Слайд 2 14 сентября старого стиля 1849 года у молодого священника
очень бедного прихода города Рязани родился первый сын, названный Иваном в честь дедушки со стороны матери.
Слайд 3 Мать Ивана Петровича - Варвара Ивановна,
урожденная Успенская, была дочерью священника Николо-Высоковской церкви в Рязани. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Варвара Ивановна не получила никакого образования; однако природный
ум и трудолюбие сделали ее умелой воспитательницей своих детей.
Слайд 4 Отец Ивана Петровича, Петр Дмитриевич Павлов, выходец из
крестьянской семьи, был в ту пору молодым священником одного из захудалых приходов. Правдивый и самостоятельный, он часто не ладил с начальством и жил небогато. Петр Дмитриевич был волевым, жизнерадостным человеком, обладал крепким здоровьем, любил работу в саду и огороде. Высокие нравственные качества, семинарское образование, которое для жителей провинциальных городишек тех времен считалось значительным, снискали ему репутацию весьма просвещенного человека. После женитьбы на Варваре Ивановне в 1848 году он стал священником Николо-Высоковской церкви в Рязани, а в 1868 году был переведен в Лазарево-кладбищенскую церковь.
Слайд 5 В семье Павловых родилось 10 детей, из
которых до взрослого возраста дожили пятеро: Иван (1849-1936), Дмитрий (1851-1901), Петр (1853-1884), Сергей (1864-1919), Лидия (1874-1946).
Иван Петрович вспоминал о своих родителях с чувством нежной любви и глубокой благодарности. Примечательны слова, которыми завершается его автобиография: "А подо всем - всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование".
Слайд 6 Иван был здоровым, веселым мальчиком. Охотно помогал
матери
и отцу по дому и в огороде. Почти восьми лет он научился читать
и писать, но не обнаруживал склонности к этим занятиям.
Восьми лет мальчик упал на каменный пол с высокого помоста,
на котором он раскладывал на зиму яблоки. Ушиб оказался с серьезными
последствиями. Мальчик стал бледнеть, худеть, плохо спал и совсем
потерял аппетит. Его лечили домашними средствами, но Ваня не
поправлялся.
Слайд 7 Вылечил его крестный – игумен Троицкого монастыря.
Он взял мальчика к себе в монастырь, где продержал год с лишком.
Организовал ему усиленное питание, по утрам занимался с ним гимнастикой. Летом заставлял его плавать, ездить верхом и играть в городки, а зимой разгребать снег и кататься на коньках. Кроме того, мальчик всегда помогал своему крестному в его работах в большом монастырском огороде.
Слайд 8 Просыпаясь ночью, Иван видел старика сидящим за письменной работой. И
долгое время уверял он своих родителей, что крестный никогда не спит. Отсюда создалась привычка Ивана Петровича отдавать все свое время научной работе.
Слайд 9 Именно крестный пробудил в мальчике любовь к
книге и умственным занятиям. Первой книгой, которую крестник получил в подарок от крестного, были басни Крылова. Почти всю книгу он знал на память и любовь к Крылову сохранил до конца жизни.
Слайд 10 Развивая мальчика физически, крестный обратил внимание, что он бросает
палки при игре в городки левой рукой и часто заменяет правую руку левой при разных мелких работах. И он стал заставлять его упражнять левую руку наравне с правой.
Результатом упражнений явилась способность Ивана Петровича не только оперировать левой рукой (что было весьма удобно при сложных операциях), но и писать одинаково правильно и красиво обеими руками.
Слайд 11 По возвращении от крестного домой, Иван продолжал
заниматься гимнастикой, много читал. Он не забывал до конца жизни совет своего отца: читать хорошую книгу всегда два раза.
Слайд 12 В 1860 году Иван Павлов поступил в Рязанское
духовное училище,
а затем в духовную семинарию. Его отец мечтал увидеть сына ученым священником, но этому не суждено было сбыться.
Слайд 13 Увлечение физиологией возникло
у Павлова после того,
как он прочитал русский перевод книги английского критика Георга Генри Леви.
Его страстное желание заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено чтением популярных книг Д. Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы которого подвели Ивана Петровича к изучению теории Ч. Дарвина.
Слайд 14 В 1870 году Иван Петрович оставляет духовную семинарию
и поступает на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. С этого времени
вся дальнейшая жизнь Павлова связана с городом на Неве.
Слайд 15 Его интерес к физиологии возрос после того, как
он прочитал книгу И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», но освоить этот предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов.
Цион выяснял влияние нервов на деятельность внутренних органов, и именно по его предложению Павлов начал свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы; за эту работу И.Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.
Слайд 16 После получения в 1875 г. звания кандидата естественных
наук Иван
Петрович Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге и одновременно
работал в лаборатории профессора физиологии К. Н. Устимовича.
За время прохождения курса в академии Павлов провел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награжден золотой медалью.
Слайд 17 1879 году Павлов окончил академию и был
оставлен при ней для дальнейшего усовершенствования. Тогда же по приглашению выдающегося хирурга С. П. Боткина, он начал работать в физиологической лаборатории при его клинике. В ней Павлов проработал около 10 лет, фактически руководя всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.
Слайд 18 Павлов считал, что эксперимент на животных необходим при
разрешении многих сложных и неясных вопросов клинической медицины.
Слайд 19 В физиологической лаборатории Павлов работал до 1890
г.
(с 1886 г. уже официально считаясь ее руководителем). Он развил кипучую деятельность в лаборатории. Планировал, и осуществлял эксперименты на животных самостоятельно, что помогло раскрыть самобытный талант молодого ученого, явилось предпосылкой развития его творческой инициативы. За годы работы в лаборатории в полной мере проявились колоссальная трудоспособность, неукротимая воля и неисчерпаемая энергия Павлова.
Слайд 20 Среди выполненных Павловым в этой лаборатории научных
работ наиболее выдающимся следует считать исследование о центробежных нервах сердца.
Это оригинальное исследование стало темой докторской диссертации Павлова. В 1883 г. он блестяще защитил ее и был награжден золотой медалью.
Слайд 21 В конце 70-х годов
в Петербурге Павлов познакомился с Серафимой Васильевной Карчевской, слушательницей Педагогических курсов. Ивана Петровича и Серафиму Васильевну объединяла общность духовных интересов, близость взглядов по многим актуальным в то время вопросам жизни, верность идеалам служения народу, борьбы за социальный прогресс, которыми была насыщена передовая русская художественная и публицистическая литература тех времен. Они полюбили друг друга. У них родились четыре сына и дочь.
Слайд 22 23 апреля 1890 г. Иван Петрович
был избран на должность профессора фармакологии в Томском, а вслед за этим и в Варшавском университетах. Но он не переехал ни в Томск, ни в Варшаву, так как 24 апреля 1890 г. его избрали профессором фармакологии в самой Военно-медицинской академии (бывшая Военно-хирургическая). Это место ученый занимал в течение пяти лет, до перехода на кафедру физиологии той же академии. Иван Петрович бессменно руководил этой кафедрой три десятка лет, успешно сочетая блестящую педагогическую деятельность с интересной, хотя и ограниченной по масштабам, научно-исследовательской работой сначала по физиологии пищеварительной системы, а в последующем по физиологии условных рефлексов.
Слайд 23 В 1890 году избран профессором кафедры фармакологии, в
1895 году - кафедры физиологии ВМА. Пораженный силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, Павлов после 1902 г. сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности.
Учение Ивана Петровича Павлова раскрывает материалистическую сущность психических процессов, происходящих в мозгу, оно стало основой для дальнейшего развития многих отраслей медицинской науки и биологии.
Слайд 24 Большая работа была проделана на
биологической станции в Колтушах под Ленинградом. Там Иван Петрович изучал работу пищеварительных желез, высшую нервную деятельность, условные рефлексы.
Слайд 25 В 1904 году за работы по физиологии
пищеварения И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии - первым в России и первым среди физиологов мира.
В 1901 г. И. П. Павлов был избран член-корреспондентом,
а в 1907 г.- действительным членом Академии наук.
Иван Петрович стал профессором лишь в 46 лет,
а академиком- лишь три года спустя после присуждения ему
Нобелевской премии.
Слайд 26 Именем Павлова названы:
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
Село Павлово
во Всеволожском районе Ленинградской области,
Институт физиологии в Санкт-Петербурге,
Рязанский Государственный Медицинский Университет
Улица Академика Павлова в Москве,
Две улицы Академика Павлова в Санкт-Петербурге: в Петроградском и Красносельском районах города,
Станция метро и площадь в Праге (Чешская Республика).
Улицы в чешских городах Оломоуц, Карловы Вары, Зноймо, Крнов и Фридэк-Мистэк (Моравскосилезский край).
Улица Павлова в городе Рязань. Там же расположен дом-музей Павлова.
Памятник И. П. Павлову в Рязани (1949, архитектор А.А. Дзержкович) бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер
Памятник И. П. Павлову в Киеве на территории центрального военного госпиталя (историческое Госпитальное укрепление Киевской крепости)
Памятник Павлову в Абхазии, город Сухуми, на территории обезьяньего питомника.
Улица и станция метро в г. Харьков (Украина)
Слайд 27 Учение Ивана Петровича Павлова и его физиологической школы направлено
в конечном итоге на изучение человека, создано во имя человека, для познания нас самих.
Слайд 28 Обращаясь к молодежи, И.П.Павлов писал:
«Основной целью молодости должно быть приучать себя думать.
…В пору молодости природа как бы дразнит, возбуждает вкус к радостям умственной жизни, как бы показывает интересное привлекающее царство мысли. Но войдет в него только тот, кто очарованный его видом, предпримет серьезную и трудную работу, чтобы сделать себя достойным его».