Слайд 1Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии
Учитель биологии
МБОУСОШ №1 им. А.
Ваганова
Майорова Ольга Сергеевна
Слайд 2Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса
является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Слайд 3Учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений
учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать…
Слайд 4
Использование занимательного материала для учащихся 5-6-х классов.
Слайд 5 Нетрадиционные формы уроков:
Слайд 6Уроки-игры:
Игра-викторина
Игры - упражнения.
Игра-поиск.
Игры – соревнование
Сюжетно -ролевые игры
Слайд 7
Уроки-КВН
Урок биологии в 7-м классе. КВН "Наши пернатые друзья".
Слайд 8уроки-консультации
в 6 классе проводится обобщающий урок на тему: «Клетка – единица
строения и жизнедеятельности растительного организма».
уроки-лекции
"Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)
Слайд 9Уроки-семинары:
“Генетические болезни человека, их предупреждение и лечение”, “Современные достижения генных технологий,
их этические и юридические проблемы”
Слайд 10Лабораторно-практические уроки:
«Изучение строения увеличительных приборов», «Знакомство с клетками растений».
Слайд 11 Создание на уроке проблемной ситуации.
Слайд 12В 6-м классе
Урок «Виды корней и типы корневых систем»
Корень растущего дерева
(например, дуба), развиваясь из зародышевого корешка семени, глубоко проникает в почву и сильно ветвится. Он удерживает тяжелый ствол дерева с ветвями и листьями. Благодаря чему происходит ветвление корней дерева?
Урок «Внешнее строение листа»
Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение – однодольное или двудольное?
Слайд 13В 7-м классе
При изучении темы «Бактерии» в 7 классе: «Важнейшую роль
в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями?
При изучении темы «Насекомые».
Почему сильно обеспокоен пчеловод, обнаружив осенью в пчелиной семье трутней?
Слайд 14В 8-м классе
«Пищеварительная система»:
В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство,
то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ».
Почему возникает изжога при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя?
Слайд 15В 9-м классе
При изучении условий существования экосистемы: Как может отразиться на
обитателях пресноводного водоёма нерациональное применение азотных и фосфорных удобрений на сельскохозяйственных угодьях, расположенных поблизости от водоёма?
При изучении факторов, обусловливающих сезонные явления в живой природе: Почему в условиях естественного освещения в зимнее время многие овощные культуры в теплицах не образуют плодов, несмотря на оптимальные температурные условия и полив?
Слайд 16Творческие задания
для учащихся 6 класса является написание сказок. На различные темы,
например: «Возможна ли жизнь без растений», «Листопад» и т.д.
ЗАГАДКИ-ОПИСАНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
Цветки этого растения могут быть разного цвета. Осенью на их месте появляются плодики с длинным отростком, будто птичий клюв. Они похожи на журавликов. В наших домах проживает почти 50 видов этого растения. Один из видов, душистый, рекомендован для школ, так как хорошо очищает воздух от микробов. В народе считается, что аромат листьев лечит от головной и ушной боли. Что это за растение?
(Герань)
Слайд 17кроссворды
1. Процесс удаления из организма ненужных веществ.
2. Процесс, при котором из
питательных веществ высвобождается энергия для поддержания жизнедеятельности организма.
3. Живое существо, способное к самостоятельному существованию.
4. Процесс получения питательных веществ из окружающей среды.
5. Основной источник кислорода на Земле.
6. Воспроизведение себе подобных.
7. Способность организма реагировать на изменение в окружающей среде.
8. Мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми свойствами живого
Слайд 18Проектная деятельность на уроках.
С чего начинается функционирование пищевого завода?
А) Ответьте на
вопросы:
1. Что происходит у нас во рту?
Какую роль в пищеварении играет язык?
Почему зубы у человека, как и млекопитающих, дифференцированы?
Почему хлеб становится сладким после некоторого пребывания во рту?
Б) Заполните соответствующую строку в таблице «Превращение питательных веществ в органах пищеварения».
В) Создайте аппликационную модель процесса пищеварения в ротовой полости.
Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию
мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.