Слайд 11. Вспомните, какие экологические факторы действуют на жизнь организмов в природе?
2.
Что называют пищевой цепью?
3. Что называют круговоротом веществ?
Вставьте пропущенное слово.
Осенью журавлям и лебедям вдруг
Срочно приходится улетать на юг
Мы же зимою маленькие воробьи
Прилетаем на кормушках как свои,
А я колючий и добрый ёж
В норе спать всю зиму хорош,
Чтобы выжить в суровых условиях зимы,
Все организмы …………………. должны.
Слайд 2Факторы живой природы
Выделите в приведенных загадках общую мысль? О каких приспособлениях
к условиям среды говорится в них?
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Имя взял у кузнеца,
А свой цвет — у огурца.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…
Слайд 3Приспособления организмов к жизни в природе
Учитель биологии
Сулейменова Гульнара Канаткереевна
Слайд 4Группы экологических факторов
Задание 1.Прочитайте первый абзац § на
стр. 81 и разделите его на две части, дайте названия этим частям.
Выделите в тексте растения затененных и освещенных мест. Запишите в тетрадь в виде двух колонок.
Выделите главную мысль абзаца. О каком факторе пишет нам автор?
Слайд 5Кислица в еловом лесу
колокольчик
Колокольчик
Слайд 6Задание 2. Просмотрите Видеосюжет, демонстрирующий опыление насекомыми.
Опыление с помощью насекомых
и
Прочитайте второй абзац § 19 и ответьте на вопросы: Для чего необходимо опыление цветковых растений?
Как вы думаете, имеет ли значение для нас опыление растений?
Какое значение имеют животные в распространении семян и плодов?
Слайд 8Задание 3. Заполните таблицу по второй части «Примеры приспособленности организмов к
среде» и используя рисунки 68, 69. § 19 по рядам по три приспособления.
Слайд 11Одуванчик
Тысячелистник обыкновенный
Слайд 121. Назовите экологические факторы живой природы, важные для растений и животных?
2.
Почему зелёный кузнечик имеет такую окраску? Стр. 84, вопр.2
3. Для чего меняют окраску два раза в год заяц-беляк, ласка и горностай? Рис. 68 стр.83.
4. Как цветковые растения привлекают животных-опылителей? Стр.84 вопр.3
5. Из своих наблюдений приведите примеры птиц, остающихся с нами зимовать в активном состоянии? Какие птицы из нашего края улетают зимовать осенью на юг?
Слайд 13Прочитайте дополнительный материал на стр. 84 и рассмотрите рис. 70 выразите
свое мнение, является ли это приспособлением к выживанию? Подумайте, участвуют ли клёсты в распространении семян хвойных деревьев? Куда отнесете данный пример приспособления в таблице, которую вы заполняли на уроке (задание 3) ?
Слайд 14Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад
прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Слайд 15Задание 1. Закончите предложение или вставьте пропущенные слова.
1.Круглый год ведут
____ ______ зайцы, горностаи , лисицы, ______ дятлы.
2. Для привлечения опылителей растения имеют______ и ______ цветки или мелкие цветки у них собраны в ____ ____.
3. Лесные деревья на севере выдерживают зимой морозы – 60°С и для этого запасают ______ ________.
4. Зеленый кузнечик незаметен в траве, потому что имеет_____ _____.
5. У зайца-беляка и горностая на зиму отрастает теплый мех и меняется ___ шерсти.
6. Необходимое условие для образования плодов и семян у многих цветковых растений это - ______.
7. Для растений в лесу и на лесной поляне важнейший фактор это - _______.
Слайд 16 Вопросы для подведения итогов.
1. Сегодня я на уроке узнал для
себя……..
2. Мне показалось интересным в этой теме……..
3. У меня вызвало затруднение осмысление …….
4. Сегодня я (мы) достигли или нет поставленной в начале уроке цели.
5. Я бы сегодня за урок себе поставил оценку…
Слайд 17Дом. зад. § 19
Подготовить сообщения о приспособлениях растений
и животных к среде обитания по вами составленному плану (3-4 пункта)
или подобрать загадки и пословицы о приспособленности растений и животных к условиям среды