Слайд 1Проверим свои знания
Какое животное зашифровано в ребусе?
Дай ему характеристику по плану:
одноклеточное
или многоклеточное;
к какому царству относится?
какую среду обитания занимает?
как приспособлено к этой среде?
Среда обитания – это ………
Д*фин
Слайд 3В этой среде относительно постоянные условия для существования, обилие пищи, животные
защищены от неблагоприятных внешних факторов.
? Вопросы.
О какой среде идёт речь?
Назовите животных, живущих в этой среде.
Слайд 4
Поместите в соответствующую среду обитания животных или растения из предложенного списка.
Аскарида,
дельфин, чайка, страус, акула, береза, орел, карась, комар, корень дерева, крот, медуза, личинка майского жука, ряска, постельный клоп, бабочка, олень, свиной цепень, щука, клещ собачий.
Слайд 5Выполнение заданий письменно
Задание № 1
Как вы думаете, в каких средах обитают
насекомые, ножки которых изображены на рисунках 1-4?
1 2 3 4
Соотнесите цифру рисунка с буквой среды обитания.
А. Водная -
Б. Наземно-воздушная -
В. Почвенная-
Слайд 6Задание № 2
Тест с выбором одного правильного ответа
1. Значительные перепады
температуры характерны для:
а) почвенной среды; б) наземно-воздушной среды
в) подземных пещер; г) водной среды.
2. В водной среде животные приспособились к недостатку:
а) кислорода; б) тепла; в) влаги; г) азота.
3. Много разных грибов, бактерий и насекомых обитает в:
а) водной среде; б) почвенной среде; в) пустынях; г) пещерах.
4. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:
а) кислорода; б) тепла; в) влаги; г) освещения.
5. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно:
а) тепла; б) углекислого газа; в) света; г) почвы.
6. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:
а) зрение; б) обоняние; в) слух; г) вкус.
Слайд 7Правильные ответы:
Задание № 1
Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые,
ножки которых изображены на рисунках 1-4?
1 2 3 4
Соотнесите цифру рисунка с буквой среды обитания.
А. Водная - 4
Б. Наземно-воздушная – 1, 3
В. Почвенная- 2
Слайд 8Правильные ответы:
Задание № 2
1. Значительные перепады температуры характерны для:
а) почвенной среды;
б) наземно-воздушной среды
в) подземных пещер; г) водной среды.
2. В водной среде животные приспособились к недостатку:
а) кислорода; б) тепла; в) влаги; г) азота.
3. Много разных грибов, бактерий и насекомых обитает в:
а) водной среде; б) почвенной среде; в) пустынях; г) пещерах.
4. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку:
а) кислорода; б) тепла; в) влаги; г) освещения.
5. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно:
а) тепла; б) углекислого газа; в) света; г) почвы.
6. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:
а) зрение; б) обоняние; в) слух; г) вкус.
Слайд 10Что изображено на картинке? Как это может быть связано с новой
темой урока?
Слайд 11Тема урока:
«Сообщество живых организмов»
Слайд 12Цели урока:
Изучить:
взаимосвязь организмов в сообществе
растительные сообщества и их
разнообразие;
Виды растительных сообществ;
Работаем с § 10, стр. 30
Слайд 13Растительные сообщества:
лес
болото
степь
луг
Слайд 15 Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов,
приспособленных к условиям жизни на определенной территории и влияющих друг на друга.
Растительное сообщество – совокупность разных видов растений, совместно обитающих на определенной территории.
Слайд 16Составить слова из предложенных букв
А) р, е, л, о
Б) м, е, я,з
В) р, а, в, а,т
Г) у, ж, к
Д) р, е, е, д, о, в
Е) ц, з, я, а
Проверь себя!
Слайд 17Правильный ответ
А) орел
Б) змея
В) трава
Г) жук
Д) дерево
Е) заяц
Слайд 18Как взаимосвязаны:
цветок вишня - пчела
рябина –
свиристель
клевер – шмель
орех – белка
Составьте пары:
Ласточка, муравей, почвенные бактерии, насекомое, отмершие организмы, тля.
* Найдите в § 10 текст о взаимосвязях организмов в природном сообществе!
Слайд 19Типы растительных сообществ
Еловый лес:
Вид – строитель:? (стр.31)
Сопутствующие растения елового леса:
кислица
майник черника брусника мхи
Слайд 20Типы растительных сообществ
Сосновый лес:
Вид – строитель: ?
Сопутствующие растения соснового леса:
кошачья
лапка сфагнум герань сон-трава
Слайд 21
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно
дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
(Р.Рождественский)
Слайд 23
Разделите сообщества на 2 группы, обоснуйте свой выбор.
Слайд 24Растительные сообщества
Естественные
(природные)
Искусственные
(созданные человеком)
Поле, огород, парк, сад, аквариум
Лес, луг, река, болото, степь,
пустыня
Слайд 26
Какие растительные сообщества более устойчивы – природные или искусственные?
Почему? (ответ обоснуйте)
Слайд 27Изучить текст § 10 учебника (вопросы устно)
ОК (выучить)
Задание (по желанию):
Составить
кроссворд природного сообщества «лес» с его обитателями, или нарисовать одно из сообществ родного края.
Домашнее задание:
Слайд 28Рефлексия.
Что интересного для себя вы узнали на уроке?
Как материал урока
изменил твое отношение к природе?
Как знания, полученные на уроке могут пригодиться в жизни?