Презентация, доклад по биологии на тему Пластический обмен. Биосинтез белка (9 класс)

Содержание

Цели урока:Сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции; показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка.Развивать умения сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, составления схем.Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Слайд 1Урок в 9 классе по курсу
«Введение в общую биологию».
Подготовила

учитель биологии
Хамкова Татьяна Алексеевна
МБОУ «Школа №100 с углубленным изучением отдельных предметов».



Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала).

Урок в 9 классе по курсу «Введение в общую биологию». Подготовила учитель биологииХамкова Татьяна Алексеевна МБОУ «Школа

Слайд 2 Цели урока:

Сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции; показать роль

транспортных РНК в процессе биосинтеза белка.
Развивать умения сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, составления схем.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.


Цели урока:Сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции; показать роль транспортных РНК в процессе

Слайд 3 Дайте краткие ответы на вопросы:
Что такое метаболизм?
Что такое ассимиляция

(определение)?
Что такое диссимиляция (определение)?
Как взаимосвязаны ассимиляция и диссимиляция в едином процессе обмена веществ?

Дайте краткие ответы на вопросы:  Что такое метаболизм?Что такое ассимиляция (определение)?Что такое диссимиляция

Слайд 4Метаболизм в клетках
Энергетический
обмен
(диссимиляция)
Пластический
обмен
(ассимиляция)

распад, расщепление
органических веществ
с выделением энергии
синтез (образование)
органических

веществ,
характерных
для организма

энергия

ферменты

Метаболизм в клеткахЭнергетическийобмен(диссимиляция)Пластическийобмен(ассимиляция) распад, расщеплениеорганических веществ с выделением энергии синтез (образование)органических веществ,характерных для организма энергияферменты

Слайд 5 Активизация опорных знаний по теме: «Белки»

«Жизнь – есть способ существования

белковых тел, и этот способ существования состоит в постоянном самообновлении химических составляющих частей этих тел»   
Ф. Энгельс 
Почему???


Активизация опорных знаний  по теме: «Белки»  «Жизнь – есть способ

Слайд 6 Дайте ответы на вопросы:
Роль белков в клетке и их

основные функции:
Строительная
Транспортная
Ферментативная
Защитная
Двигательная
Регуляторная
Энергетическая



Дайте ответы на вопросы:  Роль белков в клетке и их основные функции:СтроительнаяТранспортнаяФерментативнаяЗащитнаяДвигательнаяРегуляторнаяЭнергетическая

Слайд 7 Дайте ответы на вопросы:
Как пополняются запасы белков в клетке?
Где осуществляется

процесс биосинтеза белка?
Как передается информация о синтезе белка?
В какой период жизни клетки идет наиболее интенсивный синтез белка?

Дайте ответы на вопросы:Как пополняются запасы белков в клетке?Где осуществляется процесс биосинтеза белка?Как передается

Слайд 8

Любая живая клетка способна синтезировать белки и наиболее интенсивно – в

период роста и развития. Дочерняя клетка синтезирует такие же белки, какие синтезировала материнская клетка. Отсюда можно сделать вывод, что способность к синтезу белка передается по наследству от клетки к клетке и сохраняется в течение всей жизни. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков.
Любая живая клетка способна синтезировать белки и наиболее интенсивно – в период роста и развития. Дочерняя клетка

Слайд 9
I. Что нужно для синтеза белков?
1.Строительный материал (АК);
2.энергия (АТФ);
3.информация о структуре

белков.

I. Что нужно для синтеза белков? 1.Строительный материал (АК);2.энергия (АТФ);3.информация о структуре белков.

Слайд 10
1.Где в клетке хранится информация о структуре белков?
В ДНК хромосом (в

ядре).
Вспомним строение ДНК…
Молекула ДНК участвует в синтезе нескольких десятков белков.
Участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называется геном.
Сколько в ДНК типов нуклеотидов?
Сколько АК образуют молекулы белков?



II. Информация о структуре белков.

1.Где в клетке хранится информация о структуре белков?В ДНК хромосом (в ядре).Вспомним строение ДНК…Молекула ДНК участвует в

Слайд 11
2.Каким образом 20 АК зашифровано в 4 типах нуклеотидов?
Три рядом стоящих

нуклеотида хранят информацию об одной АК.
Код ДНК называют триплетным.
Генетический код – последовательность нуклеотидов в ДНК генов, определяющая последовательность АК в синтезированных белках.






2.Каким образом 20 АК зашифровано в 4 типах нуклеотидов?Три рядом стоящих нуклеотида хранят информацию об одной АК.Код

Слайд 12
Генетический код - - - последовательность нуклеотидов ДНК , в которой

зашифрована последовательность аминокислот. Аминокислот 20, нуклеотидов 4. Если произвести простое математическое действие — число сочетаний из 4 по 3 составляет: 43 = 64, т. е. можно закодировать 64 различных аминокислоты, тогда как кодируется только 20 аминокислот. При этом открытии оказалось, что многим аминокислотам соответствует не один, а несколько различных триплетов — кодонов.






Генетический код - - - последовательность нуклеотидов ДНК , в которой зашифрована последовательность аминокислот. Аминокислот 20, нуклеотидов

Слайд 13
Свойства генетического кода:
1. Избыточность — 64 сочетания кодируют 20 аминокислот.
2. Универсальность

— генетический код универсален для всех организмов.
3. Специфичность __ один триплет обозначает только одну аминокислоту.







Свойства генетического кода:1. Избыточность — 64 сочетания кодируют 20 аминокислот.2. Универсальность — генетический код универсален для всех

Слайд 14III.Информация о структуре белков хранится В ДНК хромосом (в ядре), а

биосинтез белка осуществляется на рибосомах (в цитоплазме клетки).
III.Информация о структуре белков хранится В ДНК хромосом (в ядре),  а биосинтез белка осуществляется на рибосомах

Слайд 15 1.Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту

синтеза белка?

С помощью и-РНК.
Процесс списывания информации с одного гена ДНК на и-РНК по принципу комплементарности, или синтез и-РНК, называется транскрипцией.
Г ДНК – Ц РНК Ц ДНК - Г РНК
Т ДНК – А РНК А РНК – У РНК


1.Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка? С помощью

Слайд 17Пример: фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

-ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ- .
Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК в результате транскрипции.
ДНК: -Г-А-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-А-Г-А-Ц-А-Ц-
и-РНК: -Ц-У-Г-Г-Ц-У-А-А-Г-У-Ц-У-Г-У-Г-


Пример: фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:     -ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ- . 	Определите последовательность

Слайд 18
1. Cинтез белка осуществляется на рибосомах, каким образом туда поступают АК?
АК

поступают к месту синтеза белка при помощи т-РНК.

Строение т-РНК.



IV. Синтез белков.

1. Cинтез белка осуществляется на рибосомах, каким образом туда поступают АК?АК поступают к месту синтеза белка при

Слайд 19

т-РНК имеет два конца: кодовый и антикодовый.
На антикодовом конце 1

триплет нуклеотидов. Если этот триплет комплементарен АК, то она присоединяется к кодовому концу.
Каждая т-РНК переносит одну АК.



Строение т-РНК.

т-РНК имеет два конца: кодовый и антикодовый. На антикодовом конце 1 триплет нуклеотидов. Если этот триплет комплементарен

Слайд 20В цитоплазме происходит последний этап синтеза белка – трансляция.
Рибосома находится в

контакте только с двумя триплетами нуклеотидов (ФЦР). т-РНК непрерывным потоком идут в рибосому, но АК с них остаются в рибосоме только тогда, когда триплет и-РНК (ФЦР) комплементарен триплету подошедшей т-РНК.

Трансляция – синтез молекулы белка на и-РНК.

В цитоплазме происходит последний этап синтеза белка – трансляция.Рибосома находится в контакте только с двумя триплетами нуклеотидов

Слайд 21 Трансляция
Аминокислота отсоединяется от «черешка листа» и присоединяется пептидной связью к

растущей цепочки. А рибосома продолжает свое движение по молекуле и - РНК. Данный процесс продолжается столько раз, сколько аминокислот должен содержать «строящийся» белок. Когда в рибосоме оказывается триплет «стоп - сигнал», то ни одна т - РНК к такому триплету присоединяться не может, так как антикодонов к ним у т - РНК не бывает. В этот момент синтез белка заканчивается.


Трансляция  Аминокислота отсоединяется от «черешка листа» и присоединяется пептидной связью к растущей цепочки. А рибосома

Слайд 22Это интересно:
Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты.
За одну минуту образуется

от 50 до 60 тыс. пептидных связей.
Половина белков нашего тела (всего  17 кг белка) обновляется за 80 дней.
За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз.

Это интересно:Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты.За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных

Слайд 23 Реакции матричного синтеза:
Транскрипция, трансляция – это реакции матричного синтеза, которые

характерны только для живых клеток.

Реакции матричного синтеза: 	Транскрипция, трансляция – это реакции матричного синтеза, которые характерны только для

Слайд 24Этапы биосинтеза:

Этапы биосинтеза:

Слайд 25Дайте краткие ответы на вопросы:
Что нужно для синтеза белков?
Где в клетке

хранится информация о структуре белков?
Каким образом зашифрована информация о структуре белков на ДНК?
Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка?
Cинтез белка осуществляется на рибосомах, каким образом туда поступают АК?
Что такое трансляция?
Приведите примеры реакций матричного синтеза.


Дайте краткие ответы на вопросы: Что нужно для синтеза белков?Где в клетке хранится информация о структуре белков?Каким

Слайд 26Выполните задание:
1. Одна макромолекула белка гемоглобина , состоит из 574 аминокислот,

в молекулу белка за 1 секунду «сшивается» 20 аминокислот. Объясните  за сколько секунд она синтезируется.

Ответ:
574:20=28,7 сек.

Выполните задание:  1. Одна макромолекула белка гемоглобина , состоит из 574 аминокислот, в молекулу белка за

Слайд 27Выполните задание:
2. Фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

-ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ- .
Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК в результате транскрипции, антикодоны т-РНК и соответствующую последовательность АК фрагмента молекулы полипептида, используя таблицу генетического кода.

Выполните задание: 2. Фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

Слайд 30Решение:
2. ДНК: -Г-А-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-А-Г-А-Ц-А-Ц-
и-РНК: -Ц-У-Г- Г-Ц-У-А-А-Г-У-Ц-У-Г-У-Г
т-РНК: ГАЦ- ЦГА- УУЦ- АГА-

ЦАЦ
АК: лей- ала- лиз- сер- вал
Решение:2. ДНК:   -Г-А-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-А-Г-А-Ц-А-Ц-	и-РНК: -Ц-У-Г- Г-Ц-У-А-А-Г-У-Ц-У-Г-У-Г	т-РНК: ГАЦ- ЦГА- УУЦ- АГА- ЦАЦ	АК:     лей-

Слайд 31Выполните задание:
3. В биосинтезе белка участвуют молекулы т-РНК с антикодонами ЦЦА,

ГАЦ,УУА,ААУ,АУГ,ЦГА.
Определите нуклеотидную последовательность участка двойной цепи молекулы ДНК, в котором закодирована информация о структуре данного белка. Ответ поясните.

Выполните задание: 3. В биосинтезе белка участвуют молекулы т-РНК с антикодонами ЦЦА, ГАЦ,УУА,ААУ,АУГ,ЦГА. 	Определите нуклеотидную последовательность участка

Слайд 32Решение:
3. а) антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК, а последовательность нуклеотидов

и-РНК комплементарна одной цепи ДНК;
б) последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК определяют по антикодонам т-РНК, учитывая то, что в молекуле ДНК нет У, вместо него присутствует Т.
-ЦЦА-ГАЦ- ТТА-ААТ-АТГ-ЦГА-
в) последовательность нуклеотидов во второй цепи ДНК:
-ГГТ-ЦТГ-ААТ-ТТА-ТАЦ-ГЦТ-

Решение:3. а) антикодоны т-РНК комплементарны кодонам  и-РНК, а последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна одной цепи ДНК;	б) последовательность

Слайд 33Выполните задание:
4. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с Ц составляют 11%

от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %)нуклеотидов с Г, А, Т в отдельности в молекуле ДНК. Объясните полученные результаты.
Решение:
А комплементарен Т, а Г – Ц, следовательно количество комплементарных нуклеотидов одинаково:
(А+Т) +(Ц+Г)=100%; Ц=Г=11%
А+Т=100%-(Ц+Г)=100% -22%=78%
(А=Т) 78%:2=39%


Выполните задание: 4. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с Ц составляют 11% от общего числа нуклеотидов. Определите

Слайд 35
а
г
д
б
в
е
ж

агдбвеж

Слайд 36Домашнее задание:
Параграф 2.13, записи в тетради учить.



Домашнее задание: Параграф 2.13, записи в тетради учить.

Слайд 37Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть