Презентация, доклад по биологии на тему Игровые моменты по биологии 5-6 класс

... Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Слайд 1Игровые моменты и ребусы на уроках биологии
Учитель биологии
МБОУ «СОШ с.Ездочное
Косова

Татьяна Викторовна
Игровые моменты и ребусы на уроках  биологииУчитель биологии МБОУ «СОШ с.ЕздочноеКосова Татьяна Викторовна

Слайд 2... Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее

однообразием и односторонностью.
К.Д. Ушинский
Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки,
Играют все, но только дети,
Играют ото всей души.
И, если в школе на уроке
Вдруг доведется поиграть,
То нет счастливей их на свете
И выучат все-все на пять.
... Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Слайд 3 Игры в нашей жизни

имеют весьма разнообразное значение. Оcобое значение приобретают они для учебной деятельности. Игры направлены на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого; понимание места и роли человека в природе. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.
Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Оcобое значение

Слайд 4Учиться играючи. Путь к этой цели лежит через возврат к генетически

более ранним формам деятельности, и в первую очередь к игровым. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание.
2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
3. Коммуникативная функция - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.
4. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Учиться играючи. Путь к этой цели лежит через возврат к генетически более ранним формам деятельности, и в

Слайд 5Чаще всего учитель является « ведущим » игры, который управляет всем

процессом и подводит итоги. За правило надо принять то, что «ведущий» должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих» .  
Построение урока вытекает из закономерной смены деятельности учащихся: восприятие - переработка - воспроизведение. Играть можно как на любом из этапов, так и на всем уроке. Проведение игры во время всего урока чаще всего требует от учителя и учеников большой подготовки. Поэтому таких игр может быть всего 6-8 в течение года. Игровые моменты на уроках предполагают чаще всего подготовку учителя. Даже лучше, если ученики заранее не знают, в какой форме будет проходить опрос или закрепление нового материала. Игра во время опроса будет «сюрпризом» для учеников и, несомненно, вызовет их интерес, разнообразит урок, снимет напряжение, в котором большинство из них находится в момент опроса.
Чаще всего учитель является « ведущим » игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. За правило

Слайд 6

Кто такой? Что такое?

Эта игра может проводиться практически при изучении каждой темы 6-го класса. К доске вызывают двух учеников. Каждый из них получает карточку с рисунком или названием растения соответственно теме, которая изучается. Первый ученик задает второму вопросы (не более 5), на которые можно ответить «да» или «нет», и старается определить, что это за растение. Затем они меняются ролями. По характеру вопросов и правильности конечного результата можно судить о знании материала учащимися. Эту же игру можно провести и по-другому, если одного из учеников попросить выйти из класса, а оставшиеся загадывают название растения. В этом случае игру лучше проводить по теме «Отделы растений» или «Классификация цветковых растении». Обязательно в классе в этот момент должно быть загаданное растение
в виде таблиц, гербариев, комнатных растений.

Слайд 7 Например, тема «Классификация цветковых растений. Семейство пасленовые».
У первого

ученика в руках карточка с названием растения - картофель. Второй ученик задает вопросы:
- У этого растения плод - коробочка?
- Нет.
-У этого растения плод - ягода?
- Да.
- Его плоды съедобны?
- Нет.
- В пищу используются клубни?
Да.
- Это картофель.
Например, тема «Классификация цветковых растений. Семейство пасленовые». У первого ученика в руках карточка с названием

Слайд 8

Шагай- говори

Эту игру можно проводить тогда, когда хотят проверить знания учащихся по многообразию растений того или иного семейства, царства. Ученик вызывается к доске. Он встает со своего места и на каждый свой шаг называет растение. Если ученик сидит на первой или на второй парте, то ему предлагается шагать вдоль доски.

Шагай-

Слайд 9

Пинг- понг

В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить вопросы по данной теме. При проверке домашнего задания учитель задает вопрос по теме одному из учеников, когда тот ответит, то задает свой вопрос ученику, сидящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, ответив, задаст вопрос другому, рядом сидящему ученику и т.д. Если кто-то не может ответить на вопрос, то отвечает другой ученик, которого называет учитель. Оценки ставятся тем, кто ответил правильно, и придумал новый интересный вопрос.


Слайд 10

Капитан Врунгель
 
 
Все ученики хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают домашнее задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками по любой теме. Этот рассказ оформляется на отдельных листах и должен содержать 5-6 ошибок. Оформление произвольное. На уроке ученики по указанию учителя обмениваются работами и подчеркивают в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа, правильности найденных ошибок и оформления.

Слайд 11 Рассказ может быть таким:


«Летние

месяцы Оксана проводила на даче. Недалеко от дома рос густой ельник, по которому она любила бродить в жаркий июльский день. Можно было вдоволь наесться черники и клюквы, собрать красивые букеты из цветов ромашки и медуницы. У самой дачи цвела белым цветом крапива. «Вкусные будут из нее щи», - подумала Оксана.»
Рассказ может быть таким: «Летние месяцы Оксана проводила на даче. Недалеко

Слайд 12 Ошибки.
Клюква не растет

в еловом лесу.
Ромашка и медуница не цветут одновременно.
Ромашки не растут в ельнике.
У ромашки и медуницы не отдельные цветки, а соцветия.
Крапива с белыми цветками - это глухая крапива (яснотка), из нее щи не варят.
Работу можно провести иначе. Ученики, составив дома рассказ, должны указать на обратной стороне листа ошибки, которые есть в их рассказе. Учитель проверяет работы и оценивает их. Наиболее удачные рассказы можно использовать при индивидуальной работе, вызывая учеников на первые парты в момент опроса.
Ошибки. Клюква не растет в еловом лесу.Ромашка и медуница не

Слайд 13 

Расскажи мне обо мне.
 
1. Тема « Классификация цветковых растений,).
Учитель показывает безымянный гербарий хорошо известного ученику растения (одуванчик, ландыш, горох, тюльпан ... ). Ученик должен назвать растение и рассказать о нем по плану:
1. К какому семейству относится данное растение;
2. Характерные признаки семейства;
3. Другие представители данного семейства.

Если ученик затрудняется ответить на вопрос, он может попросить помощи у класса, но только один раз. При этом оценка будет снижена на 1 балл.
                Расскажи мне

Слайд 142. Тема «Отделы растений».
Можно эту же игру проводить коллективно. На

первые парты вызывают шесть человек, те, кто сидят на одном ряду, являются членами одной команды. На столе учителя лежат гербарии или рисунки растений, а также ручки и листы бумаги. Первые два ученика из разных команд берут любое из растений и записывают на листе их название. Взяв с собой гербарий или рисунок, каждый садится на свое место на первой парте. Затем идет вторая пара, потом третья пара учеников. Учитель проверяет написанное на листе, и каждое правильное название приносит ученику и его команде 1 балл. Затем каждый из них рассказывает о своем растении по плану, составленному учителем, исходя из тематики игры. Каждый правильный ответ приносит еще 1 балл ученику и его команде. Затем подводится общий итог и каждому выставляется оценка. Если команда набрала 6 баллов, то все члены команды получают оценку «5». Если члены команды допускали ошибки при ответах, то соответственно оценка снижается в первую очередь тому ученику, кто допустил ошибку.
2. Тема «Отделы растений». Можно эту же игру проводить коллективно. На первые парты вызывают шесть человек, те,

Слайд 15 

Кто быстрее.
Эту игру можно проводить в различных интерпретациях по различным темам. В игре участвуют несколько команд по 5-6 человек.
Классификация цветковых растений
Перед командами на стол кладут безымянные гербарии из числа тех, с которыми ученики работали во время лабораторных работ темы. Гербарии у всех команд должны быть одинаковые, но сложенные в стопку в разной последовательности. На столе лежат ручки и небольшие листы бумаги. По сигналу учителя ученики по одному подбегают к столу, берут лежащий сверху гербарий, на листе пишут название растения и кладут его в гербарий. За ним бежит второй игрок, потом третий и т.д. Побеждает та команда, которая выполнила все задания первой, при условии, что не было допущено ошибок.
 

Слайд 16В этой же теме можно такую же игру провести немного иначе.


Класс делится на команды, состоящие из игроков, сидящих на одном ряду. Таким образом команд всего шесть.
Задание командам: определить гербарное растение (если нет гербариев, то можно использовать рисунки, открытки) и написать его полную систематическую характеристику. В гербарий вкладывают лист бумаги и на нем ученики одной команды, передавая его друг другу, выполняют это задание. Например, первый ученик определяет растение и записывает: вид - горох посевной. Второй ученик: род - горох. Третий ученик: семейство - бобовые. Четвертый ученик: класс - двудольные. Пятый ученик: отдел - покрытосеменные. Шестой ученик: царство -- растения.
Количество учеников в команде должно быть одинаковое.
Побеждает та команда, которая первая и без ошибок выполнила задание.
В этой же теме можно такую же игру провести немного иначе.    Класс делится на

Слайд 17

Шифровальщик.
Эту игру можно проводить на уроках, где требуется дать характеристику того или иного растения. Поэтому ее можно проводить при изучении любой темы. Играть может весь класс или вызванные к доске, или ученики на первых партах. На доске выписаны признаки растений в определенном порядке. Каждый пункт характеристики имеет свой порядковый номер. Ученик получает задание и должен на листе или на доске зашифровать признаки растения с помощью цифр.
Например, задание: укажите признаки, по которым растения относят к классу двудольные (однодольные) и семейства этого класса.
На доске:
1. стержневая;
2. сетчатое;
3. злаковые, лилейные;
4.мочковатая;
5.параллельные или дуговое;
6.формула, кратная 4 или 5;
7.розоцветные; бобовые, сложноцветные, пасленовые;
8.одна семядоля в зародыше семени;
9.формула, кратная 3;
10.две семядоли в зародыше семени.
Шифр: 1, 2, 6,7,10 (или 3,4,5,8,9).


Слайд 18

Дешифровальщик.
Задание, обратное предыдущему.
Например, признаки какого из грибов: пеницилл, подосиновик, трутовик - здесь зашифрованы.
Шифр: 1, 4, 7, 9, 10, 11.
Признаки (на доске или на карточке).
1.Грибница гриба состоит из ветвящихся нитей, разделенных на отдельные клетки.
2.Грибница гриба состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид.
3.Плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым.
4.Грибы питаются готовыми органическими веществами.
5.Гриб питается органическими веществами живого растения.
6.Гриб питается органическими веществами, которые высасываются вместе с водой и минеральными солями из почвы, а часть получает из корней растений.
7.Гриб питается органическими веществами, которые всасывает вместе с водой из пищевых проектов или из почвы.
8.Размножается гриб спорами, которые созревают в трубочках шляпки.
9.Размножается гриб спорами, которые созревают на кон­чиках нитей грибницы в мелких кисточках.
10.Клетки гриба не содержат хлорофилла.
11.Грибы специально выращивают, чтобы получить из них ценное лекарство.
Ответ: это пеницилл.


Слайд 19

КАЛАМБУР
Классификация цветковых растений
На доске нарисована схема, отражающая систематическое положение растения определенного вида. Задача - найти ошибку и исправить ее. Ошибка может быть как в последовательности написания таксонов, так и в характеристике растения.
Например:
Царство: растения.
Отдел: покрытосеменные.
Класс: двудольные.
Род: ноготки.
Семейство: сложноцветные.
Вид: ноготки лекарственные.

Ответ : после класса идет семейство, затем род и вид.


Слайд 20

Кто лишний?
Эта игра может проводиться при изучении любой темы.
Из группы предложенных растений необходимо выбрать лишнее (исходя из задания) и объяснить, почему. Могут быть использованы гербарии растений, рисунки, фотографии, открытки или комнатные растения. Ученик получает конверт, в котором лежат рисунки, или скрепленные друг с другом гербарные листы, или просто карточка, на которой написаны названия растений.
1. Тема «Отделы растений»
Задание (рисунки растений): спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум, фукус, ламинария.
Ответ: лишний - сфагнум, так как перечислены водо­росли, а сфагнум - мох.
2. Тема « Классификация цветковых растений».
Задание: определить, какое из гербарных растений лишнее: пырей ползучий, рожь посевная, тимофеевка луговая, осот желтый, мятник однолетний.
Ответ: лишний - осот желтый, так как перечислены растения семейства злаки, а осот желтый относится к семейству сложноцветные.


Слайд 21 Ребусы
Для того чтобы задание такого типа (ребусы) не вызывало затруднений,

я постоянно, начиная с 6-го класса, задаю ребусы как одну из форм домашнего задания. Ученики привыкают с ними работать и с удовольствием составляют их сами. На одном из уроков в 6-м классе я знакомлю учащихся с правилами составления ребуса.

Ребусы  Для того чтобы задание такого типа (ребусы) не вызывало затруднений, я постоянно, начиная

Слайд 221. Название всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном

падеже.
2. Изображенный предмет может иметь не одно, а два или больше названий, например: «глаз» и «око».
3. Если в названии предмета необходимо отбросить в начале или конце слова одну или две буквы, употребляется условный знак - запятая. Если запятая слева вверху от рисунка, то это значит, что нужно от его названия отбросить первую букву, если справа вверху от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д.
4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением «в» .
5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».
6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».
7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под».

1. Название всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. 2. Изображенный предмет может иметь

Слайд 238. Если по какой-либо букве написана другая, «прислонена» к ней, то

читают с прибавлением «по».
9. Если одна буква лежит около другой, «прислонена» к ней, то читают с прибавлением «У».
10. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то наи­менование его нужно читать с конца.
11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что эту букву надо выбросить из полученного слова. Если над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что надо ею заменить зачеркнутую.
12. Если рядом с рисунком стоят цифры 4, 2, 3, 1, то это значит, что в начале читается 4-я буква названия рисунка, потом - 2-я и т.д.
13. В ребусах часто отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами.
14. Значение рисунков или символов записывают одно за другим без промежутков и знаков препинания. Полученный ряд букв разбивают по смыслу на отдельные слова, из кото­рых складывается фраза.

8. Если по какой-либо букве написана другая, «прислонена» к ней, то читают с прибавлением «по». 9. Если

Слайд 24









Цветковые

Слайд 25

Сосна

Слайд 26

Ель

Слайд 27

Лиственница

Слайд 28


Спасибо
за
внимание

Спасибо завнимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть