Презентация, доклад по биологии на тему Клеточный цикл. Митоз. Размножение. Гаметогенез. Мейоз. Эмбриогенез. Двойное оплодотворение (11 класс)

Содержание

Деятельность – это единственный путь к познанию.Б.Шоу

Слайд 1Клеточный цикл. Митоз. Размножение. Гаметогенез. Мейоз. Эмбриогенез. Двойное оплодотворение.
МБОУ «ЭМГ»
Учитель биологии

Антонова Людмила Владимировна
Клеточный цикл. Митоз. Размножение. Гаметогенез. Мейоз. Эмбриогенез. Двойное оплодотворение.МБОУ «ЭМГ»Учитель биологии Антонова Людмила Владимировна

Слайд 2Деятельность –
это единственный путь к познанию.
Б.Шоу

Деятельность – это единственный путь к познанию.Б.Шоу

Слайд 3две субъединицы хромосомы
делящейся клетки.
мейоза.
Продолжите предложение.
1) Хроматиды – это
2) Число

хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс

3) В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор, как и материнская, потому что

в интерфазе происходит редупликация ДНК.

4) В основе бесполого размножения одноклеточных животных лежит

митотическое деление.

5) Конъюгация и кроссинговер имеют большое значение для эволюции, так как способствуют

возникновению новых комбинаций признаков у потомства.

две субъединицы хромосомы делящейся клетки. мейоза.Продолжите предложение.1) Хроматиды – это2) Число хромосом при половом размножении в каждом

Слайд 410) Партеногенез – это

6) В результате конъюгации и кроссинговера происходит
Продолжите предложение.
обмен

генетической информацией между гомологичными хромосомами.

7) Такая характеристика ядра как 2n (4c) соответствует клеткам

находящимся на стадии интерфазы перед мейозом/митозом.

8) Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

онтогенезом.

9) К какому способу размножения относят партеногенез?

половому

способ упрощенного полового размножения, при котором зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки.

10) Партеногенез – это6) В результате конъюгации и кроссинговера происходитПродолжите предложение.обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами.7) Такая

Слайд 511) После обработки клеток растения колхицином получают
полиплоидные клетки.
18.
12) В половых

клетках капусты девять хромосом. Сколько хромосом в соматических клетках капусты?

13) Заслуга Б.Л.Астаурова заключается в том, что он

создал полиплоидные формы тутового шелкопряда, которые размножаются партеногенетически.

14) Сколько клеток образуется в результате сперматогенеза из двух диплоидных первичных половых клеток?

Продолжите предложение.

8

15) В процессе нейруляции образуется

мезодерма.

16) Нейруляция – это

образование осевого комплекса органов.

17) Что такое органогенез

образование тканей и органов.

11) После обработки клеток растения колхицином получают полиплоидные клетки.18.12) В половых клетках капусты девять хромосом. Сколько хромосом

Слайд 619) Назовите способ полового размножения, к которому относится рождение у женщины

нескольких монозиготных (однояйцевых) близнецов –

18) Мезодермы нет у

Продолжите предложение.

кишечнополостных – гидра, коралловый полип.

полиэмбриония.

20) Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том, что…

в овогенезе образуется 1 полноценная клетка, а в сперматогенезе – 4.

21) Одна интерфаза и два следующих друг за другом деления характерны для процесса

мейоза.

22) Хорда образуется из

энтодермы.

19) Назовите способ полового размножения, к которому относится рождение у женщины нескольких монозиготных (однояйцевых) близнецов – 18)

Слайд 723) Процент кроссинговера выше у генов, расстояние между которыми равно
а)

5 морганидам
б) 3 морганидам
в) 7 морганидам
г) 1 морганиде.

24) Как называется процесс прямого деления ядра без образования хромосом и веретена деления, но с возможным разделением цитоплазмы?

Продолжите предложение.

амитоз.

в) 7 морганидам

23) Процент кроссинговера выше у генов, расстояние между которыми равно а) 5 морганидамб) 3 морганидамв) 7 морганидамг)

Слайд 81.Выберите 3 верных ответа из 6.
Биологическое значение мейоза заключается в
предотвращении

удвоения числа хромосом в новом поколении
образовании мужских и женских гамет
образовании соматических клеток
создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
увеличении числа клеток в организме
кратном увеличении набора хромосом.

Ответ:

1

2

4

Часть В

1.Выберите 3 верных ответа из 6.Биологическое значение мейоза заключается в предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколенииобразовании

Слайд 92.Выберите 3 верных ответа из 6.
 
Какие из перечисленных клеток образуются в

результате мейоза:
А) сперматозоиды человека
Б) споры мхов
В) эритроциты человека
Г) костные клетки - остеоциты
Д) нейроны
Е) споры папоротников

Ответ:

А

Б

Е

Часть В

2.Выберите 3 верных ответа из 6. Какие из перечисленных клеток образуются в результате мейоза:А) сперматозоиды человекаБ) споры мховВ)

Слайд 103.Выберите 3 верных ответа из 6.

В процессе сперматогенеза
образуются крупные половые клетки
наблюдается

гибель направительных телец
одновременно формируется много зрелых гамет
гамета содержит видоизмененный комплекс Гольджи
уменьшается вдвое число хромосом
гамета содержит большой запас питательных веществ


Ответ:

3

4

5

Часть В

3.Выберите 3 верных ответа из 6.В процессе сперматогенезаобразуются крупные половые клеткинаблюдается гибель направительных телецодновременно формируется много зрелых

Слайд 11 4.Установите соответствие между характеристикой и мейотическим делением клетки

Характеристика Деление мейоза
А) делению

предшествует интерфаза 1) первое деление
Б) в результате образуются 2) второе деление
4 половые клетки
В) интерфаза отсутствует
Г) происходит обмен участками хромосом-
кроссинговер
Д) образуются две клетки
Е) сложность происходящих процессов
обуславливает наибольшую продолжительность деления


Ответ:

1

2

2

1

1

1

Часть В

4.Установите соответствие между характеристикой и мейотическим делением клеткиХарактеристика					Деление мейозаА) делению предшествует интерфаза		1) первое делениеБ) в результате

Слайд 125.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Соотнесите события и

соответствующие им периоды клеточного цикла.

События Периоды
А) образование овогоний и сперматогоний 1) митоз
Б) образование бивалентов 2) мейоз
В) образование яйцеклетки в зоне созревания 3) апоптоз
Г) запрограммированная гибель клетки 4) амитоз
Д) деление интерфазного ядра путем перетяжки
Е) образование соматической клетки.


Ответ:

1

2

2

3

4

1

Часть В

5.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Соотнесите события и соответствующие им периоды клеточного цикла.События

Слайд 136.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждому периоду

интерфазы подберите соответствующие характеристики.
Характеристики Периоды интерфазы
А) длительность в клетках 1)пресинтетический (G1)
млекопитающих 6-10 часов
Б) период синтеза белков 2) синтетический (S)
В) период синтеза и удвоения 3)постсинтетический (G2)
ДНК
Г) длительность периода в клетках
3-6 часов
Д) удвоения центриолей
Е) накопление белков и АТФ,
хромосомы состоят из одной хроматиды

Ответ:

2

2

2

3

2

1

Часть В

6.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. К каждому периоду интерфазы подберите соответствующие характеристики.Характеристики  				Периоды

Слайд 147.Укажите последовательность этапов образования осевого комплекса у хордовых животных.
1)нервная трубка погружается

под эктодерму, формируя зачаток ЦНС
2)клетки хорды выделяют специальный белок, стимулирующий клетки эктодермы
3)справа и слева от хорды возникает туловищная мезодерма, в которой есть полость – целом
4)в энтодерме образуется зачаток хорды
5)нервная трубка, хорда и туловищная мезодерма образуют осевой комплекс, определяющий симметрию организма
6)клетки эктодермы образуют валик, который превращается в нервную трубку.
Ответ:

6

1

4

2

3

5

7.Укажите последовательность этапов образования осевого комплекса у хордовых животных.1)нервная трубка погружается под эктодерму, формируя зачаток ЦНС2)клетки хорды

Слайд 158.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они

сделаны, объясните их.
1.Двойное оплодотворение – особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений.
2.Этот тип оплодотворения был открыт Н.И.Вавиловым.
3.Один спермий оплодотворяет яйцеклетку, возникает гаплоидная зигота.
4.Другой спермий сливается с диплоидным ядром крупной центральной клетки.
5.Из яйцеклетки развивается зародыш.
6.Из триплоидной клетки образуется триплоидная питательная ткань – эндосперм.
Ответ: ______________
8.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.1.Двойное оплодотворение – особый

Слайд 16
4
Часть В

9.Изучите упрощенную схему, иллюстрирующую пути передачи генетической информации. Соотнесите название

фермента (или органоида) с цифровыми обозначениями на рисунке.


ДНК ← ДНК → иРНК → белок


а) обратная транскриптаза (ревертаза)
б) ДНК-полимераза
в) РНК-полимераза
г) рибосома и тРНК.

3

1

2

б

в

г

а

Ответ:

←4Часть В9.Изучите упрощенную схему, иллюстрирующую пути передачи генетической информации. Соотнесите название фермента (или органоида) с цифровыми обозначениями

Слайд 1710.Кариотип представляет собой набор хромосом, находящихся в клетках эукариот. На рисунке

представлен нормальный кариотип мужчины.

Кариотипы можно наблюдать в клетках, которые находятся на стадии:
а) профазы мейоза;
б) анафазы митоза;
в) метафазы митоза;
г) телофазы митоза.

в) метафазы митоза;

10.Кариотип представляет собой набор хромосом, находящихся в клетках эукариот. На рисунке представлен нормальный кариотип мужчины.Кариотипы можно наблюдать

Слайд 1811.Установите последовательность биологических процессов и явлений. Запишите в бланк ответов получившуюся

последовательность цифр (без пропусков и знаков препинания).
По рисункам установите последовательность фаз деления клетки.

Ответ:

11.Установите последовательность биологических процессов и явлений. Запишите в бланк ответов получившуюся последовательность цифр (без пропусков и знаков

Слайд 1912.Заполните пропуски в предложениях, используя цифры и слова, выделенные курсивом.

Мейозом называется

_______________ клеток, при котором происходит ________ числа хромосом. При этом из _________________клетки образуются ________ ___________. Мейоз состоит из ____ последовательных делений, причем ________ ДНК предшествует только _______ делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из _____сестринских _________. Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется ______________. И происходит в ________ _______ деления мейоза, которое является _____________. Второе деление мейоза называется ____________.

эквационным

деление половых

редукция

одной диплоидной

четыре

гаплоидные

двух

удвоение

первому

двух

кроссинговером

хроматид

профазе

первого

редукционным

12.Заполните пропуски в предложениях, используя цифры и слова, выделенные курсивом.Мейозом называется _______________ клеток, при котором происходит ________

Слайд 2013.Дайте развернутый ответ на вопрос.
В соматических клетках дрозофилы содержится восемь хромосом.

Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в клетках в профазе мейозаI и мейозаII?
Ответ поясните.

Элементы ответа:
1.Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются- 16, но количество хромосом не меняется.
2.В профазе мейоза I число хромосом – 8, молекул ДНК - 16.
3.В профазе мейоза II после редукционного деления мейоза I число хромосом – 4, молекул ДНК – 8.

13.Дайте развернутый ответ на вопрос.В соматических клетках дрозофилы содержится восемь хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК

Слайд 21Клеточный цикл


Период существования клетки

от одного деления до другого называется митотическим, или клеточным циклом.
Клеточный цикл у растений продолжается от 10 до 30 часов. Деление ядра (митоз) занимает около 10% этого времени.
П1 - пресинтетический период
С - синтетический период
П 2 - постсинтетический период


Клеточный цикл       Период существования клетки от одного деления до другого называется

Слайд 22Строение хромосом в разные периоды клеточного цикла
1
2
3
4
1,2 – предсинтетический период; 3

– синтетический и постсинтетический период; 4 – метафаза.

1. В предсинтетический период клетка растет: происходит синтез белка, РНК и увеличивается количество органических веществ.

2. В синтетический период происходит репликация ДНК (удвоение). С этого момента каждая хромосома состоит из двух хроматид.

3. В постсинтетический период идет интенсивный синтез белка и АТФ, необходимых для деления клетки.

Строение хромосом в разные периоды клеточного цикла12341,2 – предсинтетический период; 3 – синтетический и постсинтетический период; 4

Слайд 23Общая схема митоза

Общая схема митоза

Слайд 24 ПРОФАЗА
Хроматин спирализуется в двухроматидные хромосомы; ядерная оболочка

и ядрышко растворяются; центриоли расходятся к полюсам; (2n 4c).

ПРОФАЗАХроматин спирализуется в двухроматидные хромосомы; ядерная оболочка и ядрышко растворяются; центриоли расходятся к

Слайд 25МЕТАФАЗА
Двухроматидные хромасомы выстраиваются на экваторе клетки; центриоли образуют нити веретена, которые

прикрепляются к центроме-рам хромосом; (2n 4c).
МЕТАФАЗАДвухроматидные хромасомы выстраиваются на экваторе клетки; центриоли образуют нити веретена, которые прикрепляются к центроме-рам хромосом; (2n 4c).

Слайд 26АНАФАЗА
При сокращении нитей веретена центромеры хромосом делятся и хроматиды каждой хромосомы

расходятся к полюсам клетки; (2n 4c).
АНАФАЗАПри сокращении нитей веретена центромеры хромосом делятся и хроматиды каждой хромосомы расходятся к полюсам клетки; (2n 4c).

