Презентация, доклад по биологии на тему: Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость (8 класс)

Содержание

Эпиграф:

Слайд 1Презентация урока «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость»

Презентация урока   «Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость»

Слайд 2


Эпиграф:

Психический акт не может явиться в сознании
без внешнего чувственного возбуждения
И.М. Сеченов




Эпиграф:

Слайд 3- Один говорит, двое глядят, двое слушают.

- Два братца

глядятся –
Друг друга не видят.

Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка.

Плосконька досочка: по краям обшивочка,
а в серёдке – дырочка.

Между двух светил я – один.

Два брата живут рядом, а сойтись не могут.

Отгадайте загадки:

-  Один говорит, двое глядят, двое слушают.-  Два братца глядятся –   Друг друга

Слайд 4Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость

Органы чувств и анализаторы, их взаимодействие и взаимозаменяемость

Слайд 5Практическая работа
Цель: показать необходимость взаимодействия анализаторов для полной характеристики предмета.
Объект

исследования: предмет (карандаш, ластик и т.д.)
Выполняется в паре:
Лист наблюдения заполняется наблюдателем
Испытуемый выполняет указания наблюдателя.
Совместно делают выводы.
Вопросы для формулирования вывода:
Какие анализаторы участвовали в
различении и узнавании предмета?
С помощью какого анализатора вы
получили большее представление о
предмете?

Лист наблюдения.

в начало

Практическая работаЦель: показать необходимость взаимодействия анализаторов для полной характеристики предмета. Объект исследования: предмет (карандаш, ластик и т.д.)

Слайд 6Известно, что…
При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…
Воспалительные

заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …
Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …
Задание: закончите предложения и, на основе этих фактов, сделайте вывод.

Известно, что…При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего

Слайд 7Взаимодействие анализаторов









Взаимодействие анализаторов

Слайд 8


Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных,

осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.

Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке

Слайд 9Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается

в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.



Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях

Слайд 10И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более,

взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки.

И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при

Слайд 11Окружающий мир мы
воспринимаем как целое, не
выделяя какой-то
один вид ощущений.
Формирующиеся у нас

образы
внешних предметов
и явлений – это результат
объединенной работы многих
анализаторов.
Взаимодействие отдельных
ощущений происходит в коре
головного мозга, куда сходится
сигнализация от всех
анализаторов.



Окружающий мир мывоспринимаем как целое, невыделяя какой-тоодин вид ощущений.Формирующиеся у нас образывнешних предметови явлений – это результатобъединенной

Слайд 12 Ощущение. Что это?
Это психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на

органы чувств, составляющая часть восприятия






Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.
Ощущение. Что это? Это психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая

Слайд 13Восприятие. Что это?
Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений,

получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.

Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Восприятие. Что это?Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их

Слайд 14 Какой анализатор изображён на рисунках?

1 – объект, 2 - рецептор, 3 – проводящий путь, 4 – участок коры
Какой анализатор изображён на рисунках?     1 – объект,

Слайд 15Взаимозаменяемость анализаторов
Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов)

пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.

Глаза

Руки

Уши
















Взаимозаменяемость анализаторовЕсли по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые

Слайд 16

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание
слепоглухонемые по запаху определяют

людей и даже названия газет, могут “слушать” музыку поверхностью тела, улавливая вибрацию воздуха
это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, ТО ЕСТЬ

анализаторы взаимозаменяемы

Итак,

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязаниеслепоглухонемые по запаху определяют людей и даже названия газет, могут

Слайд 17Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!
Повреждение одной из частей

анализатора приводит к невозможности различать раздражители!
Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!
Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца неизученных возможностях организма.

Что мы узнали?

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!Повреждение

Слайд 18Проверим свои знания
Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите

ключевое и дайте ему определение.

1 вариант: 2 вариант:
рецепторы вкус
нервы обоняние
зона коры полушарий выделение
анализаторы осязание
рефлекс ощущение
Проверим свои знанияЗадание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.1 вариант:

Слайд 19Задание 2
1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
2. Назовите части этого

анализатора.
3. С какими анализаторами он связан?
4.При каких условиях наиболее чувствительны рецепторы данного органа чувств?
1 вариант 2 вариант

Задание 21. Какой орган чувств изображен на рисунке?2. Назовите части этого анализатора.3. С какими анализаторами он связан?4.При

Слайд 20Оценим друг друга
Задание 1.
Правильно зачёркнуто лишнее понятие - 1балл.

выделено ключевое понятие - 1 балл.
дано определение - 1 балл.
всего - 3 балла.
Задание 2.
Правильно назван орган чувств - 1 балл.
названы части анализатора -1 балл.
отражена взаимосвязь - 1 балл.
названы условия -1 балл.
всего -4 балла.

«5» – 7 баллов.
«4» – 6-5 баллов.
«3» – 4 балла.


Оценим друг другаЗадание 1.Правильно зачёркнуто лишнее понятие - 1балл.

Слайд 21Кроссворд

Придумайте вопросы к кроссворду


КроссвордПридумайте вопросы к кроссворду

Слайд 221. Повторить материал об анализаторах;
2. Творческое задание: к следующему уроку

составить презентацию по теме «Строение и значение опорно-двигательного аппарата».





Домашнее задание:

Спасибо за работу и внимание!

Молодцы!

1. Повторить материал об анализаторах; 2. Творческое задание: к следующему уроку составить презентацию по теме «Строение и

Слайд 23Спасибо за внимание
Учебник: авт. Н.И.Сонин, М.П.Сапин
« Биология. Человек.

8 класс»
Спасибо за внимание  Учебник: авт. Н.И.Сонин, М.П.Сапин « Биология. Человек. 8 класс»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть