Слайд 1РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
МЕЙОЗ
Разработала: преподаватель биологии
Малышева Ольга Михайловна
Слайд 7Цель урока: формирование знаний о механизме процесса, лежащего в основе полового
размножения – мейозе.
Задачи урока:
Дидактические (обучающие):
обобщить и систематизировать знания о половом делении клеток – мейозе;
изучить механизм деления клеток;
сформировать знания о биологическом значении мейоза;
сравнить механизм и биологическое значение митоза и мейоза;
расширить кругозор учащихся.
Слайд 8Воспитывающие:
воспитание самостоятельности, воли;
прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе;
воспитывать желание
учиться активно, с интересом;
содействовать формированию познания природы на уровне микромира.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, мышления;
развивать умение сравнивать, анализировать, структурировать информацию, высказывать и аргументировать свое мнение.
Слайд 9Мейоз - особый деление в зоне созревания половых клеток, когда из
одной исходной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидные клетки.
Происходит при гаметообразовании у животных и спорообразовании у растений
В 1882 г. Вальтер Флемминг открыл мейоз у животных
В 1888 г. Эдвард Страсбургер открыл мейоз у растений
Слайд 10Механизм мейоза
Включает два последовательных деления клетки, следующих друг за другом
Слайд 12Интерфаза I
Это период жизни клетки, во время которого она растет и
функционирует (во много раз продолжительнее митоза), а также готовится к делению.
Слайд 13Интерфаза включает:
Пресинтетический период (G1):
подготовка к синтезу ДНК;
образование РНК, белков, ферментов синтеза
ДНК;
увеличивается число органоидов.
Содержание хромосом (n) и ДНК (c) равно 2n2c
Слайд 142. Синтетический период (S):
репликация ДНК;
образование двухроматидных хромосом – 2n4c.
3. Постсинтетический период
(G2):
- удвоение центриолей;
синтез белков;
завершается рост.
Слайд 15 Профаза I
Ядерная оболочка и ядрышко растворяются
Спирализация хромосом
Центриоли расходятся к
полюсам клетки
Образование нитей веретена деления
Конъюгация (лат. сonjugatio – соединение) – сближение гомологичных хромосом, образование хромосомных пар - бивалент
Кроссинговер (англ. crossing-over – перекрест) – обмен участками гомологичных хромосом
Слайд 17Метафаза I
Расположение пар гомологичных
хромосом (бивалент) по экватору
клетки
К каждой хромосоме присоединяется нить веретена деления только от одного полюса
Материнские и отцовские по происхождению хромосомы ориентированы к полюсам произвольно
Слайд 18Анафаза I
Биваленты распадаются на две хромосомы (гомологичные)
Гомологичные хромосомы конкретной пары расходятся
к разным полюсам
Редукция числа хромосом (уменьшение вдвое), у каждого полюса – одна хромосома из пары, состоящая из двух хроматид
n2c
Слайд 19Телофаза I
Образование двух дочерних
клеток, имеющих гаплоидный
набор хромосом
Каждая хромосома состоит
из
двух хроматид
n2c
Кариокинез происходит всегда, а цитокинез может отсутствовать
Слайд 20Интерфаза II
• короткая, или её нет
• синтез ДНК отсутствует
Обе клетки одновременно
вступают в МЕЙОЗ II, протекающий синхронно и идентично митозу
Слайд 21Профаза II
Сильно укорочена
Кроссинговер не происходит
Проходит по принципу митоза, но при гаплоидном
наборе хромосом
- Растворение ядерной оболочки и ядрышка
- Спирализация хромосом
- Расхождение центриолей к полюсам клетки
- Образование нитей веретена деления
n2c
Слайд 22Метафаза II
Происходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе
хромосом:
- Хромосомы, состоящие из 2 хроматид (n2c)
располагаются по экватору клетки
- Нити веретена присоединяются к
центромерам (по одной с разных
сторон)
Слайд 23Анафаза II
Происходит по принципу митоза
К полюсам расходятся сестринские хроматиды
У каждого полюса
– гаплоидный набор хромосом, где каждая состоит из одной молекулы ДНК - nc
Слайд 24Телофаза II
Происходит по принципу митоза
Образуются 4 гаплоидные клетки
Хромосомы в каждой из
клеток однохроматидные
Слайд 25Биологическое значение мейоза
1. Половое размножение
Поддерживает определенное и постоянное число хромосом во
всех поколениях каждого вида живых организмов
2. Генетическая изменчивость
Обеспечивает многообразие генетического состава гамет в результате кроссинговера и произвольного расхождения различных по происхождению хромосом в анафазе I
3. Значение для эволюции
Появляется разнообразное и разнокачественное потомство
Слайд 26ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
Слайд 27Схема последовательности механизма мейоза
Слайд 28Задача:
У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44
хромосомы. Сколько хромосом содержится у кроликов?
а) в одной яйцеклетке
б) в одном сперматозоиде
в) в одной зиготе
г) в одной соматической клетке детей
д) в одной соматической клетке внуков
Слайд 29Ответ: а) по 22 хромосомы
б) по 22 хромосомы
в) по 44 хромосомы
г)
по 44 хромосомы
д) по 44 хромосомы
Слайд 30Сравнительная характеристика митоза и мейоза (заполните таблицу)
Слайд 31Сравнительная характеристика митоза и мейоза
Проверьте себя!
Слайд 32Домашнее задание:
- § 1.5.2. Мейоз, стр. 59 - 62.
- придумайте задачи
по теме «Мейоз».