Презентация, доклад по биологии на тему Путешествие по пищеварительной системе (8 класс)

Содержание

Чем мы будем заниматься?Цель урока: : формировать понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты».Задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями ротовой полости, желудка и кишечника; 2) выявить влияние нервной и гуморальной регуляции на пищеварительную систему;

Слайд 1 Путешествие по
пищеварительной

системе
Путешествие по пищеварительной     системе

Слайд 2Чем мы будем заниматься?
Цель урока: : формировать понятия «пищеварение», «питательные вещества»,

«пищевые продукты».
Задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями ротовой полости, желудка и кишечника;
2) выявить влияние нервной и гуморальной регуляции на пищеварительную систему;
3) формировать элементарные навыки личной гигиены и умения правильно выбрать продукты.

Чем мы будем заниматься?Цель урока: : формировать понятия «пищеварение», «питательные вещества», «пищевые продукты».Задачи:  1) познакомить учащихся

Слайд 3Белки в пище:

Белки в пище:

Слайд 4Жиры в пище:

Жиры в пище:

Слайд 5Углеводы в пище:

Углеводы в пище:

Слайд 6Витамины:

Витамины:

Слайд 7Вода:

Вода:

Слайд 8Минеральные соли:

Минеральные  соли:

Слайд 9Для чего
мы едим какую – то кашу, мясо?
Не лучше ли есть

каждый день сладости?

Чтобы ты вырос большим и здоровым, еда должна быть разнообразной !!!

Для чегомы едим какую – то кашу, мясо?Не лучше ли есть каждый день сладости?Чтобы ты вырос большим

Слайд 10Про то, что вся эта разнообразная еда попадает в рот я

знаю. А куда она отправляется дальше и что с ней там происходит?
Про то, что вся эта разнообразная еда попадает в рот я знаю. А куда она отправляется дальше

Слайд 12Пищеварительный тракт человека достигает в длину 8-12 м

Пищеварительный тракт человека достигает в длину 8-12 м

Слайд 13Органы пищеварения:
Пищеварительный канал
Пищеварительные железы
Ротовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Кишечник

Слюнные железы
Железы желудка
Железы кишечника
Поджелудочная железа
Печень


Органы пищеварения:Пищеварительный каналПищеварительные железыРотовая полостьГлоткаПищеводЖелудокКишечникСлюнные железыЖелезы желудка Железы кишечникаПоджелудочная железаПечень

Слайд 14Итого=8+4+8+12=32
Ротовая полость. В ней происходит жевание и смачивание
пищи слюной. Человек

к 20 годам имеет в норме все 32постоянных зуба
(включая зубы мудрости). 25% людей вообще не имеют зубов мудрости.


Итого=8+4+8+12=32Ротовая полость. В ней происходит жевание и смачивание пищи слюной. Человек к 20 годам имеет в норме

Слайд 15А) резцы – режут пищу
Б) клыки – разрывают пищу
В) малые коренные


Г) большие коренные


перемалывают пищу,
могут иметь 2 – 3 корня


имеют 1 корень


А) резцы – режут пищуБ) клыки – разрывают пищуВ) малые коренные  Г) большие коренныеперемалывают пищу,могут иметь

Слайд 16Строение зуба

Строение зуба

Слайд 17Слюнные железы

Слюнные железы

Слайд 18… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для

решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности

Слайд 19

Далее пища направляется в глотку. Она выполняет функцию
глотания и участвует в

дыхании.

глотка


Далее пища направляется в глотку. Она выполняет функциюглотания и участвует в дыхании.глотка

Слайд 20Пищевод – располагается между глоткой и желудком. У человека пищевод —

мышечная трубка длиной около 25 см. Сокращаясь рефлекторно, стенки пищевода проталкивают пищевой ком в желудок.


Пищевод – располагается между глоткой и желудком. У человека пищевод — мышечная трубка длиной около 25 см.

Слайд 21Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала животных и
человека, следующий за

пищеводом. Емкость около 2л. Выполняет функции
накопления, механической и химической обработки, эвакуации пищи в
кишечник. Железы желудка выделяют желудочный сок.

1 мышечный слой;
2 мышечный слой;
3 мышечный слой.


Желудок - расширенный отдел пищеварительного канала животных и человека, следующий за пищеводом. Емкость около 2л. Выполняет функции

Слайд 22Желудочный сок (ферменты, соляная кислота, слизь)
вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки.
1кв.мм

содержит около 100 желез.


Желудочный сок (ферменты, соляная кислота, слизь)вырабатывается многочисленными железами слизистой оболочки. 1кв.мм содержит около 100 желез.

Слайд 23Цель:
выяснить обладает ли соляная кислота бактерицидными свойствами.
Лабораторная работа Значение соляной кислоты

Цель: выяснить обладает ли соляная кислота бактерицидными свойствами.Лабораторная работа Значение соляной кислоты

Слайд 24Размололи свежее мясо в ступке

Размололи свежее мясо в ступке

Слайд 252. Налили в контрольный стакан №1 50 мл воды. 3. В опытный

стакан №2 к 50 мл воды добавили немного соляной кислоты. 4. Опустили в оба стакана равное количество мяса, поставили в теплое место.
2. Налили в контрольный стакан №1 50 мл воды. 3. В опытный стакан №2 к 50 мл

Слайд 26Вывод: соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих

заразных болезней.
Вывод: соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих заразных болезней.

Слайд 27Тонкая кишка – длина около 4,5 м. Окончательное
переваривание пищи и

всасывание питательных веществ в кровь
за счёт ворсинок, расположенных на её внутренней поверхности.


Тонкая кишка – длина около 4,5 м. Окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровьза счёт

Слайд 28Печень – самая крупная железа пищеварительной системы,
имеет массу 1,5 кг. Протоки

печени впадают в 12 – перстную
кишку. Принимает участие в расщеплении жиров.


Печень – самая крупная железа пищеварительной системы,имеет массу 1,5 кг. Протоки печени впадают в 12 – перстную

Слайд 29Поджелудочная железа - вторая по величине железа пищеварительного тракта, ее масса

60-100 г, длина 15-20 см.
Вырабатывает поджелудочный сок, участвующий в
расщеплении белков.


Поджелудочная железа - вторая по величине железа пищеварительного тракта, ее масса 60-100 г, длина 15-20 см.Вырабатывает поджелудочный

Слайд 30Толстая кишка - конечный отдел пищеварительной системы,
основная роль которого —

подготовка непереваренных остатков пищи к
удалению из организма. В толстой кишке происходит всасывание основной
массы воды и выделение некоторых метаболических шлаков и избытка солей.
имеет длину 1,5 – 2 м и диаметр 5 см.


Толстая кишка - конечный отдел пищеварительной системы, основная роль которого — подготовка непереваренных остатков пищи к удалению

Слайд 32Аппендицит
(воспаление отростка слепой кишки – аппендикса)
30

Аппендицит(воспаление отростка слепой кишки – аппендикса)30

Слайд 33АППЕНДИЦИТ
острое, реже хроническое, заболевание брюшной полости, вызываемое инфекцией или закупоркой

аппендикса – червеобразного отростка слепой кишки. Аппендицит может развиться в любом возрасте, но чаще всего это происходит у подростков и молодых людей. Большинство хирургических операций на органах брюшной полости производится именно по поводу аппендицита.

31

АППЕНДИЦИТ острое, реже хроническое, заболевание брюшной полости, вызываемое инфекцией или закупоркой аппендикса – червеобразного отростка слепой кишки.

Слайд 34Причины заболевания
Наиболее частыми причинами закупорки аппендикса являются инородные тела, каловые камни

и непереваренные частицы пищи (семена, зерна). Воспаление червеобразного отростка нередко развивается вслед за инфекцией верхних дыхательных путей, и при распространенности респираторных инфекций частота заболеваний аппендицитом увеличивается.

32

Причины заболеванияНаиболее частыми причинами закупорки аппендикса являются инородные тела, каловые камни и непереваренные частицы пищи (семена, зерна).

Слайд 35Признаки
Сильные постоянные боли в животе
В начале болит весь живот, и лишь

потом боль перемещается в правый нижний угол
Температура обычно поднимается
Язык обложен
Может начаться рвота

33

ПризнакиСильные постоянные боли в животеВ начале болит весь живот, и лишь потом боль перемещается в правый нижний

Слайд 36Первая помощь
Немедленно вызвать врача, потому что аппендикс может прорваться, а это

уже опасно для жизни
До прихода врача нельзя давать слабительное, ставить на живот грелку, применять клизму и обезболивающие препараты
Больному можно разрешить только пить, от еды надо воздержаться

34

Первая помощьНемедленно вызвать врача, потому что аппендикс может прорваться, а это уже опасно для жизниДо прихода врача

Слайд 38У человека аппендикс представляет собой рудиментарный орган, его функция неизвестна; имеет

вид длинной, узкой, червеобразной, закрытой на конце трубки, соединенной со слепой кишкой – нижней частью восходящего отдела толстого кишечника. Диаметр его составляет примерно 1,2 см, а длина колеблется от 3,8 до 20 см. Аппендикс может быть по-разному расположен, так что аппендицит нетрудно спутать почти с любым заболеванием органов брюшной полости.

36

У человека аппендикс представляет собой рудиментарный орган, его функция неизвестна; имеет вид длинной, узкой, червеобразной, закрытой на

Слайд 39Разрыв аппендикса
В инфицированном и закупоренном аппендиксе может развиться гангрена; в

результате он разрывается, его содержимое попадает в брюшную полость и вызывает перитонит (воспаление серозной оболочки, выстилающей эту полость). Смерть от аппендицита в большинстве случаев наступает именно от разлитого перитонита. Однако в настоящее время с перитонитом справляются, используя антибиотики (см. ПЕРИТОНИТ). Разрыв аппендикса может приводить также к возникновению абсцессов в брюшной полости, появлению бактерий в крови (бактериемия) или смертельно опасному воспалению почечных вен (пиелофлебит). Оперативное вмешательство при разрыве червеобразного отростка связано с большим риском, чем при неосложненном аппендиците.

37

Разрыв аппендикса В инфицированном и закупоренном аппендиксе может развиться гангрена; в результате он разрывается, его содержимое попадает

Слайд 40Лечение
При аппендиците производят аппендэктомию, т.е. хирургическое удаление червеобразного отростка. Нельзя

принимать никаких болеутоляющих, пока не будет обеспечена хирургическая помощь. Не рекомендуются и слабительные, так как они стимулируют перистальтику и могут привести к разрыву аппендикса. Разрез при аппендэктомии производят прямо над местом расположения отростка, который затем удаляют, отрезая его у самого основания с тщательным ушиванием отверстия в слепой кишке. Операция при неосложненном аппендиците практически безопасна.

38

Лечение При аппендиците производят аппендэктомию, т.е. хирургическое удаление червеобразного отростка. Нельзя принимать никаких болеутоляющих, пока не будет

Слайд 41Пищеварение - это
Сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в

организм, подвергается физическим и химическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу
Пищеварение - этоСложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается физическим и химическим изменениям

Слайд 42Функции пищеварительной системы:
Механическая
Секреторная
Всасывающая
Измельчение
пищи
Передвижение
пищи по пищева-
рительному тракту
Выделение
Отработанных
продуктов
Выработка ферментов,
пищеварительных

соков,
слюны, желчи

Всасывание
питательных веществ

Функции пищеварительной системы:МеханическаяСекреторнаяВсасывающаяИзмельчение пищиПередвижениепищи по пищева-рительному тракту Выделение ОтработанныхпродуктовВыработка ферментов, пищеварительных соков,слюны, желчиВсасывание питательных веществ

Слайд 43Регуляция пищеварения
нервная
гуморальная
безусловный
рефлекс
условный
рефлекс
Собака Павлова

Регуляция пищеварениянервнаягуморальнаябезусловныйрефлексусловный рефлексСобака Павлова

Слайд 44Рефлексы бывают врожденными (безусловными) и выработанными в процессе жизни (условными).
Безусловный рефлекс
Условный

рефлекс
Рефлексы бывают врожденными (безусловными) и выработанными в процессе жизни (условными).Безусловный рефлексУсловный рефлекс

Слайд 45Вид хорошо сервированного стола вызывает слюноотделение задолго до того момента, когда

на нем окажется пища. Это выработанный, т.е. условный рефлекс.
Вид хорошо сервированного стола вызывает слюноотделение задолго до того момента, когда на нем окажется пища. Это выработанный,

Слайд 46Как мог выработаться такой условный рефлекс, показали опыты И.П. Павлова на

собаках

Иван Петрович Павлов

В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию.

Как мог выработаться такой условный рефлекс, показали опыты И.П. Павлова на собакахИван Петрович Павлов В 1904 году

Слайд 47Павлов Иван Петрович (26 сентября 1849г - 27 февраля 1936г)

Павлов Иван Петрович (26 сентября 1849г - 27 февраля 1936г)

Слайд 48
Конец 19- начало 20 столетия ознаменовались крупнейшими достижениями в области физиологии

пищеварения. Русским физиологом И.П.Павловым и его школой был разработан и широко внедрен в практику лабораторного эксперимента новый метод исследования пищеварительных процессов- метод хронических фистул.


Конец 19- начало 20 столетия ознаменовались крупнейшими  достижениями в области физиологии пищеварения. Русским физиологом И.П.Павловым и

Слайд 49
Группа первых практикантов Института экспериментальной медицины. В центре И.П. Павлов. Май 1893

Группа первых практикантов Института экспериментальной медицины. В центре И.П. Павлов. Май 1893

Слайд 50

Павлов оперирует вместе со Сперанским. 1931 год.

Павлов оперирует вместе со Сперанским. 1931 год.

Слайд 51
И.П.Павлов изыскивал способы операции, которые позволили бы после выздоровления животного сохранить

нормальные условия деятельности как изучаемого органа, так и всего организма в целом.
И.П.Павлов изыскивал способы операции, которые позволили бы после выздоровления животного сохранить нормальные условия деятельности как изучаемого органа,

Слайд 52
Проводя хирургическое вмешательство, И.П. Павлов образовывал постоянные фистулы, с тем чтобы

можно было длительно вести наблюдения за деятельностью той или иной пищеварительной железы.
Проводя хирургическое вмешательство, И.П. Павлов образовывал постоянные фистулы, с тем чтобы можно было длительно вести наблюдения за

Слайд 53Собака Павлова, Музей Павлова, 2005
В опытах на здоровых собаках И.П Павлов

изучил основные закономерности деятельности различных отделов пищеварительного канала.
Собака Павлова, Музей Павлова, 2005 В опытах на здоровых собаках И.П Павлов изучил основные закономерности деятельности различных

Слайд 54
В 1904 г. И.П. Павлову за его работы в области физиологии

пищеварения была присуждена Нобелевская премия.
В 1904 г. И.П. Павлову за его работы в области физиологии пищеварения была присуждена Нобелевская премия.

Слайд 55Во дворе дома 12 по улице Академика Павлова стоит малоизвестный жителям

и гостям Санкт-Петербурга памятник собаке — верному другу человека и безымянной жертве науки. Он был установлен на территории Института экспериментальной медицины по инициативе Ивана Петровича Павлова, лично разработавшего проект.

Памятник собаке

Во дворе дома 12 по улице Академика Павлова стоит малоизвестный жителям и гостям Санкт-Петербурга памятник собаке — верному

Слайд 56Памятник с надписью «От благодарного человечества» и по сей день можно увидеть во дворе Института экспериментальной

медицины.

Памятник собаке

Памятник с надписью «От благодарного человечества» и по сей день можно увидеть во дворе Института экспериментальной медицины.Памятник собаке

Слайд 57 Задание 1. Выбрать:
1 вариант – питательные вещества;
2 вариант –

продукты питания.

1. Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 6.Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13.Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15.Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.

Задание 2. Установить последователь-ность органов пищеварительной системы:
а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.
Задание 1. Выбрать: 1 вариант – питательные вещества; 2 вариант – продукты питания. 	1. Мороженое. 2. Лимон.

Слайд 59Органы пищеварительной системы
Ротовая полость
Пищевод
Желудок
Тонкая кишка
Толстая кишка
Глотка

Органы пищеварительной системыРотовая полостьПищеводЖелудокТонкая кишкаТолстая кишкаГлотка

Слайд 60Пока мне всё понятно.
Но это ещё не все вопросы, которые приходят

в мою голову. Например, почему мама всегда моет фрукты и овощи прежде, чем даст их мне.
Пока мне всё понятно.Но это ещё не все вопросы, которые приходят в мою голову. Например, почему мама

Слайд 61Лучше 7 раз поесть, чем один раз наесться
Золотые правила
питания

Лучше 7 раз поесть, чем один раз наестьсяЗолотые правила питания

Слайд 62 «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья» (А.

Джами)

Золотые правила
питания

«Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья» (А. Джами)Золотые правила питания

Слайд 63 «Кто долго жует – тот долго живет»
Золотые правила
питания

«Кто долго жует – тот долго живет»Золотые правила питания

Слайд 64Режим питания
Завтрак 25%
Обед 40%
Полдник 15%
Ужин 20%
Вечерний кефир
Завтрак съешь сам ,

обед подели с другом, ужин отдай врагу

Режим питанияЗавтрак 25%Обед 40%Полдник 15%Ужин 20%Вечерний кефир Завтрак съешь сам , обед подели с другом, ужин отдай

Слайд 65Пропустить завтрак или перекусить утром несбалансированной пищей – все равно, что

отправиться в путь на машине с полупустым баком.
Пропустить завтрак или перекусить утром несбалансированной пищей – все равно, что отправиться в путь на машине с

Слайд 66Длительные промежутки между едой, питание всухомятку приводят к заболеваниям желудка.
Ужинать

надо за 2 ч до сна. За это время пища в желудке успевает перевариться.
Длительные промежутки между едой, питание всухомятку приводят к заболеваниям желудка. Ужинать надо за 2 ч до сна. За

Слайд 67Пища должна быть не очень горячей и не слишком холодной. Не

следует злоупотреблять острой пищей.

После еды требуется сполоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.

Пища должна быть не очень горячей и не слишком холодной. Не следует злоупотреблять острой пищей. После еды

Слайд 68Пища с приятным запахом и вкусом вызывает аппетит и выделение пищеварительных

соков

Сначала употребляют блюда, усиливающие сокоотделение (салат, винегрет, бульон)

Помните! Сладости снижают аппетит!

Пища с приятным запахом и вкусом вызывает аппетит и выделение пищеварительных соковСначала употребляют блюда, усиливающие сокоотделение (салат,

Слайд 69

Не ешьте сразу после серьезных физических нагрузок:

занятий спортом, тяжелой физической работы, переохлаждения или перегрева организма, а также после бурных эмоций.
Не ешьте сразу после серьезных физических нагрузок: занятий спортом, тяжелой физической работы, переохлаждения

Слайд 70Мы едим, чтобы жить,

а не живем, чтобы есть !
Мы едим, чтобы жить,

Слайд 71Следите за весом
ИМТ – индекс массы тела
ИМТ = масса тела (кг)

: рост2(м)
Следите за весомИМТ – индекс массы телаИМТ = масса тела (кг) : рост2(м)

Слайд 72Еда на ночь ведет к увеличению массы тела

Еда на ночь ведет к увеличению массы тела

Слайд 75Будьте здоровы!
39

Будьте здоровы!39

Слайд 76Спасибо за урок!

Будьте здоровы! Живите долго и счастливо!
Янакаева Мадина Курмановна

– учитель биологии
МБОУ СШ №21
Спасибо за урок!Будьте здоровы! Живите долго и счастливо! Янакаева Мадина Курмановна – учитель биологии МБОУ СШ №21

Слайд 77Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть