Презентация, доклад по биологии на тему Пищевые связи в экосистемах. Экологические пирамиды (11 класс)

Содержание

И.Леветан Берёзовая роща

Слайд 1Пищевые связи в экосистемах. Экологические пирамиды.

Выполнила Лисицына О.А., учитель биологии


МБОУ «Белогорская средняя школа №3»
Пищевые связи в экосистемах. Экологические пирамиды. Выполнила Лисицына О.А., учитель биологии МБОУ «Белогорская средняя школа №3»

Слайд 2И.Леветан Берёзовая роща

И.Леветан Берёзовая роща

Слайд 3И.И.Шишкин Дебри

И.И.Шишкин  Дебри

Слайд 4А.Саврасов Степь днём

А.Саврасов Степь днём

Слайд 5Структура биогеоценоза

Структура биогеоценоза

Слайд 7Трофическая структура
– связь между компонентами экосистемы, возникающая на основе пищевых

отношений и способов получения энергии.
Трофическая структура представлена трофическими цепями и трофическими сетями. Одно звено цепи питания – трофический уровень.

Трофическая структура – связь между компонентами экосистемы, возникающая на основе пищевых отношений и способов получения энергии.Трофическая структура

Слайд 8Пищевые связи идут в направлении: (стрелками обозначен поток энергии на трофических уровнях)

Пищевые связи идут в направлении: (стрелками обозначен поток энергии на трофических уровнях)

Слайд 10Цепи питания

Цепи питания

Слайд 11 Пастбищная цепь питания хвойного леса

Цепь питания – цепь взаимосвязанных видов,

последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена. Пастбищная пищевая цепь начинается с зеленых растений и идет к растительноядным, а затем к плотоядным животным.
Небольшое число видов по сравнению с дубравой, недостаток света, бедный опад, малоплодородная почва обусловили короткие цепи питания в хвойном лесу. Пример: растения (хвойные и др.) – растительноядные животные (белка) – хищные (лисица).
Организмы-производители – в основном виды хвойных, а также некоторые виды мелко- и широколиственных древесных растений, лишайники и мхи, небольшое число видов кустарников и трав. Ярусное расположение растений и животных – приспособление к более полному использованию света, питательных веществ, территории. Причина небольшого числа ярусов в лесу – недостаток света. Организмы-потребители это разные виды членистоногих, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, среди них одни – растительноядные, другие – хищные, третьи – паразиты. Организмы-разрушители – черви, грибы, бактерии.
Пастбищная цепь питания хвойного леса			  Цепь питания – цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое

Слайд 12В тайге существуют такие цепи питания:
кедр (орехи) - бурундук - медведь
жуки

- дятел - ястреб
растения - мышь - сова
береза - заяц - лиса
осина - косуля - волк

В тайге существуют такие цепи питания:кедр (орехи) - бурундук - медведьжуки - дятел - ястребрастения - мышь

Слайд 13Цепи питания животных тайги:
таежные и лесные орехи -> бурундук -> рысь;
трава

и прочая зелень -> косуля -> тигр;
трава -> кузнечик -> ящерица -> ястреб;
трава и кора деревьев -> заяц -> сова;
трава и зерновые растения -> мышь -> змея -> ёж -> барсук -> волк.
Цепи питания животных тайги:таежные и лесные орехи -> бурундук -> рысь;трава и прочая зелень -> косуля ->

Слайд 14Пастбищная цепь питания водоёма

В водоеме преобладают пастбищные цепи питания, которые

состоят из нескольких последовательных звеньев. Например, растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки, в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы. Почти все виды питаются не одним типом пищи, а используют разные пищевые объекты. Пищевые цепи сложно переплетены. Отсюда следует важный общий вывод: если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, так как используются другие источники пищи. Чем больше видовое разнообразие, тем система устойчивее.
Первичным источником энергии в водном биогеоценозе, как и в большинстве экологических систем, служит солнечный свет, благодаря которому растения синтезируют органическое вещество. Очевидно, биомасса всех существующих в водоеме животных полностью зависит от биологической продуктивности растений.
Пастбищная цепь питания водоёма В водоеме преобладают пастбищные цепи питания, которые состоят из нескольких последовательных звеньев. Например,

Слайд 18Пастбищная цепь питания луга
Растительность луга характеризуется господством многолетних травянистых растений,

главным образом злаков и осоковых, в условиях достаточного или избыточного увлажнения. Общее для всех лугов свойство состоит в наличии травостоя и дернины. Для цепи питания луга характерно наличие, как продуцентов, так и первичных (травоядные) и вторичных консументов (хищники). Типичными цепями питания луга можно назвать:
нектар цветов – бабочки – перепел;
зерно – мышь – лиса;
комар – стрекоза – коростель.
Пастбищная цепь питания луга Растительность луга характеризуется господством многолетних травянистых растений, главным образом злаков и осоковых, в

Слайд 20 Цепи питания Пастбищные (выедания)

Цепи питания  Пастбищные (выедания)

Слайд 22Детритные цепи питания

Детритные цепи питания

Слайд 25
Только 10% энергии переходит в тело организма-потребителя вместе с увеличивающейся массой.

Это правило 10% (правило передачи энергии в цепях питания).
Пищевая сеть – совокупность нескольких взаимосвязанных пищевых цепей, каждая из которых является отдельным каналом, по которому передается вещество и энергия.
Правило экологической пирамиды – закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи.

Только 10% энергии переходит в тело организма-потребителя вместе с увеличивающейся массой. Это правило 10% (правило передачи энергии

Слайд 34Пирамида энергии

Пирамида энергии

Слайд 35 Практическая работа №6. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Решение экологических

задач

Подготовила учитель биологии МКОУ «Белогорская средняя школа №3» Лисицына О.А.

Практическая работа №6. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Решение экологических задач Подготовила учитель

Слайд 36Задача 1.
Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в га) соответствующей

экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:
а) планктон --- рыба --- тюлень (300 кг). Продуктивность планктона – 600 г/м2. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода.

Задача 1.Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в га) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего

Слайд 37б) планктон --- мелкие рыбы --- щука (10 кг). Продуктивность планктона

– 600 г/м2. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода;
в) растения --- заяц --- лиса --- волк (50 кг). Продуктивность биомассы наземных растений – 1000 г/ м2. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода.

б) планктон --- мелкие рыбы --- щука (10 кг). Продуктивность планктона – 600 г/м2. Из указанной в

Слайд 38Задача 2.
1 м2 площади экосистемы даёт 800 г сухой биомассы

за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько га необходимо, чтобы прокормить одного человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода).
Задача 2. 1 м2 площади экосистемы даёт 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4

Слайд 39Домашнее задание.
Используя правило экологической пирамиды, определите, какая площадь (в га) соответствующей

экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:
а) планктон --- рыба --- тюлень --- белый медведь (500 кг);
б) планктон --- рыба --- птицы --- орлан белохвост (5 кг);
в) растения --- беспозвоночные животные --- карп (3 кг).
Из указанной массы 60% составляет вода. Биопродуктивность 1 м2 планктона – 600 г, наземной растительности– 200 г, придонной растительности – 1000 г.

Домашнее задание.Используя правило экологической пирамиды, определите, какая площадь (в га) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего

Слайд 41Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть