Слайд 1Предмет общей биологии. Методы общей биологии
Слайд 2Биология – наука о живых существах, их строении, процессах жизнедеятельности, взаимосвязях,
закономерностях распространения на земном шаре, происхождении, эволюции, разнообразии. Предметом общей биологии являются наиболее общие закономерности, раскрывающие суть жизни, ее формы и закономерности развития. В биологии используются следующие методы:
сравнительно-описательный,
экспериментальный,
мониторинг,
моделирование,
статистическое описание.
Слайд 3Античный период
Аристотель – ввел термин «естествознание», издал трактат «Органон», предложил «лестницу живых
существ», на которую поместил и человека.
Слайд 4
Средневековье
Основная направленность – поиск иллюстраций к истинам морали и религии. К. Линней предложил
иерархическую систему живых организмов, в которой пользовался бинарной номенклатурой. Десятое издание «Системы природы» К. Линнея – 1758 год.
Слайд 5
Научная революция XVI–XVII вв. и становление классической науки
В области биологии сделаны следующие
открытия:
теория эволюции живых организмов (Ж.-Б. Ламарк), он же ввел термины «биология» и «биосфера»;
функциональная морфология (Ж. Кювье);
основы эмбриологии (К. Бэр);
клеточная теория (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838; Р. Вирхов, 1859);
эволюционное учение (Ч. Дарвин, 1859 – выход книги «Происхождение видов путем естественного отбора»).
Слайд 6
В дальнейшем последовали фундаментальные открытия, для которых характерны глубокая системность и
междисциплинарный подход. Среди них – открытие основ научной физиологии (И. Сеченов, 1863).
В этот период Э. Геккель в одной из своих работ «Всеобщая морфология организмов» (1866) впервые применил термин «экология» как «наука о взаимоотношениях организмов между собой» и «физиология отношений организмов друг с другом», отождествляя новую науку с «экономикой природы».
В 1887 г. А. Вейсман выдвинул теорию непрерывности зародышевой плазмы.
Открытые в это же время законы наследственности (Г. Мендель, 1865) остались незамеченными вплоть до 1900 г., когда их независимо друг от друга переоткрыли Г. де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак.
При дальнейшем развитии исследований были обнаружены новые явления, недоступные объяснениям с позиций доминирующей парадигмы. Назрела необходимость в ее смене. Этот процесс происходил в три этапа и получил название Новейшая революция в науке.
Слайд 7
Первый этап связан с «переоткрытием» генетики (1900 г.) и возникновением противоречий между сторонниками
классического дарвинизма и менделеевской генетики. В это время Т. Морган предложил хромосомную теорию наследственности (1912 г.)
Второй этап новейшей революции относят к середине 20-х годов. Были: сочетавшаяся с теорией относительности и новой квантово-релятивистской картиной мира. В эти же годы утвердилась популяционная генетика, примирившая противоречия классического дарвинизма с законами наследственности Г. Менделя. В экологии на основе популяционного учения активно разрабатывался биогеоценологический подход. Примечательно, что последние открытия были созданы на основе трудов отечественных ученых (в числе которых – профессора Харьковского университета С.И. Медведев и В.В. Станчинский), но впоследствии у себя на родине искусственно развенчаны тоталитарным режимом, вплоть до начала реабилитации с 50-х годов.
В 1932 г. в работе Л. Берталанфи «Теория биологических объектов как открытых систем, находящихся в состоянии динамического равновесия» были заложены основы Общей теории систем.
Слайд 8
Третий этап (40-вые годы) характеризуют многоплановость и интенсивность изучения, модернизация методов исследований. Развитие
получают все естественнонаучные направления. В методы исследования внедряется кибернетика.
В конце 1940-х годов оформляется учение В.И. Вернадского о биосфере как среде и продукте жизнедеятельности живого вещества.
Слайд 9
В биологии в это время расшифровывается структура ДНК (Ф. Крик и Дж. Уотсон,
1953) и триплетный код нуклеотидов, которым записываются аминокислоты (Ниренберг и Маттеи на основе гипотезы Ф. Крика).
Одним из интереснейших открытий ХХ века является обоснование нового направления в науке – синергетики, которая, кроме всего, показала, что действие системы в целом не является простой суммой действий ее компонентов. Открытие синергетики связывают с именами Дж. Хакена и И. Пригожина.
Слайд 10
3. Системный подход в изучении биологии
Системный принцип, положенный в основу изучения биологии,
ориентирует на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает от односторонности, неполноты и ограниченности результатов.
4. Связь общей биологии с естественными и другими науками
Современная биология связана в различных аспектах с другими науками, такими как:
по предмету изучения – с медициной, ветеринарией, экологией,
по методам исследований – с физикой, химией, математикой, информатикой,
по использованию данных в хозяйственной деятельности – с сельскохозяйственными, лесоводческими науками, биотехнологией, охраной окружающей среды.