Слайд 19 класс.
Состав и структура сообщества
Слайд 2Цели: Образовательная: познакомить учащихся с природным сообществом, морфологической структурой сообщества, выявить
причины видового разнообразия.
Развивающая: развивать умения учащихся творчески работать, развивать предметно-речевые навыки, познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать у учащихся дружелюбие, доброту, бережного отношения к своему здоровью и природе.
Слайд 3Вопрос 1. Видовое разнообразие
Слайд 4Сообщество или биоценоз– это совокупность животных, растений, грибов, микроорганизмов, совместно населяющих
участок суши или водоема.
Например: совокупность всех живых организмов пруда - биоценоз пруда.
Слайд 5Все биоценозы характеризуются определённым видовым разнообразием
Видовое разнообразие – число разных видов
растений и животных, образующих биоценоз.
Слайд 6Число видов в одной пробе, взятой с определённой площади, называется видовым
богатством.
Слайд 7Видовое богатство растёт по мере эволюционного развития сообщества.
Чем продолжительней развитие
экосистемы, тем богаче её видовой состав.
Например: В древнем озере Байкал только рачков-бокоплавов насчитывается около 300 видов!)
Слайд 8Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивое система.
Например:
изменение климата или
иных факторов могут привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счет других видов, близких к выбывшему по своей специализации.
Слайд 9Факторы, влияющие на видовое разнообразие:
Географическое положение (с севера на юг число
видов в сообществе возрастает). Почему?
Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов) Почему?
Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем больше количество видов составляют его)
Слайд 10Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу)
Наличие видов - средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой) Почему?
Виды с высокой численностью называют виды-средообразователи
Слайд 11Задание. Проанализируйте рис.82. И сделайте вывод о соотношении числа видов и
их биомассы в биоценозах
Слайд 15Вопрос 2.
Морфологическая структура
Морфологическая структура сообщества – это набор определённых жизненных
форм и их соотношение
-На стр. 205 есть определение жизненной формы, зачитайте
Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами
Слайд 16Задание. Пользуясь учебником назовите жизненные формы растений и животных.
Жизненные формы растений:
деревья,
кустарники
травы.
Слайд 17Жизненные формы водных организмов (по местообитанию)
Планктон –организмы, свободно плавающими на поверхности
воды (растения – водоросли, животные – мелкие рачки).
Слайд 18Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному передвижению
(рыбы, кальмары, китообразные и т.д.)
Слайд 19Бентос – организмы, обитающие на дне водоема
Слайд 20Жизненные формы животных суши (по способу передвижения)
Прыгающие (сильно развиты задние ноги).
Бегающие,
ходящие (все ноги развиты равномерно).
Плавающие (есть перепонки между пальцами).
Летающие.
Ползающие (конечные редуцированы).
Лазающие (цепкие конечности).
Слайд 21Вопрос 3.
Пространственная структура
А) по вертикали – ярусность (наземная и подземная
– в лугу, на лугу).
В каждом ярусе встречаются только определённые приспособленные организмы. Рис.83. Ярусность
Б) по горизонтали – неоднородность открытых структур (естественные возвышения и углубления рельефа, разный уровень влажности и пр.)
Слайд 22Вопрос 4.
Трофическая структура
Трофическая структура – пищевая структура, которая отражает все
пищевые взаимосвязи организмов.
Слайд 23Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов.
Пищевая
сеть (трофическая сеть) — пищевые отношения групп организмов в сообществе, где все живые существа являются объектами питания других. Пищевая сеть состоит из пищевых цепей.
Слайд 24Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов),
при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими
Слайд 25На какие две группы делятся все организмы по способы питания?
Автотрофы -
это организмы, которые самостоятельно создают вещества органические из неорганических (зел.растения).
Гетеротрофы- это организмы, которые не могут самостоятельно синтезировать органические вещества, поэтому питаются ими в готовом виде (животные, грибы, бактерии, некоторые растения).
Слайд 26Организмы по типу питания:
Продуценты – производители биологического вещества (зелёные растения).
Слайд 272. Консументы – потребители живого органического вещества, это главным образом животные,
питающиеся другими организмами (растениями и животными).
Консументы I порядка — растительноядные гетеротрофы (травоядные животные,паразитические растения)
Консументы II порядка — хищные гетеротрофы (хищники), питаются консументами первого порядка.
Консументы III порядка
Слайд 28Редуценты – потребители мёртвых органических веществ (бактерии, грибы)
Слайд 30Как правило, автотрофы являются продуцентами, а гетеротрофы – консументами и редуцентами.
Слайд 32Домашнее задание.
§43,
Ответить на вопросы 1-4 (устно),
задание 1(индивидуально), стр.210
Нарисовать биоценоз леса
или пруда (по желанию).