Слайд 1ДЕЛОВАЯ ИГРА:
Группа
симбиотических организмов.
Подготовила:
учитель биологии и химии
Иваненко Л.В.
Слайд 2К. А. Тимирязев о ….. :
«Выступит ли из волн океана
водный утес, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется он. Медленно, но упорно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни»
Слайд 3К. А. Тимирязев о …… :
«Не может ли реальная действительность порой
оправдать фантазию поэтов и художников, не найдется ли в каком-нибудь забытом уголке природы существ, представляющих такое сочетание двух совершенно разных организмов, каковы мифологические полугады, полуптицы, полулюди, полузвери? Натуралисту на первый взгляд, такой вопрос должен показаться просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда такое загадочное существо, подобно сфинксу, нашлось в природе»
Слайд 5учитель биологии Деларова Е.В.
Лишайники
Слайд 7ГРУППЫ:
Любознательные
Исследователи
Экологи
Практики
Слайд 8Распределение ролей внутри группы:
Менеджер (рулевой)
Регистратор
Наблюдатель
Хронометрист
Контролер
Докладчик
Оформитель
Слайд 9Правила поведения в группе :
Не знаешь – узнай.
Не согласен – убеждай.
Другим
не мешай,
Но равнодушно не восседай.
Слайд 10Продукт урока:
Группа 1: Мини-сообщение «Интересные факты и многообразие лишайников»
Группа 2: Рисунок
с комментариями «Внутреннее строение лишайников»
Группа 3: Опорный сигнал «Экологическое значение лишайников»
Группа 4: Схема «Практическое значение лишайников»
Слайд 11Интересные факты:
Они используют субстрат только как опору.
Размеры их очень разные.
Бывают крошки в несколько миллиметров, а бывают гиганты от 7-8 метров.
Слайд 12Классификация лишайников по строению слоевища:
Лишайники
накипные
листоватые
кустистые
Калоплака
Омфалина
Кладония
Слайд 13Накипная форма
Накипные выглядят как тонкая мелкозернистая корочка, плотно покрывающая камни
или древесную кору. Считается, что это наиболее примитивный тип этих организмов.
Слайд 14Листоватая форма
Более развитые лишайники уже не лепятся к субстрату всем своим
слоевищем. Они имеют вид более или менее оформленного листа, часто с многочисленными лопастями и бахромками и обычно прикрепляются с помощью короткой и толстой «подошвы». При этом их края относительно свободны, и слоевище довольно легко отделяется. Лишайники такого типа называют листоватыми.
Слайд 15Кустистая форма
Самые сложные по своему строению — кустистые лишайники. Они не
стелятся по субстрату, а создают вертикально поднимающиеся или, наоборот, свисающие вниз образования, которые называются подециями. Подеции могут выглядеть как рога, бокальчики или даже целые бороды, состоящие из тонких длинных нитей
Слайд 17Результаты исследования:
Лихеноиндикация изучающая загрязнения воздуха по количественному и качественному составу
лишайников. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха. Чем сильнее воздух загрязнен, тем меньше лишайников встречается. Первыми погибают кустистые, за ними листоватые и последними накипные, таким образом, лишайники являются индикаторами качества окружающей среды.
Слайд 18Виды лишайников, обитающих на территории школы.
Фисция (накипной)
Слайд 21Уснея (листоватая форма лишайника)
Слайд 24Аспицилия съедобная
«Манна небесная»
Слайд 25Составление синквейна:
Слово, отражающее ключевое понятие .
Два ключевых прилагательных .
Три ключевых глагола
.
Ключевое предложение .
Резюме одно слово, выражающее чувства, ассоциации, связанные с ключевым понятием .
Слайд 26Составление синквейна
Лишайники .
Разнообразные, долгоживущие.
Используют, лечат, едят.
Лишайник – комплексный организм, состоящий из
гриба и водоросли.
Сфинкс.
Слайд 27 «да» «нет»
Кустистые лишайники имеют стебли
и корни.
Лишайники чувствительны к недостатку влаги.
Некоторые лишайники употребляют в пищу.
Водоросль обеспечивает гриб минеральными веществами.
Слайд 28«да» «нет»
Лишайников много в крупных городах.
Гриб обеспечивает
органическими веществами водоросль.
Лишайник - низшее растение.
Листоватые лишайники имеют листья.
Слайд 30Домашнее задание:
изучить схемы и рисунки, составленные на уроке,
параграф 19, стр
102-106