Презентация, доклад по биологии на тему Растительные клетки и ткани

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов, состоящая из сложных органических молекул, а также содержащая и малые органические и неорганические молекулы. Главными свойствами этой системы являются: самовоспроизведение, постоянный обмен веществами

Растительные клетки и ткани

Растительные клетки  и ткани

Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех

живых организмов, состоящая из сложных органических молекул, а также содержащая и малые органические и неорганические молекулы. Главными свойствами этой системы являются: самовоспроизведение, постоянный обмен веществами и энергией с внешней средой, структурное, обособление ее от внешней среды. Из клеток состоят все животные и растительные организмы. Впервые клеточное строение наблюдал английский естествоиспытатель Роберт Гук в 1665г. у растений. Он рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. То, что увидел Гук, стало великим открытием. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками. Большинство клеток видны только под микроскопом. Измеряют их тысячными долями миллиметра – микрометрами (мкм). Клетки бывают различной, часто самой причудливой формы. Среди них есть шаровидные и овальные, в виде кубиков и цилиндров, похожие на звезды и диски. Но даже самые непохожие клетки поразительно схожи по своему устройству.

исследования, прежде всего – световая и электронная микроскопия. Электронные микроскопы увеличивают изображение в сотни тысяч раз. В них видны даже отдельные молекулы. наиболее точное представление о строении и жизни клеток дает изучение их в живом состоянии. Есть много способов искусственного выращивания клеток в питательных жидкостях. Это дает возможность исследовать особенности обмена веществ живых клеток, потребность их в тех или иных веществах, чувствительность к разнообразным воздействиям. С помощью специальных приспособлений живые клетки можно наблюдать под микроскопом, снимать их на фото- и кинопленку. На экране видно, как клетки двигаются, делятся, соединяются друг с другом.
Красители позволяют окрашивать клетки разных тканей в различные цвета. Есть даже краски, которые красят только определенные части клетки. Приемами окрашивания не только выявляют в клетке многие химические вещества, но и определяют их количество. Для того, чтобы выяснить состав и строение разных клеточных частей, размеченные клетки помещают в пробирки и вращают их в центрифуге с огромной скоростью. На дне пробирок осаждаются более крупные и тяжелые части, а на верху – самые мелкие и легкие. Потом уже можно определять, из каких веществ состоят отдельные слои, и рассматривать их под электронным микроскопом.
Наука, изучающая клетку, - цитология. В ее распоряжении много современных методов исследования, прежде всего – световая и

В растительной клетке различают протопласт – живую часть клетки, участвующую

в обмене веществ, и клеточную оболочку, окружающую протопласт. Форменные элементы протопласта называют органеллами клетки. Во взрослых клетках в центре имеется вакуоль – полость с клеточным соком. Кроме того, в клетке могут накапливаться запасные вещества и продукты ее жизнедеятельности. В протопласте выделяют цитоплазматическую основу, или основную плазму ( цитоплазматический матрикс), и форменные элементы. Одни из них – ядро, пластиды, митохондрии, сферосомы – обнаруживаются в световой микроскоп; другие – плазмалемма, тонопласт, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть с рибосомами, лизосомы, микротрубочки, пероксисомы – являются ультраструктурными образрваниями. Часть протопласта без элементов клетки, видимых под световым микроскопом, называют цитоплазмой.
В растительной клетке различают протопласт – живую часть клетки, участвующую в обмене веществ, и клеточную оболочку,

Слайд 5 Основные химические компоненты клетки
Основным веществом цитоплазмы являются белки. Белок –

