Слайд 1
Добро пожаловать на урок биологии!
Слайд 2Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда урок не
впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Слайд 4Назовите основные отделы и части рыбы
Слайд 5Какие же основные отличительные черты имеют рыбы класса Хрящевые?
(Хрящевой скелет,
отсутствуют жаберные крышки, 5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет.)
Слайд 6Заполните пропуски в предложениях
1. Все рыбы - …… позвоночные, с телом,
как правило, покрытым ……
2. Основным и единственным органом дыхания являются ……
3. Сердце …..
4. Конечности имеют форму ……
5.Орган, воспринимающий движение
воды …..
Слайд 7Давайте проверим!
1. Все рыбы - водные позвоночные, с телом, как правило,
покрытым чешуей.
2. Основным и единственным органом дыхания являются жабры.
3. Сердце двухкамерное.
4. Конечности имеют форму плавников.
5. Орган, воспринимающий движение
воды – боковая линия.
Критерий оценивания
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - от 3 и более
Слайд 8Молодцы!
У вас все получается
Слайд 9 С детства мы знакомы с рыбами, они окружают нас повсюду: оглянитесь…
Слайд 11 Аквариумы с экзотическими рыбами украсят интерьер любого помещения и к тому
же они успокаивающе влияют на нервную систему человека.
У кого из вас дома есть аквариум?
Слайд 13 О них пишут стихи, сказки, пословицы, поют песни.
Слайд 14А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
И сказал ей
ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
Слайд 15Пословицы о рыбе
Чтобы рыбку есть, надо в воду лезть.
В воде рыбы
много - всей не выловишь.
Рыба по суше не ходит, без воды не может жить.
Рыба - не хлеб, но ею сыт будешь и про еду забудешь.
Без костей рыбы не бывает.
Слайд 16 Без труда
не вытащишь и рыбку
из пруда
Слайд 17Карп - священная рыба. Это символ удачи, постоянного движения вперёд, а также является
признаком крепкой семьи и мужества.
Слайд 18
Люди рожденные под знаком рыбы – натуры творческие, артистичные,
музыкальные.
Они любят красоту природы.
У них сильно развито чувство юмора.
Рыбы – 12 знак зодиака в гороскопе
(20.02-20.03)
Слайд 19Так, что рыбы,
явно заслуживают нашего внимания
Слайд 20Как вы думаете, каких рыб можно назвать костными?
Рыбы имеющие костный скелет.
Костные
рыбы – самая многочисленная и разнообразная группа современных рыб и наиболее доступна для непосредственного изучения.
Слайд 21Тема урока:
«Класс Костные рыбы»
Слайд 22План
Особенности внешнего строения костных рыб, их разнообразие.
Среда обитания костных рыб.
Значение
костных рыб в природе и для человека.
Слайд 23Должны
Знать
Особенности внешнего строения костных рыб, их разнообразие.
Среду обитания костных рыб.
Значение
костных рыб в природе и для человека.
Слайд 24Уметь
Характеризовать и описывать особенности внешнего строения костных рыб.
Различать подклассы костных рыб.
Характеризовать
среду обитания костных рыб.
Понимать значение костных рыб в природе и для человека.
Работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ, анализировать, сравнивать, обобщать и формулировать выводы.
Слайд 25Разнообразие костных рыб
Подклассы
Слайд 26Внимание! Задание
Пользуясь текстом учебника на странице 185 -187,
составьте краткое сообщение о
подклассах рыб по алгоритму.
Алгоритм:
1.Разнообразие представителей подкласса.
2.Особенности внешнего строения.
3.Значение.
I ряд готовит сообщение о подклассе Хрящекостные;
II ряд готовит сообщение о подклассе Двоякодышащие;
III ряд готовит сообщение о подклассе Кистеперые.
Слайд 27Подкласс
Хрящекостные рыбы
Белуга
Слайд 28Подкласс
Двоякодышащие рыбы
Протоптеры
Слайд 29Подкласс
Кистеперые рыбы
Латимерия
Слайд 30Рыбы живущие в толще воды очень хорошо плавают. (щука, карп, окунь…)
Рыбы
ведущие донный образ жизни, как, например камбала - пловцы неважные.
И хотя все они живут в воде, условия обитания их очень различны. В связи с этим у рыб выработались разнообразные приспособления.
Слайд 33Рыбы разных местообитаний различаются между собой, но вместе с тем они
имеют общие черты строения. Рассмотрим их.
Лабораторная работа №14
«Внешнее строение рыбы»
Работа в тетради на печатной основе.
стр. 100 №136
Выполните задания № 1, 3, 6
Слайд 34Инструкция
Рассмотрите влажный препарат «Строение костной рыбы».
Опишите форму ее тела, окраску
спины и брюшка.
Рассмотрите расположение плавников и подсчитайте сколько их.
Выпишите особенности внешнего строения рыбы, связанные с водным образом жизни.
Для выполнения лабораторной работы воспользуйтесь справочным материалом.
Желаю успехов!
Слайд 35Значение рыб в природе
Рыбы регулируют численность водных организмов.
Рыбы являются кормом для
животных и птиц.
Слайд 36Значение рыб для человека
Рыбы – ценный источник для питания человека.
Слайд 38Отрицательное влияние человека на рыб
Рыбы гибнут от загрязнения вод отходами промышленности,
от деятельности браконьеров и т.п.
Слайд 39Положительное влияние человека на рыб
Слайд 40Домашнее задание
1.Ответить на вопросы рубрик «Проверьте свои знания», «Подумайте». Стр.
2.
Творческое задание. Подготовить сообщения о многообразии рыб.
3. Написать сочинение на тему «Какой урон человек наносит рыбам».
Слайд 41Подведем итоги
С каким классом и подклассами рыб вы познакомились сегодня
на уроке?
Что вы узнали о костных рыбах?
Особенности внешнего строения, их разнообразие,
места обитания, значение рыб в природе и для человека.
Умеете
Характеризовать и описывать особенности внешнего строения костных рыб, различать подклассы.
Характеризовать среду обитания костных рыб и их значение в природе и для человека.
Применять полученные знания на практике.
Слайд 42Как потрудились?
Ребята, оцените свои знания, умения и старания на уроке.
Если вы
потрудились отлично и довольны своим результатом - поднимите большую рыбу.
Если вы старались но у вас возникали в течение урока определенные трудности –
поднимите рыбу средней величины.
И те кто не справился с заданиями и было
ему не интересно на уроке – мелкую рыбу.
Слайд 43Урока время истекло,
Я вам, ребята, благодарна,
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.