Слайд 27ТЕЛОФАЗА
Однохроматидные (дочерние) хромосомы раскручиваются, форми-руется ядрышко и вокруг них образуется ядерная

оболочка; на экваторе начинает формироваться перегородка; в ядрах 2n2c.
ТЕЛОФАЗАОднохроматидные (дочерние) хромосомы раскручиваются, форми-руется ядрышко и вокруг них образуется ядерная оболочка; на экваторе начинает формироваться перегородка;

Слайд 28ЦИТОКИНЕЗ (деление цитоплазмы)
Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным

отделением дочерних клеток.
У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

Цитокинез клетки (фото)

ЦИТОКИНЕЗ (деление цитоплазмы)Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.У растений по экватору

Слайд 29ЗНАЧЕНИЕ МИТОЗА
1. Приводит к увеличению числа клеток и обеспечивают рост многоклеточного

организма.
2. Обеспечивает замещение изношенных или поврежденных тканей.
3. Сохраняет набор хромосом во всех соматических клетках.
4. Служит механизмом бесполого размножения, при котором создается потомство, генетически идентичное родителям.
5. Позволяет изучить кариотип организма (в метафазе).
ЗНАЧЕНИЕ МИТОЗА1. Приводит к увеличению числа клеток и обеспечивают рост многоклеточного организма.2. Обеспечивает замещение изношенных или поврежденных

Слайд 30МЕЙОЗ
Мейоз состоит из двух последовательных делений – мейоза 1 и мейоза

2. Удвоение ДНК происходит только перед мейозом 1, а между делениями отсутствует интерфаза.
При первом делении расходятся гомологичные хромосомы и их число уменьшается вдвое, а во втором – хроматиды и образуются зрелые гаметы.
Особенностью первого деления является сложная и длительная по времени профаза.
МЕЙОЗМейоз состоит из двух последовательных делений – мейоза 1 и мейоза 2. Удвоение ДНК происходит только перед

Слайд 31Заполните таблицу «Способ деления»

Заполните таблицу «Способ деления»

Слайд 32Сравнительная таблица «Способ деления»

Сравнительная таблица «Способ деления»

Слайд 33Сравнительная таблица «Способ деления»

Сравнительная таблица «Способ деления»

Слайд 34Сравнительная таблица «Способ деления»

Сравнительная таблица «Способ деления»

Слайд 352n
n
n
n
n
n
n
Зона
размножения
(МИТОЗ)
Зона
роста
Зона
созревания
(МЕЙОЗ)
Зона
формирования
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
n
n
n
n
n
Гаметогенез

2nnnnnnnЗона размножения(МИТОЗ)Зона ростаЗона созревания(МЕЙОЗ)Зона формирования2n2n2n2n2n2n2n2n2n2n2n2n2n2n2nnnnnnГаметогенез

Слайд 36Строение сперматозоида

Строение сперматозоида

Слайд 37Строение яйцеклетки
1 – ядро
2 – желточные зерна

Строение яйцеклетки1 – ядро2 – желточные зерна

Слайд 38Виды яйцеклеток

Виды яйцеклеток

Слайд 39Карл Эрнст фон Бэр 17.02.1792 – 28.11.1876
В 1827г. ввел понятия

«сперматозоид» и



«яйцеклетка»
Карл Эрнст фон Бэр 17.02.1792 – 28.11.1876В 1827г. ввел понятия «сперматозоид» и «яйцеклетка»

Слайд 40ЕГЭ.БИОЛОГИЯ.
ЧАСТЬ С.

Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?

ЕГЭ.БИОЛОГИЯ.ЧАСТЬ С.Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?

Слайд 41Двойное оплодотворение
С.Г.Новашин в 1898 году открыл
двойное оплодотворение у цветковых растений

Двойное оплодотворениеС.Г.Новашин в 1898 году открыл двойное оплодотворение у цветковых растений

Слайд 42Генеративные части цветка
Оплодотворение – это процесс слияния двух половых клеток.

Генеративные части цветкаОплодотворение – это процесс слияния двух половых клеток.

Слайд 43Развитие гамет у цветковых растений
Развитие пыльцевых зерен.
Каждое пыльцевое зерно развивается из

материнской клетки микроспоры, которая претерпевает мейоз и образуется 4 пыльцевых зерна.
Развитие зародышевого зерна.
Зародышевый мешок развивается из гаплоидной мегаспоры, полученной в результате мейотического деления материнской клетки макроспоры.
Развитие гамет у цветковых растенийРазвитие пыльцевых зерен.Каждое пыльцевое зерно развивается из материнской клетки микроспоры, которая претерпевает мейоз

Слайд 44Спермий – мужская половая клетка

Спермий –   мужская половая клетка

Слайд 45Яйцеклетка – женская половая клетка

Яйцеклетка –   женская половая клетка

Слайд 46Двойное оплодотворение

Двойное оплодотворение

Слайд 47Двойное оплодотворение

Двойное оплодотворение

Слайд 48Биологическое значение оплодотворения
При слиянии женской и мужской половых клеток образуется новый

организм, несущий в себе признаки родителей.
Увеличение наследственного разнообразия.

Биологическое значение оплодотворенияПри слиянии женской и мужской половых клеток образуется новый организм, несущий в себе признаки родителей.Увеличение

Слайд 49Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть