Презентация, доклад по биологии на тему Организация ботанической экспедиции в ООПТ Коптев овраг

Содержание

1. Составить план реализации ботанической экспедиции учащихся средней и старшей школы на заданный природный объект.План включает в себя:обоснование необходимости ботанической экспедиции,цель и задачи,основное содержание,ресурсы,взаимодействие партнеров,целевая аудитория,план реализации,ожидаемые результаты,социальный эффект,перспективы дальнейшего развития учебно-исследовательской деятельности в форме ботанической

Слайд 1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 65 с углубленным
изучением отдельных предметов

Промышленного района города Самара


«Организация ботанической экспедиции по изучению флоры Коптева оврага»

Разработчик:
Боева Елена Васильевна,
учитель биологии
МБОУ школы №65
Промышленного района
г. Самара.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 65 с углубленным	изучением отдельных предметов Промышленного района города Самара«Организация ботанической экспедиции

Слайд 21. Составить план реализации ботанической экспедиции учащихся средней и старшей школы

на заданный природный объект.
План включает в себя:
обоснование необходимости ботанической экспедиции,
цель и задачи,
основное содержание,
ресурсы,
взаимодействие партнеров,
целевая аудитория,
план реализации,
ожидаемые результаты,
социальный эффект,
перспективы дальнейшего развития учебно-исследовательской деятельности в форме ботанической экспедиции.
 
2. Составить флористический список представителей заданного природного объекта.
Флористический список оформляется в виде таблицы, в которую заносятся наименование семейства, русское и латинское название вида, его экологические параметры, географическая характеристика и сведения о хозяйственном использовании.

3. Провести анализ флоры, заданного природного объекта.
Заполните предложенные таблицы, проанализируйте состав локальной флоры.

План реализации

1. Составить план реализации ботанической экспедиции учащихся средней и старшей школы на заданный природный объект.План включает в

Слайд 3Ботаническая экспедиция в Коптев овраг представляет собой исследовательский тип проекта. В

её рамках предложена организация и проведение полевых научных исследований со школьниками среднего и старшего возраста.
Экспедиция рассчитана на 5-7 дней.
Работа состоит из обоснования необходимости экспедиции, цели и задач, основного содержания экспедиции, ресурсов, партнеров, целевой аудитории, плана реализации экспедиции, ожидаемых результатов и социального эффекта и перспектив дальнейшего развития проекта. Также включает в себя флористический список и анализ флоры заданного объекта.

План реализации ботанической экспедиции

Ботаническая экспедиция в Коптев овраг представляет собой исследовательский тип проекта. В её рамках предложена организация и проведение

Слайд 4Актуальность изучения памятников природы. Знакомство учащихся с памятником природы. Исследуемый объект

находится в непосредственной близости от пещеры братьев Греве, занесённой в реестр памятников природы Самарской области.

Выявление ресурсного потенциала исследуемой территории, видового состава растительности и популяции редких и охраняемых видов. Оценка ресурсного потенциала.

Изучение экологических групп растений, адаптаций растений к окружающей среде.


Изучить современное состояние Коптева оврага на основе видового и фитоценотического разнообразия.






Обоснование необходимости экспедиции

Актуальность изучения памятников природы. Знакомство учащихся с памятником природы. Исследуемый объект находится в непосредственной близости от пещеры

Слайд 5Цель экспедиции: осуществить школьные экспедиционные исследования ООПТ в Коптев овраг близ

посёлка Управленческий г.о. Самара.

Перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Сделать рекогносцировочное обследование и познакомить учащихся с ценными природными объектами Коптева оврага..
2. Провести флористическое изучение данной природной территории.
3. Выявить редкие и охраняемые виды растений.
4. Определить с учащимися современное состояние природных объектов окрестностей Коптева оврага на основе видового и фитоценотического разнообразия.

Цель и задачи экспедиции

Цель экспедиции: осуществить школьные экспедиционные исследования ООПТ в Коптев овраг близ посёлка Управленческий г.о. Самара.Перед работой были

Слайд 6В подготовительный период школьники работают с библиографическими, информационными, литературными и картографическими

материалами, осваивают методику изучения флоры, растительности и приёмы работы с полевым оборудованием.
В самом начале подготовки для учащихся проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности в полевых условиях, с последующей их подписью в соответствующем журнале. Необходимы также медицинские справки о состоянии здоровья и письменные согласия родителей, дети которых отправляются в экспедицию.
Затем раздаётся «Памятка участника экспедиции». В ней подробно расписано какую одежду, обувь и индивидуальные принадлежности брать с собой в поездку. Далее, каждому школьнику выдаются листовки с распечатанными планами мероприятий на каждый день. Например,

Основное содержание экспедиции

В подготовительный период школьники работают с библиографическими, информационными, литературными и картографическими материалами, осваивают методику изучения флоры, растительности

Слайд 7ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ экспедиции
Коптев овраг находится на расстоянии 16 км от города

Самара в посёлке Управленческий.
Если участникам экспедиции не предоставят школьный автобус, то добраться до него можно на автобусе №68 в рабочие дни или автобус №1.
После прибытия на место, проводят повторный инструктаж по технике безопасности и начальник экспедиции озвучивает план мероприятий на каждый день.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ экспедицииКоптев овраг находится на расстоянии 16 км от города Самара в посёлке Управленческий.Если участникам экспедиции

Слайд 8Географически Коптев овраг расположен в Сокольих горах, на ле6вом берегу реки

Волга. В непосредственной близости находится Коптев затон.
На правом крутом берегу Коптева оврага находится посёлок Управленческий. По дну буерака проходит дорога, являющаяся продолжением улицы Коптевской. В непосредственной близости от оврага находится памятник природы регионального значения «пещера братьев Греве».
Географические координаты объекта исследования: широта 53,317, долгота 50,2.


Рис.1. Карта окрестностей Коптева оврага.

Географически Коптев овраг расположен в Сокольих горах, на ле6вом берегу реки Волга. В непосредственной близости находится Коптев

Слайд 9Для реализации педагогического проекта необходимы следующие ресурсы:
временные (проект связан с весенне-летним

полевым сезоном);
информационные (Интернет-ресурсы, карта-схема района исследования, краеведческая литература);
интеллектуальные (экспертные);
человеческие (кадровые);
организационные («административный» ресурс);
материально-технические (GPS-навигаторы, полевое геоботаническое и флористическое оборудование);
финансовые (обеспечение транспортом, питанием, проживанием, дорожные расходы).

Ресурсы

Для реализации педагогического проекта необходимы следующие ресурсы:временные (проект связан с весенне-летним полевым сезоном);информационные (Интернет-ресурсы, карта-схема района исследования,

Слайд 101. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 65 городского округа Самара.
Адрес:

443066, г. Самара, Нововокзальная 19 ; schools65@mail.ru; тел. (846) 995-13-22.


2. Кафедра ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Естественно-географического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Адрес: 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26; http://biosamara.ru; тел. (846) 224-07-59.


Партнёры

1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 65 городского округа Самара.Адрес: 443066, г. Самара, Нововокзальная 19 ;

Слайд 11Принципом отбора участников проекта является индивидуальный подход и проявленный интерес к

исследованиям подобного рода.
Основу целевой группы, на которую рассчитан проект, составляют учащиеся в возрасте 13-16 лет.
Предполагаемое количество участников проекта: 3 школьников и 2 научных руководителя (один из которых начальник экспедиции).

Целевая аудитория

Принципом отбора участников проекта является индивидуальный подход и проявленный интерес к исследованиям подобного рода.Основу целевой группы, на

Слайд 12План реализации проекта включает в себя пять основных этапов: организационный,экспериментальный, аналитический

и внедрения результатов (таблица 1).
Общая характеристика основных этапов ботанической экспедиции представлена в таблице 2.

План реализации экспедиции

Таблица 1.

План-график подготовки реализации проекта.

План реализации проекта включает в себя пять основных этапов: организационный,экспериментальный, аналитический и внедрения результатов (таблица 1). Общая

Слайд 13Характеристика этапов экспедиции
Таблица 2.

Характеристика этапов экспедицииТаблица 2.

Слайд 14При реализации проекта «Ботаническая экспедиция в Коптев овраг» могут быть получены

следующие результаты:
знание местной флоры и умение определять в ней редкие и охраняемые виды растений;
знание о растительном покрове территории исследования;
умение определять современное состояние особо охраняемых природных территорий;
умение определять влияние природных и антропогенных факторов на флору и растительность;
участие участников экспедиции в конкурсных испытаниях районного, городского и областного этапов: олимпиадах, конференциях, «чтениях» с докладами об итогах собственных научных исследований;
возможные публикации школьниками результатов своих научных исследований;
раскрытие творческого потенциала каждого участника экспедиции;
допрофессиональная подготовка учащихся;
влияние экспедиционных исследований на выбор их будущей профессии;
целостное и ценностное восприятие природы;
комплексное восприятие школьниками экологии, биологии и краеведения.

Ожидаемые результаты и социальный эффект.

При реализации проекта «Ботаническая экспедиция в Коптев овраг» могут быть получены следующие результаты:знание местной флоры и умение

Слайд 15 Ожидаемые результаты
В результате работы над проектом у учащихся формируются следующие

УУД:
Познавательные: развитие аналитико-синтетического мышления,
выполнение логических операций, таких как сравнение и классификация
флористических объектов, умение ставить цель, работать с информацией,
моделировать ситуацию.
Регулятивные: овладение учащимися приёмами научного биологического
исследования, умение ставить конкретную задачу и организовывать свою
деятельность, планировать свою деятельность, прогнозировать возможный
результат.
Коммуникативные: формирование качеств взаимопомощи, терпения и
поддержки; умение договариваться друг с другом, обеспечивают умения
слышать, слушать и понимать друг друга, распределять роли в ходе
исследовательской работы, осуществлять взаимоконтроль, учиться
эффективно сотрудничать в группе.
Личностные: правильно оценивать себя и свои действия, овладение
учащимися научными методами познания, воспитание ответственности
за окружающую среду.
Ожидаемые результаты В результате работы над проектом у учащихся формируются следующие УУД:Познавательные: развитие аналитико-синтетического мышления, выполнение логических

Слайд 16Перспективами развития проекта являются:
возможность дальнейшего продолжения проекта;
расширение территории района исследования (или

реализация проекта в другом административном районе области);
расширение контингента участников и организаторов;
возможность развития содержания (исследования ООПТ окрестностей других населённых пунктов, изучение редких и охраняемых видов растений, эколого-биологическая характеристика флоры различных территорий, эколого-фитоценотическая характеристика растительных сообществ и т.д.).

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Перспективами развития проекта являются:возможность дальнейшего продолжения проекта;расширение территории района исследования (или реализация проекта в другом административном районе

Слайд 172. Флористический список представителей заданного природного объекта
Таблица 1.

2. Флористический список представителей заданного природного объекта  Таблица 1.

Слайд 183. Провести анализ флоры, заданного объекта. Заполните предложенные таблицы, проанализируйте состав локальной

флоры.

Таблица 2. Соотношение таксонов высшего ранга заданного природного объекта

Растения, относящиеся к отделу Покрытосеменные являются доминирующей группой в Коптевом
овраге.

3. Провести анализ флоры, заданного объекта. Заполните предложенные таблицы, проанализируйте состав локальной флоры.Таблица 2.  Соотношение таксонов

Слайд 19Таблица 3. Ведущие семейства флоры заданного природного объекта.
Ведущие семейства флоры Коптева

оврага – Астровые, Бобовые и Розоцветные.
Таблица 3.  Ведущие семейства флоры заданного природного объекта.Ведущие семейства флоры Коптева оврага – Астровые, Бобовые и

Слайд 20Таблица 4. Соотношение экологических групп флоры заданного природного объекта
На данном природном

объекте растительность в основном принадлежит к экологической
группе мезофиты.
Таблица 4. Соотношение экологических групп флоры заданного природного объекта На данном природном объекте растительность в основном принадлежит

Слайд 21Таблица 5. Спектр жизненных форм растений заданного природного объекта.
Из спектра жизненных

форм флоры в Коптевом овраге преобладают травянистые многолетники.
Таблица 5.  Спектр жизненных форм растений заданного природного объекта.Из спектра жизненных форм флоры в Коптевом овраге

Слайд 22Таблица 6. Приуроченность видов растений к растительным сообществам заданного природного объекта.
В

данном сообществе преобладает лесная и лесостепная растительность, а также лугово-лесная
и луговая.
Таблица 6.  Приуроченность видов растений к растительным сообществам заданного природного объекта.В данном сообществе преобладает лесная и

Слайд 23Таблица 7. Хозяйственные группы растений заданного природного объекта.

Таблица 7.  Хозяйственные группы растений заданного природного объекта.

Слайд 24В результате подсчётов выявилась преобладающая принадлежность флоры Коптева оврага к
лекарственным,

медоносным, кормовым и декоративным группам.
В результате подсчётов выявилась преобладающая принадлежность флоры Коптева оврага к лекарственным, медоносным, кормовым и декоративным группам.

Слайд 25Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа

/ сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 342 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=6408
 
Дополнительные источники
Митрошенкова А.Е. Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» // Концепт. Электрон. науч. журн. – 2014. – № 05 (май). – ART 14130. – 0,6 п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14130.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. С. 31-38.
Митрошенкова А.Е. Особо охраняемые природные территории как потенциальные объекты для научно-исследовательской и учебной деятельности студентов // Самарский научный вестник / Научный журнал. № 2 (7). – Самара: Изд-во ПГСГА, 2014. – С. 68-71.
Митрошенкова А.Е., Ильина В.Н., Шишова Т.К. Полевой практикум по ботанике. М. – Берлин, 2015.
Информационное обеспечение обученияОсновные источникиПримерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. :

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть