Презентация, доклад по биологии на тему ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н.И.ВАВИЛОВА (9 класс)

Содержание

Давайте вспомним…1. Какой раздел биологии мы изучаем?2. Что за наука генетика?3. Назовите два основных свойства живых организмов. 4. Дайте определения наследственности и изменчивости.5. Кто открыл закономерности наследственности первым?

Слайд 1Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать. И. В. Гете
Три

пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.
Мы желаем вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.
Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать. И. В. Гете Три пути ведут к

Слайд 2Давайте вспомним…
1. Какой раздел биологии мы изучаем?
2. Что за наука генетика?
3.

Назовите два основных свойства живых организмов.
4. Дайте определения наследственности и изменчивости.
5. Кто открыл закономерности наследственности первым?

Давайте вспомним…1. Какой раздел биологии мы изучаем?2. Что за наука генетика?3. Назовите два основных свойства живых организмов.

Слайд 3Генетическая разминка
Генетическая символика
♀ - женский организм
♂ - мужской организм
Х –

знак скрещивания
Р – родительские формы
F1, 2 – гибриды, дочерние организмы первого и второго поколений
А, В – гены, отвечающие за доминантные признаки
а, b – гены, отвечающие за рецессивные признаки
Решаем генетические задачи
Генетическая разминкаГенетическая символика♀ - женский организм   ♂ - мужской организмХ – знак скрещиванияР – родительские формыF1, 2 – гибриды,

Слайд 4Разгадай кроссворд
1. Свойство организмов передавать свои признаки от родителей потомкам
3. Участок

молекулы ДНК, несущий информацию о структуре белка
4. Участок хромосомы, в котором расположен ген
5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма
6. Изменчивость, не передающаяся по наследству
7. Химический мутаген, приводящий к полиплоидии
8. Совокупность всех генов данного организма
9. Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов среды
2. Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных.
Разгадай кроссворд1. Свойство организмов передавать свои признаки от родителей потомкам3. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о структуре

Слайд 5н
а
л
е
д
с
т
в
е
н
н
о
с
т
ь
е
л
е
к
ц
и
я
г
н
о
к
у
с
ф
н
о
т
и
п
и
ф
и
д
о
м
а
ц
и
о
н
а
я
н
к
о
х
л
н
е
и
и
г
и
о
н
т
п
у
ц
а
т
м
с
СЕЛЕКЦИЯ???

наледственностьелекциягнокусфнотипифидомационаянкохлнеиигионтпуцатмсСЕЛЕКЦИЯ???

Слайд 6Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова
урок биологии в 9 классе

Основы селекции.  Работы Н.И.Вавиловаурок биологии в 9 классе

Слайд 7Селекция (лат. «selection» - отбор)
наука о методах создания новых или

об улучшении уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами

Селекция (лат. «selection» - отбор) наука о методах создания новых или об улучшении уже существующих сортов растений,

Слайд 8Сортом, породой или штаммом называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком и

имеющую определенные наследственные особенности.
Сортом, породой или штаммом называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком и имеющую определенные наследственные особенности.

Слайд 9Пионер разработки научных основ селекционной работы
Николай Иванович Вавилов (1887-1943)


Н.И. Вавилов родился в Москве 25 ноября 1887 года.
Из 55 лет своей жизни Н. И. Вавилов более 30 лет посвятил научной работе.

« Жизнь коротка, надо спешить» -
говорил Николай Иванович

Пионер разработки научных основ селекционной работыНиколай Иванович Вавилов 	(1887-1943)

Слайд 10Научные достижения:
180 экспедиций по всему миру. 
Учение об иммунитете растений. 
Учение о центрах

происхождения культурных растений. 
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. 
Учение о виде как системе, внутривидовые таксономические и эколого-географические классификации. 

Как хорошо, что есть на свете,
Такие люди, как Вавилов
Зерно собравший всё на свете,
И колос выведший на диво!

Свой ум, энергию, упорство-
Отдал он людям без остатка
Он всю планету обошёл,
Поверь, жилось ему не сладко!

Чтоб колос засух не боялся
И был к морозу он устойчив,
Знаток природы так старался,
В своей работе был настойчив.

Чтоб наша русская земля
Всегда нам урожай дарила,
То знайте Вы мои друзья,
Хлеб этот вывел-наш Вавилов!

Научные достижения: 180 экспедиций по всему миру. Учение об иммунитете растений. Учение о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов

Слайд 11С 1916 года до 1933 года было проведено 180 экспедиций по

самым труднодоступным и зачастую опасным районам земного шара. К 1940 годам коллекция включала около 250 тыс. образцов и явилась золотым фондом для селекционеров, дала огромный и чрезвычайно разнообразный исходный материал для селекции зерновых, плодовых, технических, лекарственных и других культур.
С 1916 года до 1933 года было проведено 180 экспедиций по самым труднодоступным и зачастую опасным районам

Слайд 12Для создания новых форм нужен исходный материал, т.е. формы-носители разнообразных наследственных

изменений различных признаков, подлежащих селекции. Для этих целей Н.И. Вавиловым была собрана коллекция культурных растений.
В 1924 году в Петрограде был основан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Сейчас это Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.
Единственный в России генный банк растительных ресурсов, собранных со всех континентов Земли, насчитывающий 325660 образцов, представленных 64 ботаническими семействами, 376 родами и 2169 видами, который служит стратегической базой эффективного стабильного развития не только сельского хозяйства, но и всех отраслей экономики и социальной сферы. Уникальная гербарная коллекция, составляющая 345018 листов гербария, находится под протекторатом ЮНЕСКО.
Для создания новых форм нужен исходный материал, т.е. формы-носители разнообразных наследственных изменений различных признаков, подлежащих селекции. Для

Слайд 13Анализируя собранный материал, Вавилов установил 7 центров древнего земледелия, где люди

стали выращивать дикие виды растений.
Если взглянуть на карту центров происхождения культурных растений, то можно заметить, что все эти центры совпадают с местами существования великих цивилизаций древности – Древнего Египта, Китая, Японии, Древней Греции, Рима, государств майя и ацтеков.
На сегодняшний день человеком окультурено около 150 видов растений и 20 видов животных.

Анализируя собранный материал, Вавилов установил 7 центров древнего земледелия, где люди стали выращивать дикие виды растений. Если

Слайд 17«Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Н.И.

Вавилов


Великий учёный умер
26 января 1943 года
в саратовской тюрьме.
Посмертно
реабилитирован
в 1955 году.


«Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Н.И. Вавилов  Великий учёный умер

Слайд 18Закон гомологических рядов наследственной изменчивости
Анализ огромного количества культурных растений и их

дикорастущих предков, позволил Н.И. Вавилову сформулировать закон, устанавливающий параллелизм в наследственной изменчивости организмов и имеющий большое значение как для теоретической генетики, так и для практической селекции.
Задание. Проанализируйте таблицу. Определите наиболее близкородственные роды.
Закон гомологических рядов наследственной изменчивостиАнализ огромного количества культурных растений и их дикорастущих предков, позволил Н.И. Вавилову сформулировать

Слайд 20Исходя из закона гомологических рядов следует принять, что если обнаруживается ряд

спонтанных или индуцированных мутации у одного вида животного или растения, то можно ожидать сходный ряд мутаций и у других видов этого рода.
Этот закон позволяет предсказать существование диких растений с признаками, ценными для селекционной работы.
Например, у свеклы были известны лишь многосемянные сорта, у которых 3-5 семян срастаются в одно соплодие – клубочек. Лишние проростки надо удалять вручную. Однако у дикорастущих видов свеклы были обнаружены растения с односемянными плодами. Стали искать мутантные плоды у культурных видов – и нашли. На их основе были получены нынешние сорта.
Исходя из закона гомологических рядов следует принять, что если обнаруживается ряд спонтанных или индуцированных мутации у одного

Слайд 21Тестовая работа
1. Научная  и  практическая  деятельность  человека  по  улучшению  
старых  

и  выведению  новых  пород  сортов  и  штаммов  
микроорганизмов.
А. Генетика. Б. Эволюция.   В. Селекция. Г. Цитология 
2. Первым этапом селекции животных является….
А. Бессознательный отбор.                 Б. Гибридизация.
В. Одомашнивание.                              Г. Методический отбор.
3. Домашние животные, в отличие от своих диких предков:
А. Нуждаются в уходе. Б. Дольше живут.
В. Размножаются только половым путем. Г. Имеют многочисленное потомство.
4. Благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений в России создали:
А. Главный ботанический сад. Б. Институт генетики
В. Опытную селекционную станцию. Г. Коллекцию сортов и видов растений
5. Открытие Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений имело огромное значение для развития:
А. Экологии. Б. Теории эволюции. В. Селекции. Г. Генетики
6. «Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости» - данный закон сформулировал:
А. И.В. Мичурин. Б. Н.И. Вавилов В. Г.Т. Морган. Г. С.Г. Навашин

Тестовая работа1. Научная  и  практическая  деятельность  человека  по  улучшению  старых   и  выведению  новых  пород  сортов  и

Слайд 22Самопроверка
1 – В
2 – В
3 – А
4 –

Г
5 – В
6 – Б
За каждый правильный ответ 1 балл
Самопроверка1 – В 2 – В 3 – А 4 – Г 5 – В 6 –

Слайд 23 «Я селекционер»
1. Рассмотрите внешний вид муляжей.
2. Чем отличаются плоды

культурных сортов от дикой формы яблони, томата, картофеля?
3. В каком направлении шла селекционная работа по выведению культурных сортов яблони, томата, картофеля?
4. Чем отличаются плоды культурных сортов яблони, томата друг от друга и клубни картофеля?
5. Почему люди создали такое большое количество сортов яблонь, томата, картофеля?
6. Предложите свои идеи нового сорта яблони, томата, картофеля.

«Я селекционер»1. Рассмотрите внешний вид муляжей. 2. Чем отличаются плоды культурных сортов от дикой формы яблони,

Слайд 24Рефлексия
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки

учиться!

РефлексияУрок полезен, все понятно.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.Еще придется потрудиться.Да, трудно все-таки учиться!

Слайд 25Домашнее задание
Параграф 3.13
1. Составить синквейн со словами селекция, сорт, порода, штамм
2.

Творческое задание – Путешествие с борщом


Домашнее заданиеПараграф 3.131. Составить синквейн со словами селекция, сорт, порода, штамм2. Творческое задание – Путешествие с борщом

Слайд 264 июня 1920 года в третьем корпусе университета прошёл III Всероссийский

съезд селекционеров в Саратове. Вавилов выступил с докладом «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости». Родственные виды и роды, гласит сформулированный Вавиловым закон, благодаря сходству их генотипов, в значительной мере повторяют друг друга в своей изменчивости. В близкородственных видах растений разные формы и разновидности образуют соответствующие друг другу ряды.
«Съезд стал историческим. Это биологи приветствуют своего Менделеева»,- скажет В.Р. Заленский.
В 1921 году Вавилова приглашают в Петроград, где он организует Всесоюзный институт растениеводства, ВИР.


4 июня 1920 года в третьем корпусе университета прошёл III Всероссийский съезд селекционеров в Саратове. Вавилов выступил

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть