Слайд 1Комнатные растения на уроках биологии
Автор презентации:
Королева Валентина Геннадьевна
Учитель биологии
МОУ «СОШ
Слайд 2Российское образование
Концепция модернизации российского образования к числу приоритетных задач относит создание
условий для повышения качества общего образования. В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии и экологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.
Слайд 3Биология и экология
- науки о жизни, поэтому и задача учителя
- помочь учащимся воспринимать школьный курс как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия не только были интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации познавательной деятельности учащихся.
Слайд 4
Учитель биологии использует большой арсенал наглядных средств обучения - натуральных и
изобразительных. Наиболее ценными для обучения школьников являются натуральные объекты, за которыми они могут наблюдать и ставить опыты.
Слайд 5Любовь к комнатным растениям – это не просто увлечение, это еще
и возможность пополнить свои знания о живой природе.
Слайд 7История комнатных
растений
История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность:
человеку всегда хотелось иметь рядом с собой оригинальные растения, украшающие его дом. Понятие «комнатное растение» существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.
Растения всегда были очень выгодным товаром. Из Америки везли кактусы и орхидеи, из Индокитая – цитрусовые, из Индии – растения, дававшие пряности. Основное количество декоративных растений попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII - начале XVIII в., когда на родину свозились все «диковинки».
Слайд 10В кабинете биологии следует отобрать определенный ассортимент комнатных растений. Данную процедуру
можно провести, опираясь на работы методистов-биологов: Н.М. Верзилина, Н.Н. Машковой, Д.И. Трайтака и др. Также при отборе растений руководствуйтесь биологическими особенностями самих растений.
Слайд 11 Анализ литературных научных и научно-популярных источников, а также Интернет -
ресурсов и санитарно – гигиенических норм позволил определить основные принципы подбора растений для кабинета биологии в школе. При формировании коллекции растений в кабинете биологии следует учитывать:
возможность использования растений на уроках и во внеклассной работе;
безопасность растений для здоровья людей;
полезное влияние на организм человека;
неприхотливость растений к условиям содержания;
известность;
эстетичность;
доступность.
Слайд 12Паспорт комнатных
растений
Все основные сведения о комнатных растениях, расположенных в
кабинете нашли свое отражение в паспорте растений. Варианты оформления «Паспорта» могут быть разными.
Информация, которая заносится в паспорт:
Название растения (русское и латинское)
Принадлежность к определенному семейству
Страна или континент происхождения
Описание растения - внешний вид стебля, особенности формирования листьев и цветков
Отношение растения к свету
Отношение растения к влажности и поливу
Отношение растения к температуре
Размножение
Почва (+ подкормка)
Вредители и болезни
Особенности ухода
Слайд 13Паспорт комнатных
растений
Под паспортом комнатного растения принято понимать некий документ,
в котором приводятся наиболее значимые биологические особенности соответствующего растения. Данный документ не носит официального характера, в каких-либо российских источниках права ведение подобных источников не регламентировано. Вместе с тем неофициально паспорта комнатных растений широко применяются. Так, распространено их использование в дошкольных и школьных образовательных учреждениях — как в целях регламентации обеспечения
данных организаций достаточным
количеством растений в желательном
биологическом разнообразии, так и в
целях обучения детей базовым знаниям
в области биологии и классификации
растений.
Слайд 15Пеларгония
(Герань)
Домен: Эукариоты
Царство: Растения
Отдел: Цветковые
Класс: Двудольные
Порядок: Гераниецветные
Семейство: Гераниевые
Род: Пеларгония
Пеларгония (лат. Pelargōnium) произрастает
в основном в Южной Африке. Светолюбивые растения, легко переносящие недостаток влаги. Размножаются семенами и черенками. В открытом грунте не зимуют. В культуре неприхотливы.
Хозяйственное значение и применение
Из листьев растений извлекают душистое гераниевое эфирное масло. Остров Реюньон —крупнейший поставщик эфирного масла в мире.
Экстракт корней применяется в медицине при инфекционных заболеваниях ЛОР органов. Некоторые виды —популярные комнатные растения.
Слайд 17Роза
Домен: Эукариоты
Царство: Растения
Отдел: Цветковые
Класс: Двудольные
Порядок: Розоцветные
Семейство: Розовые
Род: Шиповник
Вид: Rosa
Ро́за (лат.
Rósa) — собирательное название видов и сортов представителей рода Шиповник (лат. Rósa), выращиваемых человеком. Большая часть сортов роз получена в результате длительной селекции путём многократных повторных скрещиваний и отбора. Кусты прямостоячие, 1—2 метра высотой. Ветви фиолетово-коричневые, в сечении круглые, почти без шипов. Шипы изогнутые, толстые, плоские. Листья сложные, 5—11 см длиной.
Цветки простые (5 лепестков), полумахровые или махровые; расположены группами по 2—5, редко одиночные, слегка ароматные или без запаха, 4—5 см в диаметре.
Плоды красные, голые, яйцевидной или грушевидной формы, 1—2 см в диаметре.
Слайд 19
Использование комнатных растений
Комнатные растения не только служат украшением кабинета, но
и являются практическим материалом для изучения на уроках биологии. Используя комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса, можно формировать многие биологические понятия. На живых объектах удобно проводить программные лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний учащихся, убеждения их в истинности фактов, приобщения их к самостоятельному поиску, выработке практических умений и навыков.
На любых имеющихся в биологическом
кабинете комнатных растениях можно
показать, в чем проявляется свойства
живых организмов, благодаря чему
популяция оказывается разнородной.
Слайд 20СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ
Эти фиалки – результат работы селекционеров
Слайд 21
СЕТЧАТОЕ
ЖИЛКОВАНИЕ ЛИСТЬЕВ
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
Слайд 22Образование придаточных корней у пилеи при выращивании растения во влажных условиях
Слайд 23Морфологический критерий
вида
БЕГОНИИ
Слайд 24 Формы листовых пластинок
яйцевидная
Обратнояйцевидная
стреловидная
ланцетная
узколинейная
3-лопастные
перисто-рассеченная
продолговатая
Слайд 25Соцветия
початок
Простой зонтик
метелка
Слайд 26Вегетативное размножение
усами
Листовыми черенками
Образование придаточных корней на черенке сингониума
Слайд 27
черешок
пазушные почки
узел
междоузлие
листовая пластинка
Морфология побега
Слайд 28Край листовых пластинок
пильчатый
выемчатый
неяснозубчатый
Слайд 30 Выполнение работ, связанных с проведением
опытов и наблюдений за комнатными
растениями, способствуют выработке у
учащихся приемов и навыков самостоятельной
познавательной деятельности, которые
впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а, возможно, и в будущей профессии.
Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появляется обязательно стремление узнать о них как можно больше. Это будет способствовать формированию школьника потребности в приобретении новых знаний. Интерес к комнатным растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы.
Слайд 31
Список использованной литературы
Слайд 32Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Абстрактный фон:
http://www.vectory.design/wp-content/uploads/hd/hd-abstract-green-curves-background-vector-graphic-design.jpg
Росток в руках:
http://ewakeonline.com/wp-content/uploads/2013/04/plant-sale-896x1024.jpg
Зеленые «бусины»:
https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/89808626.54/0_918e8_848b870e_orig
Бабочка:
https://image.freepik.com/freie-ikonen/schmetterling-schone-form_318-63149.png
Золотая
рамочка , эффект сияния и цвет бабочки выполнены в программе Adobe Photoshop CS.
Интернет - ресурсы