полимерное соединение, где структурной единицей является аминокислота. Белки проявляют большую активность и способность к образованию комплексов с другими веществами. С углеводами они дают глюкопротеиды, с липоидами – липопротеиды и т. д. Белки в виде комплексных соединений участвуют в построении всех компонентов клетки, обладающих свойствами живого. Белок определяет специфичность клетки, ткани, организма в целом. Белки как запасные вещества накапливаются в виде аморфных образований и кристаллидов, а также в форме протеиновых ( белковых ) зерен. Последние образуются из вакуолей при их ввввысыхании. Сильное обезвоживание тканей наблюдается в созревших семенах, поэтому и образование протеиновых зерен характерно для клеток запасающих тканей семян. Кроме белка в составе зерна можно обнаружить неорганические вещества. В процессе жизнедеятельности клетки белки вовлекаются в обмен веществ, вступают во взаимодействие с другими веществами и , образовав сложные комплексные соединения, участвуют в построении элементов протопласта. Важными компонентами клетки являются нуклеиновые кислоты ДНК ( дезоксирибонуклеиновые кислоты) и РНК ( рибонуклеиновые кислоты).молекулы их крупные и состоят из большого числа нуклеотидов. В состав каждого нуклеотида входят азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты. ДНК и РНК отличаются друг от друга по химическому составу, структуре молекулы, функции, по местонахождению в клетке.
Основные химические компоненты клетки  Основным веществом цитоплазмы являются белки. Белок – полимерное соединение,

Слайд 6Сравнительная характеристика ДНК и РНК

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

липоидно-белковых мембран цитоплазмы. Запасные жиры являются энергетическим материалом клетки. В запас они откладываются в жидком и твердом виде. Углеводы являются составными компонентами ряда жизненно важных соединений клетки: нуклеиновых кислот, сложных белков. Они участвуют в построении оболочки клетки ( клетчатка, полуклетчатка, пектины). Запасные углеводы – это наиболее подвижные соединения, постоянно вовлекаемые в обмен веществ и дающие начало другим компонентам. Их называют пластическим материалом клетки. Запасные углеводы выполняют также важнейшую энергетическую функцию. Важным соединением, занимающим ключевые позиции в энергетическом обмене клетки, является АТФ ( аденозинтрифосфат), где в форме макроэргических связей накапливается энергия, которая потом используется для биохимических реакций. Кроме указанных веществ, в клетке имеется целый ряд органических и неорганических соединений, а также физиологически активных веществ типа витаминов, ростовых веществ, необходимых для осуществления нормальной жизнедеятельности клетки и организма в целом. Обязательным компонентом клетки является вода, на которую в среднем приходится 80 – 85 % от общей массы клетки.
Обязательными компонентами клетки являются жироподобные вещества, или липоиды, входящие в состав липоидно-белковых мембран цитоплазмы. Запасные жиры являются

Строение растительной клетки

Строение  растительной  клетки

Слайд 9Оболочка
Главные ее функции – защитная и опорная. Состоит из сложных углеводов

и их производных: клетчатки ( целлюлозы), полуклетчатки ( гемицеллюлозы), и пектиновых веществ. Молекулы целлюлозы собраны в пучки – фибриллы или мицеллы,которые образуют скелет всей оболочки. Различиют первичную и вторичную оболочку клетки. Первичная тонкая, богата пектином и полуклетчаткой. В отдельных участках пронизана плазмодесменными канальцами, через которые из одной клетки в другую проходят цитоплазматические нити ( плазмодесмы). Эти участки называют первичными поровыми полями. Вторичная оболочка образовывается тогда, когда клетка заканчивает свой рост. Она накладывается на первичную со стороны протопласта и является, как и первичная оболочка, продуктом ее жизнедеятельности. В зависимости от того, какую функцию выполняет клетка, вторичная оболочка будет более или менее толстой. Растет она путем наложения новых фибрилл слоями. Вторичная оболочка никогда не накладывается на первичную сплошным слоем. Остаются отдельные неутолщенные места, которые называются порами. У поры имеется внутреннее отверстие, обращенное в полость клетки, и наружное отверстие, которое закрыто первичной оболочкой; ее называют замыкающей пленкой поры. Между отверстиями находится поровый канал. Поры бывают простыми, когда поровый канал имеет одинаковый диаметр, и окаймленными, когда поровый канал сужается к внутреннему отверстию. Пора называется слепой, если а соседней клетке не образуется смежная пора или пора обращена в межклетное пространство. Химический состав оболочки может меняться. Оболочка становится водо- и воздухонепроницаемой при наложении жироподобных веществ на внутреннюю ее поверхность. Минерализация оболочки является результатом отложения в ней солей кальция. У злаков и осок листья имеют острые, режущие края – это результат минерализации оболочки.
ОболочкаГлавные ее функции – защитная и опорная. Состоит из сложных углеводов и их производных: клетчатки ( целлюлозы),

Слайд 10Цитоплазма

и тонопласта ( внутренней мембраны) – это жидкая среда клетки, бесцветная, слизистая основа, находящаяся в постоянном движении. Движение цитоплазмы способствует активизации обмена веществ в клетке. Здесь происходят процессы ассимиляции ( поступление) и диссимиляции( выведение веществ из клетки).
ЦитоплазмаСостоит из: плазмалеммы ( наружной мембраны), отделяет цитоплазму от клеточной стенки, и тонопласта ( внутренней мембраны) –

Слайд 11Пластиды
Это органеллы клетки. Различают 3 типа пластид: зеленые – хлоропласты, желтые,

оранжевые, красные – хромопласты, бесцветные – лейкопласты. Хлоропласты имеют округлую или эллипсовидную форму, двойную мембранную оболочку, сложную внутреннюю систему. Основная функция – процесс фотосинтеза. В результате полимеризации осуществляется синтез первичного, или ассимиляционного, крахмала, который откладывается здесь же в хлоропластах. Хромопласты образуются из хлоропластов. Основная функция – окрашивание растений в различные пигменты. Форма – в виде кристаллов. Наличие хромопластов в клетках обеспечивает их яркость и привлечение животных-опылителей и распространителей плодов. Лейкопласты – бесцветные пластиды, состоящие из белкового вещества. Могут растягиваться, изменяться. Основная функция – запасающая.
ПластидыЭто органеллы клетки. Различают 3 типа пластид: зеленые – хлоропласты, желтые, оранжевые, красные – хромопласты, бесцветные –

Это обязательный компонент живой клетки. Основная функция – хранение и передача

наследственной информации. Состоит из: ядерной оболочки, нуклеоплазмы, ядрышка, хромотина. Ядро содержит ферменты, с помощью которых происходит питание клетки и биохимические процессы. Ядрышко – органоид ядра, является местом синтеза и сборки рибосомных частиц. Ядрышки богаты РНК. Образованию новых клеток предшествует деление ядра, обеспечивающее передачу информации от клетки к клетке. Различают два типа деления ядра: прямое и непрямое. Прямое деление ядра – путем перетяжки, обычно встречается в старых клетках и является результатом патологических изменений в клетке. Непрямое имеет две формы деления: митоз, мейоз. Митоз – деление ядра с тем же набором хромосом, что и материнское ядро, а мейоз – деление ядра с уменьшением числа хромосом вдвое.

ЯДРО

Это обязательный компонент живой клетки. Основная функция – хранение и передача наследственной информации. Состоит из: ядерной оболочки,

Слайд 13Вакуоль
Это место скопления воды, которая используется в обмене веществ в клетке.

Здесь находятся запасные вещества: сахара, растворимые белки, органические кислоты, а также вещества, играющие защитную, антисептическую роль. Вакуоль – место отложения конечных продуктов обмена веществ. Содержимое вакуоли ограничено тонопластом. При насыщении вакуоли водой возникает гидростатическое давление, направленное из центра клетки на ее стенки. Это давление называется тургорным. Максимальное тургорное давление отмечено при полном насыщении клетки водой. Тургор, как и оболочки клетки, обеспечивает прочность и упругость органов. Процесс отхождения протопласта от оболочки клетки при уменьшении объема вакуоли, из которой вода уходит во внешнюю среду, называют плазмолизом. Процесс заполнения вакуоли водой и возвращение протопласта при этом к стенке клетки называют деплазмолизом. Эти процессы можно наблюдать только в живой клетке.
ВакуольЭто место скопления воды, которая используется в обмене веществ в клетке. Здесь находятся запасные вещества: сахара, растворимые

Слайд 14Митохондрии
Это округлые или вытянутые органеллы клетки. Органелла состоит из двух мембран:

наружной, гладкой и внутренней складчатой. Вещество, заполняющее внутреннее пространство митохондрии, называют матриксом органеллы. Митохондрии – своеобразные энергетические станции клетки, в которых энергия запасных веществ превращается в другие виды химической энергии. Химическая энергия используется клеткой на осуществление жизненных процессов.
МитохондрииЭто округлые или вытянутые органеллы клетки. Органелла состоит из двух мембран: наружной, гладкой и внутренней складчатой. Вещество,

Слайд 15Эндоплазматическая сеть

Через канальцы происходит связь цитоплазмы с ядром. По ним циркулирует «плазменный сок» - энхилема. Основные функции: транспортная, секреторная, синтетическая ( участвует в синтезе белков, углеводов, жиров). Канальцы эндоплазматической сети в составе плазмодесм проходят через плазмодесменные канальцы в клеточной оболочке и соединяются с подобными структурами соседней клетки. Так обеспечивается единство живого содержимого клеток, слагающих растение.
Эндоплазматическая сетьсистема субмикроскопических канальцев, имеющих расширения в виде цистерн и пузырьков. Через канальцы происходит связь цитоплазмы с

Слайд 16РИБОСОМЫ

Рибосомы обязательны для всех живых клеток растений и животных. Их гранулы обнаружены в ядре, хлоропластах и митохондриях. Функция рибосом – синтез белка.
РИБОСОМЫ микроскопические частицы. Состоят из: белков, РНК, содержат катионы некоторых металлов. Рибосомы обязательны для всех живых клеток

Слайд 17ПЛАЗМАЛЕММА

контролирует поступление веществ в клетку, избирательное их поглощение. Функции: синтетическая, секреторная(выделительная).
ПЛАЗМАЛЕММАбелково-липоидная мембрана. Осуществляет связь между оболочкой клетки и внутренними частями цитоплазмы, контролирует поступление веществ в клетку, избирательное

Слайд 18ТОНОПЛАСТ

поступление веществ из цитоплазмы в вакуоль и обратно.
ТОНОПЛАСТ липоидно-белковая мембрана на границе живого содержимого с вакуолью. Она регулирует поступление веществ из цитоплазмы в вакуоль

Слайд 19АППАРАТ ГОЛЬДЖИ

элементом является липоидно-белковая мембрана. Основная функция синтез сложных белков, углеводов, секреторная(накопление веществ, подлежащих удалению).
АППАРАТ ГОЛЬДЖИПредставляет собой систему утолщенных цистерн, окруженных двойной мембраной. Основным структурным элементом является липоидно-белковая мембрана. Основная функция

Основная плазма – это непрерывная субстанция в клетке, в которую погружены

(или граничат с ней), например, плазмалемма и тонопласт, структурные образования протопласта. Основная плазма выглядит образованием гомогенным, однородным. Цитоплазматический матрикс богат белками и ферментами, биохимическими катализаторами, участвующими в сложных обменных реакциях клетки.
Основная плазма – это непрерывная субстанция в клетке, в которую погружены (или граничат с ней), например, плазмалемма

Слайд 21Лизосомы – окруженные мембраной пузырьки, содержащие большое количество ферментов. Обеспечивают расщепление

сложных соединений клетки.

Микротрубочки обеспечивают распределение и ориентацию органелл внутри цитоплазмы.

Лизосомы – окруженные мембраной пузырьки, содержащие большое количество ферментов. Обеспечивают расщепление сложных соединений клетки.  Микротрубочки обеспечивают

Растительные ткани

Растительные   ткани

ткань. Если клетки, более или менее одинаковые по форме и функциям, ткань называют простой, если неодинаковые, ткань называют сложной. Все ткани растения принято делить на образовательные(меристемы) и постоянные. Среди постоянных различают покровные ( эпидермис, перидерма и др.), проводящие ( луб, древесина) и основные (механические ткани – колленхима, склеренхима; ассимиляционная ткань, запасающая и т.д.). Клетки постоянных тканей могут быть живыми и мертвыми.
Клетки, сходные по происхождению и взаимосвязанные друг с другом функционально, образуют ткань. Если клетки, более или менее

верхушечных меристем состоят конусы нарастания побега и корня растений. Примером долго сохраняющейся вставочной меристемы может служить нежная ткань, находящаяся в самых нижних участках междоузлий злаков, благодаря чему побеги этих растений могут быстро удлиняться. Боковые (продольные) меристемы обычно расположены в виде тяжей или слоев клеток более или менее параллельно продольной оси стебля или корня. Верхушечные и вставочные меристемы принято считать первичными, как и боковую меристему прокамбий, который берет начало от верхушечной меристемы. Другие боковые меристемы – камбий и пробковый камбий – рассматривают как вторичные. Все постоянные ткани, возникающие из первичных меристем, также называют первичными, а возникающие из вторичных – вторичными.
Образовательные ткани, или меристемы бывают верхушечными, вставочными и боковыми. Из клеток верхушечных меристем состоят конусы нарастания побега

и сосудам которой осуществляется восходящий от корней ток воды с растворенными в ней веществами, и луб. Он имеет ситовидные трубки, по которым идет ток растворов органических веществ ( в первую очередь – сахаров), выработанных растением при фотосинтезе. Первичные древесина и луб возникают из прокамбия, клетки которого, дифференцируясь, сами становятся элементами этих тканей, а элементы вторичных древесины и луба образуются в результате деления клеток камбия, находящегося между древесиной и лубом. Деятельность камбия обусловливает утолщение стеблей и корней.
К главнейшим постоянным тканям относят проводящие ткани: древесину, по трахеидам и сосудам которой осуществляется восходящий от

– наружный слой клеток корня, которые на некотором расстоянии от растущего кончика образуют наросты – корневые волоски. Дальше от кончика корня эти клетки вместе с волосками отмирают, а зона всасывания как бы перемещается по корню по мере его нарастания в длину. Фотосинтез происходит в богатых хлоропластами клетках ассимиляционной ткани – зеленых клетках листьев и молодых участков стеблей.
Вода с минеральными веществами поступает в растение через всасывающую ткань(эпиблему) – наружный слой клеток корня, которые

Снаружи растение одето покровными тканями. Первичная покровная ткань листьев и

молодых стеблей – это кожица, или эпидермис. В корне такой тканью становится слой прилегающих к эпиблеме клеток после отмирания последней. Вторичная покровная ткань стеблей и корней – это пробка, возникающая в результате деления клеток пробкового камбия. К механическим тканям относятся образующаяся нередко непосредственно под эпидермисом колленхима, клетки которой имеют неравномерно утолщенные, неодревесневевшие оболочки, и склеренхима, представленная узкими, длинными, обычно одревесневающими волокнами.
Снаружи растение одето покровными тканями. Первичная покровная ткань листьев и молодых стеблей – это кожица, или

т.е. их длина, ширина и толщина примерно одинаковы. Механические и запасающие клетки могут входить в состав древесины и луба. Система проветривания обеспечивает газообмен в теле растения. Она представлена специализированными группами клеток в покровных тканях – устьицами в эпидермисе, чечевичками в пробке. Через их межклетники воздух атмосферы контактирует с воздухом, заполняющим межклетники, пронизывающие остальные ткани растения.
Запасающая ткань предназначена хранить запасы питательных веществ. Ее клетки обычно паренхимны, т.е. их длина, ширина и толщина