Слайд 1 Отрывок из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом»:
Свинья под Дубом
вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Нет не засохнет", говорит Свинья:
«И ничего с ним не случится»
Слайд 2Тема урока
«Строение и функции корня»
Слайд 3Цель урока:
Узнать больше о строении, функциях корней
Слайд 4Задачи:
знать виды корней и распознавать их на рисунках;
сформулировать новые понятия; отличать
типы корневых систем друг от друга;
работать с учебником
Слайд 5«Самооценка» – 1 этап
Определение проблемы, темы и цели урока
Слайд 6Корень – это вегетативный орган, служащий для закрепления растения в почве
и поглощения воды с минеральными веществами.
Корень развивается из корешка зародыша (1).
Слайд 8
Главный корень — корень, развивающийся из зародышевого корешка.
Придаточные корни —
образуются на стеблях, а у некоторых растениях и на листьях.
Боковые корни —отходят от главного и придаточного корня.
Виды корней
Слайд 9«Самооценка» – 2 этап
«Открытие новых знаний» -- моделирование
Слайд 13Правила работы с микроскопом
1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии
5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. После работы микроскоп приведите в нерабочее положение и уберите в футляр.
Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Слайд 14
Лабораторная работа №4 ( тетрадь для лабораторных и практических работ стр.9-10)
«Строение
корневого волоска.
Стержневая и мочковатая корневые системы»
Цель: познакомиться со строением и функцией корневого волоска.
Слайд 15Вывод по работе
Функция корневого волоска: всасывание из почвы воды с растворенными
минеральными веществами.
Корневой волосок – это одна вытянутая клетка.
Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение веществ.
Слайд 16«Самооценка» – 4 этап
Лабораторная работа №4
«Строение корневого волоска»
Слайд 17Роль корней в жизни растений:
закрепляют растение в почве;
снабжают его водой и
минеральными солями, проникая на большую глубину.
Слайд 18Корневая система – совокупность всех корней растения.
Стержневая корневая система
Мочковатая корневая система
Слайд 19
Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем.
Слайд 20Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями.
Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост.
Типы корневых систем
Слайд 21
Лабораторная работа №4 ( тетрадь для лабораторных и практических работ стр.9-10)
«Строение
корневого волоска.
Стержневая и мочковатая корневые системы»
Цель: познакомиться с разными типами корневых систем.
Слайд 22Вывод по работе
Корневые системы бывают 2-х типов: стержневая (хорошо развит главный
корень) и мочковатая (главный корень не выражен, это система боковых и придаточных корней).
Слайд 23«Самооценка» – 5 этап
Лабораторная работа №4
«Корневые системы»
Слайд 24Интересные факты о корне
Самая развитая корневая система у озимой ржи. Если
сложить все ее многочисленные корни, то они растянутся на сотни километров. Длина самой большой измеренной корневой системы ржи составила 623 километра.
В литературе описан дикий инжир , растущий у пещер Эхо на востоке ЮАР. Его корни проникли на глубину 120 метров.
Глубины 100 метров достигают корни дуба. А корни африканской акации , растущей на юго-западе Африки - 88 метров.
Слайд 25«Мозговой штурм»
В условиях арктической тундры корни растений располагаются в почве не
глубже 15–20 см, а в пустынях Средней Азии, например, корни верблюжьей колючки уходят в почву на глубину 15 м. Объясните это явление.
Слайд 26Физкультминутка -- тест
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение
(если правильно
-- хлопаем в ладоши, а если неправильно -- не хлопаем)
1. Корень – это вегетативный орган
2. У одуванчика корневая система стержневая
3. Почвенный раствор-вода с растворёнными в ней минеральными солями
4. Главный корень развивается из корешка зародыша.
5. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
6. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
7. У пшеницы корневая система мочковатая.
Слайд 27Закрепление
А теперь давайте вернемся к басне и решим кто же прав?
Кто прав, ворон или свинья? Давайте рассудим
что произойдет с деревом, если повредить корни?
Почему?
А мы узнали, какое строение имеет корень?
А какие бывают корни?
Слайд 29Ответы на тест:
1 – а
2 – г
3 – в
4 – в
5
-- а
Слайд 30«Самооценка» – 6 этап
Закрепление -- Тест
Слайд 31Домашнее задание
Учебник п. 31- с. 80-81 (изучить)
Рабочая тетрадь с.12-13 №1,2,3,4,6,7,8,9.
Составить кроссворд
по теме «Корень» (по желанию)