9 класс.
Состав и структура сообщества
Презентация на тему Презентация по биологии на тему Структура сообщества (9 класс), предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 33 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Цели: Образовательная: познакомить учащихся с природным сообществом, морфологической структурой сообщества, выявить причины видового разнообразия.
Развивающая: развивать умения учащихся творчески работать, развивать предметно-речевые навыки, познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать у учащихся дружелюбие, доброту, бережного отношения к своему здоровью и природе.
Сообщество или биоценоз– это совокупность животных, растений, грибов, микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема.
Например: совокупность всех живых организмов пруда - биоценоз пруда.
Все биоценозы характеризуются определённым видовым разнообразием
Видовое разнообразие – число разных видов растений и животных, образующих биоценоз.
Число видов в одной пробе, взятой с определённой площади, называется видовым богатством.
Видовое богатство растёт по мере эволюционного развития сообщества.
Чем продолжительней развитие экосистемы, тем богаче её видовой состав.
Например: В древнем озере Байкал только рачков-бокоплавов насчитывается около 300 видов!)
Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивое система.
Например:
изменение климата или иных факторов могут привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счет других видов, близких к выбывшему по своей специализации.
Факторы, влияющие на видовое разнообразие:
Географическое положение (с севера на юг число видов в сообществе возрастает). Почему?
Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов) Почему?
Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем больше количество видов составляют его)
Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу)
Наличие видов - средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой) Почему?
Виды с высокой численностью называют виды-средообразователи
Задание. Проанализируйте рис.82. И сделайте вывод о соотношении числа видов и их биомассы в биоценозах
Вопрос 2.
Морфологическая структура
Морфологическая структура сообщества – это набор определённых жизненных форм и их соотношение
-На стр. 205 есть определение жизненной формы, зачитайте
Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами
Задание. Пользуясь учебником назовите жизненные формы растений и животных.
Жизненные формы растений:
деревья,
кустарники
травы.
Жизненные формы водных организмов (по местообитанию)
Планктон –организмы, свободно плавающими на поверхности воды (растения – водоросли, животные – мелкие рачки).
Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному передвижению (рыбы, кальмары, китообразные и т.д.)
Жизненные формы животных суши (по способу передвижения)
Прыгающие (сильно развиты задние ноги).
Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно).
Плавающие (есть перепонки между пальцами).
Летающие.
Ползающие (конечные редуцированы).
Лазающие (цепкие конечности).
Вопрос 3.
Пространственная структура
А) по вертикали – ярусность (наземная и подземная – в лугу, на лугу).
В каждом ярусе встречаются только определённые приспособленные организмы. Рис.83. Ярусность
Б) по горизонтали – неоднородность открытых структур (естественные возвышения и углубления рельефа, разный уровень влажности и пр.)
Вопрос 4.
Трофическая структура
Трофическая структура – пищевая структура, которая отражает все пищевые взаимосвязи организмов.
Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов.
Пищевая сеть (трофическая сеть) — пищевые отношения групп организмов в сообществе, где все живые существа являются объектами питания других. Пищевая сеть состоит из пищевых цепей.
Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими
На какие две группы делятся все организмы по способы питания?
Автотрофы - это организмы, которые самостоятельно создают вещества органические из неорганических (зел.растения).
Гетеротрофы- это организмы, которые не могут самостоятельно синтезировать органические вещества, поэтому питаются ими в готовом виде (животные, грибы, бактерии, некоторые растения).
Организмы по типу питания:
Продуценты – производители биологического вещества (зелёные растения).
2. Консументы – потребители живого органического вещества, это главным образом животные, питающиеся другими организмами (растениями и животными).
Консументы I порядка — растительноядные гетеротрофы (травоядные животные,паразитические растения)
Консументы II порядка — хищные гетеротрофы (хищники), питаются консументами первого порядка.
Консументы III порядка
Как правило, автотрофы являются продуцентами, а гетеротрофы – консументами и редуцентами.
Домашнее задание.
§43,
Ответить на вопросы 1-4 (устно),
задание 1(индивидуально), стр.210
Нарисовать биоценоз леса или пруда (по желанию).
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть