Слайд 1Тип Хордовые
Класс Рыбы
Плавают рыбешки в нашей речке чистой!
Плавают рыбешки быстро,
быстро, быстро!
Рыбки-рыбешки все хороши:
Папы, мамы и малыши.
Рыбки – рыбешки на больших похожи -
Плавают, как папы тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде.
И не гуляют больше нигде!
Французские народные песенки
Слайд 2Карась
Золо
Золотая рыбка –аквариумная форма серебрянного карася
Слайд 3Щука – героиня басни Крылова И. «Лебедь, рак и щука»,народной сказки
«По щучьему велению, по моему хотению…»
Слайд 4
Акулы овеяны легендами. Они — герои произведений Жюля Верна, Майн
Рида, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя. Героиня романа Л.Бенчли «Челюсти» — большая белая акула, или кархародон, — имеет прочную репутацию людоеда.
За сто верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь
Слайд 5Катран – черноморская акула
Источник рыбьего жира
Слайд 6 белуга самая крупная осетровая рыба
Мясо рыбы белое, икра черная,
а называется красной.
Именно осетра русский писатель Виктор Астафьев назвал «царь-рыбой».
попугай
эта рыбка на ночь одевается в «ночную рубашку» – своеобразный кокон. Ночью эта «рубашка» светится , служа рыбе чем-то вроде убежища от подводных хищников.
Слайд 8Рыба – луна
живет в Атлантическом океане, тело у нее
округлое и плоское, хвост очень короткий - чем не луна! Весит около 700 кг, выметывает 300 миллионов икринок
Слайд 9Рыбы-кенгуру.
Во время размножения самки откладывают икринки в кожистую складку на
брюшке у самца
Рыба – еж
особенностью этой рыбы является способность надуваться во время опасности. китайцы издавна приноровились делать из раздутых и высушенных рыб-ежей «китайские фонарики».
Слайд 12 Гамбузия
оказала
огромную помощь человечеству в ликвидации малярии. Совсем небольшая, размером всего 3,5- 7,5 см. А какая невиданная обжора! Сколько одна рыбка может съесть личинок комаров!
Слайд 13Рыбы - экстремалы
Караси выдерживают температуру -16
Даллия- обитает в
торфяных болотах, речках и озерах, зимой может превращаться в льдинку, выдерживает температуру – 40
Лукания – рыба горячих источников
Слайд 14 Голосистые «немые» рыбы
морской мичман – шипит
морской петух – голосит
ставрида – хрюкает
треска – тихо чирикает
барабанщик – барабанит
килька – гудит
камбала – издает звуки флейты
Слайд 15Рыбы – хамелеоны
Камбала
Морская собака
Слайд 16
Африканские родственники пескарей и бычков – илистые прыгуны, могут прыгать
с камня на камень, забираться на ветви мангровых деревьев
Слайд 17Рыботерапия
Линь - слизь бактерицидная
Треска, катран – рыбий жир
Слайд 18Аквариумные рыбки
Австрийская рыба-бабочка
Крылатка-зебра
Крупночешуйный кудрепер
Слайд 19Коралловые рыбки
Талассома
РассаРинекант Пикассо
Темная рыба солдат
Полосатая рыба-белка-солдат
Слайд 20Коралловые рыбки
Краснохвостая рыба-бабочка
Коралловая гаруппа
Желтополосатый
помакант
Антиас золотистый
Бычеглаз хамрур
Краснохвостая рыба-бабочка
Слайд 21УЭ-0
Что я знаю по этой теме?
Что я хотел (а) бы
узнать?
Что будешь знать?
в результате овладения содержанием модулей вы будете знать особенности строения и процессов жизнедеятельности рыб; уметь выявлять черты приспособленности рыб к жизни в водной среде; развивать навыки самостоятельной учебной работы.
Слайд 22УЭ-1
выполнение вводного модуля
Цель:
Проверить исходный уровень знаний о строении
и функционировании систем внутренних органов позвоночных животных, развивать умение классифицировать, обобщать.
Слайд 23Проверьте правильность ответов
1 вариант
А1.Дельфин-млекопитающее, остальные-рыбы. 2-артериальная.3-внутренний.4- желудочек.5-пищеварительной.
2 вариант
Б1- земноводные. 2-венозная.3-спинного и
головного мозга. 4-артерию.5-половой.
3 вариант
В1.(124)-млекопитающие,(35)-птицы.2-замкнутая.3-капилляры.4-головной (череп).5-выделительная.
4 вариант
Г1.- (124) - млекопитающие, (35) – рыбы,2-Вены,3- 5отделов, 4-туловищный , 5-выделительной
Слайд 24УЭ- 1 Вводная лекция
«Тип Хордовые. Надкласс Рыбы».
Цель: Сформировать представление о рыбах
– водных животных
Наука изучающая рыб – ихтиология
Экологические группы – группы животных сходные по месту обитания, которые определенным образом приспособились к факторам среды
Систематические группы – группы животных сходные по строению, происхождению.
Слайд 25Классификация
Империя Клеточные
Надцарство Эукариоты
Царство Животные
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные:
Надкласс Рыбы: (20000в.)
1.Класс Хрящевые
Подкласс Пластиножаберные.
2.Класс Костные: 2.1.(Подкласс Лучеперые:
Надотряд Костно- хрящевые, Надотряд костистые)
2.2.( Подкласс Лопастепёрые рыбы: Надотряд Двоякодышащие, Надотряд Кистепёрые)
Слайд 26Внешнее строение
Форма тела - обтекаемая.
Плавники: спинные, хвостовой, анальный - непарные;
грудные парные
— передняя пара конечностей;
брюшные парные — задняя пара конечностей.
Покровительственная окраска.
Чешуя - определяет возраст рыбы, обеспечивает скорость движения (можно сравнить с кольчугой).
Слизь - уменьшает трение о воду, обеспечивает защиту от плесени, бактерий.
Боковая линия — для определения направления тока воды.
Плавательный пузырь гидростатический орган.
Слайд 28Жизнедеятельность
Питание , дыхание, выделение, размножение, рост, обмен веществ, движение, развитие
Слайд 29Значение рыб
Звено в цепи питания -
(консументы 1, 2 …порядков)
Объект
изучения
Промысловые рыбы
Прудовое хозяйство
Спортивная рыбалка
Рыботерапия
Слайд 30УЭ-3 групповая работа
Цель: углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности рыб,
научиться конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи; характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе.
Групповая работа по инструктивным карточкам и подготовка отчета по плану:
Подготовить рассказ по теме
Выполнить задание
Сконструировать 2-3 репродуктивных вопроса и один творческий вопрос для организации дискуссии; продумать ответы на вопросы.
Слайд 31 УЭ-4 отчет групп
Цель: управлять вниманием одноклассников в процессе
ответа, развивать их ораторские способности.
Отчет групп по плану:
перед ответом у доски группа предлагает классу контрольные вопросы (2-3) репродуктивного и творческого характера; каждый школьник записывает эти вопросы в своем маршрутном листе;
в процессе ответа у доски группа обоснованно отвечает на репродуктивные вопросы и не дает прямых ответов на вопросы творческого характера
Слайд 32УЭ-5
Цель: определить качество знаний по изученной теме.
проверьте правильность ответов
234,134,123,356
Слайд 33УЭ-6Подведение итогов:
Что я узнал (а) сегодня на уроке?
Оцени свою работу
на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо»
Выбери домашнее задание:
Учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. М.: Дрофа,2003.
Стр. С. 176-179, с.180-183,
общая характеристика с.185,
задания с.184,
составить цепи питания с участием рыб
сообщения о рыбах, презентация