступление.

Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее многообразие. Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. Сейчас на ней обитает около 500 тыс. видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100 тыс. видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов.
Проблемный вопрос: Что же такое вид и каковы его критерии?
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Слайд 9
I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности:Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Звучит музыка «Лето-шум леса». На музыкальном фоне

Слайд 9Видовое многообразие живых организмов
около 500 тыс. видов растений
более 1,5 млн. видов

животных

100 тыс. видов грибов

около 10 тыс. видов бактерий

Видовое многообразие живых организмовоколо 500 тыс. видов растенийболее 1,5 млн. видов животных100 тыс. видов грибовоколо 10 тыс.

Слайд 10II Актуализация знаний
Цель: повторить материал и подготовить обучающихся

к усвоению новых знаний

1. Выполнение устных заданий (фронтальная работа)
2. Работа с раздаточным (дополнительным) материалом
3. Формулировка выводов по результатам выполненных заданий

Слайды 11-13

II Актуализация знаний  Цель: повторить материал и подготовить обучающихся к усвоению новых знаний1. Выполнение устных заданий

Слайд 11Род Медведь
Медведь бурый
Медведь белый

Род МедведьМедведь бурыйМедведь белый

Слайд 12В указанном списке животных подсчитайте количество

особей, видов и родов:
Белка обыкновенная
Заяц-русак
Волк серый
Медведь белый
Лисица обыкновенная
Белка-летяга
Заяц-беляк.
Медведь гималайский
Волк серый
Еж ушастый
В указанном списке животных подсчитайте количество

Слайд 13 Для обозначения вида используется
двойная(бинарная) номенклатура:


сначала родовое название (существительное),
затем видовое название (прилагательное).
2.Особи разных видов отличаются друг от друга
по внешним признакам, по местам обитанию,
образу жизни и др.
3.Сходные виды объединяются в один род
4.Вид –основная категория биологической
классификации.

Мы знаем:

Для обозначения вида используется    двойная(бинарная) номенклатура:    сначала родовое название (существительное),

Слайд 14III Изучение нового материала (постановка проблемы и ее разрешение):

Изучение нового материала проводится с помощью:
1. беседы с опорой на знания обучающихся и постановкой проблемных вопросов (история развития представлений о виде). слайд 15-17
2. Самостоятельной работы с дополнительным материалом и заполнению таблицы (сущность критериев вида), сообщений обучающимся.
слайд 18-25
3. Лабораторной работы «Изучение морфологического критерия вида»
Цель: продолжить формировать умения давать морфологическое описание растений и животных
Составления опорной схемы «Вид»
слайд 26, 27

III Изучение нового материала (постановка проблемы и ее разрешение):   Изучение нового материала проводится с помощью:1.

Слайд 15Виды неизменны и созданы Творцом

Виды неизменны и созданы Творцом

Слайд 16Понятие «вид» условно, виды реально не существуют, т.к. они изменчивы, в

природе нет ничего кроме особей
Понятие «вид» условно, виды реально не существуют, т.к. они изменчивы, в природе нет ничего кроме особей

Слайд 17Вид устойчив и реален, изменяется во времени

Вид устойчив и реален, изменяется во времени

Слайд 18Критерии вида

Критерии вида

Слайд 19МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Сходство внешнего строения организмов.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙСходство внешнего строения организмов.

Слайд 21Физиологический критерий
Сходство всех процессов жизнедеятельности:

одинаковые способы питания,
размножения,
сходные реакции на внешние

раздражители,
одинаковые сроки миграций

Физиологический критерийСходство всех процессов жизнедеятельности:одинаковые способы питания, размножения,сходные реакции на внешние раздражители,одинаковые сроки миграций

Слайд 22БИОХИМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Отражает характерный химический состав тела и обмен веществ.

БИОХИМИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙОтражает характерный химический состав тела и обмен веществ.

Слайд 23ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Характеризуется определенным набором хромосом, сходных по размерам, форме и составу.
Архар

(56 хр)

Муфлон (54 хр)

Уриал (58 хр)

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙХарактеризуется определенным набором хромосом, сходных по размерам, форме и составу.Архар (56 хр)Муфлон (54 хр)Уриал (58 хр)

Слайд 24ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Совокупность характерных факторов среды, необходимых для существования вида

Московка
Заселяет морозобойные
трещины в стволах березы и ольхи

Большая синица
Выбирает глубокое дупло
в нижней части ствола
березы или ольхи

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙСовокупность характерных факторов среды, необходимых для существования вида

Слайд 25ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Особи вида занимают определенный ареал.
Лебедь- кликун
Лебедь-шипун

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙОсоби вида занимают определенный ареал.Лебедь- кликунЛебедь-шипун

Слайд 26Лабораторная работа
«Морфологический критерий вида»
Цель: составить морфологическую характеристику двух видов

одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.
Оборудование: гербарные материалы, рисунки.
Ход работы:
1. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты их сходства. 2. Сравните предложенные объекты между собой. Опишите черты отличия их друг от друга. 3. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Относятся ли данные организмы к одному или разным видам?» Свой ответ аргументируйте.
4. Как можно объяснить сходство объектов?
Лабораторная работа «Морфологический критерий вида»Цель: составить морфологическую характеристику двух видов одного рода, сравнить их и сделать вывод

Слайд 27Схема «Вид»









Схема «Вид»

Слайд 28IV Закрепление изученного материала:

1. Выполнение устных заданий

2. Тестирование с последующей самопроверкой

IV  Закрепление изученного материала:   1. Выполнение устных заданий   2. Тестирование с последующей

Слайд 29Задание 1. Пользуясь генетическим и морфологическим критериями, определите, сколько особей и видов

животных перечислено в этом списке: - 3 глухаря и 2 тетерева (-Х); - 2 мыши домовые и 3 мыши белые (+Х); - 4 собаки лайки и 2 овчарки (+Х); (знак (+Х) показывает, что обозначенные в одной строчке животные могут скрещиваться и давать плодовитое потомство; (-Х) указывает на нескрещиваемость данных животных.)
Задание 1. Пользуясь генетическим и морфологическим критериями, определите, сколько особей и видов животных перечислено в этом списке:

Слайд 30Тест:
Виды-двойники способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство;
Исходная единица систематики

организмов - это вид; 
Пеночки - теньковки и пеночки - веснички, обитающие в одном  лесу, составляют  одну популяцию разных видов;
Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия;
Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.

Тест:Виды-двойники способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство;Исходная единица систематики организмов - это вид; Пеночки - теньковки

Слайд 31 Выводы: 1. Критерии - это признаки, по которым один вид

отличается от другого 2. Нет ни одного видового критерия, который можно было признать абсолютным и универсальным. Для определения принадлежности особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев. 3. Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе. 4. Популяция – структурная единица вида.

V. ИТОГ УРОКА

Выводы:  1. Критерии - это признаки, по которым один вид

Слайд 32Домашнее задание
§ 39, вопросы после параграфа, термины.
Письменно ответить на вопросы в

рабочей тетради УМК «Основы общей биологии», стр.76 вопросы №3-6

Домашнее задание§ 39, вопросы после параграфа, термины.Письменно ответить на вопросы в рабочей тетради УМК «Основы общей биологии»,

Слайд 33Что вы возьмете с урока?
Все, что пригодится в дальнейшем
Информацию переработаю
Все

выброшу
Что вы возьмете с урока?Все, что пригодится в дальнейшем Информацию переработаюВсе выброшу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть