Презентация, доклад по биологии на тему Химический состав клетки

Химический состав клетки

неживой и
живой природы

Образуются только
в живых организмах

Химический состав клеткиНеорганические веществаОрганические веществаВода и солиБелки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, гормоны, АТФ, витаминыСодержатся в телах неживой

Слайд 5Химический состав клетки
Все клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому

составу. В живых организмах обнаружено 81 химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева.

Для 24 элементов известны функции, которые они выполняют в клетке. Эти элементы называются биогенными (химические элементы,
необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности).
Химический состав клеткиВсе клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому составу. В живых организмах обнаружено 81

Слайд 6По количественному содержанию в живом веществе элементы делятся на три категории:

макроэлементы
(более 0,005% от массы тела человека)
микроэлементы
(не более 0,005% от массы тела человека)
Ультрамикроэлементы
(менее 0,000001% от массы тела человека)

По количественному содержанию в живом веществе элементы делятся на три категории: макроэлементы (более 0,005% от массы тела

Слайд 7Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нем содержится

(в граммах): кальция – 1700, калия – 250, натрия – 70, магния – 42, железа – 5, цинка – З.
Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро- и микроэлементы.
Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нем содержится (в граммах): кальция – 1700, калия

Слайд 8Макроэлементы
(Составляют основную массу живого вещества клетки)

Макроэлементы (Составляют основную массу живого вещества клетки)

Слайд 9МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

Слайд 10УЛЬТРАМИКРОЭЛЕМЕНТЫ

УЛЬТРАМИКРОЭЛЕМЕНТЫ

Слайд 11Самое распространенное в живых организмах неорганическое соединение. Ее содержание колеблется в

широких пределах: в клетках эмали зубов вода составляет по массе около 10%, а в клетках развивающегося зародыша — более 90%.

Химические соединения клетки.
Вода

Самое распространенное в живых организмах неорганическое соединение. Ее содержание колеблется в широких пределах: в клетках эмали зубов

Слайд 12Молекула воды в целом не заряжена, каждый из двух атомов водорода

обладает частично положительным зарядом (обозначаемым δ+), а атом кислорода несет частично отрицательный заряд (2δ-). Молекула воды поляризована и является диполем (имеет два полюса).
Молекула воды в целом не заряжена, каждый из двух атомов водорода обладает частично положительным зарядом (обозначаемым δ+),

Слайд 13Молекула воды состоит из атома О, связанного с двумя атомами Н

полярными ковалентными связями. Характерное расположение электронов в молекуле воды придает ей электрическую асимметрию. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны атомов водорода сильнее, в результате общие пары электронов смещены в молекуле воды в его сторону.

Молекула воды состоит из атома О, связанного с двумя атомами Н полярными ковалентными связями. Характерное расположение электронов

Слайд 14Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными

атомами водорода других молекул. Таким образом, каждая молекула воды стремится связаться водородными связями с четырьмя соседними молекулами воды.
Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул. Таким образом,

Слайд 15Вода является хорошим растворителем. Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные

связи вода легко растворяет ионные соединения (соли, кислоты, основания). Хорошо растворяются в воде и некоторые неионные, но полярные соединения,
т. е. в молекуле которых присутствуют заряженные (полярные) группы, например сахара, простые спирты, аминокислоты.
Вода является хорошим растворителем. Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения

Слайд 16Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называются гидрофобными (от греч.

phobos – страх). К ним относятся жиры, нуклеиновые кислоты, некоторые белки.

К числу важных в физиологическом отношении свойств воды относится ее способность растворять газы (О2, СО2 и др.).

Вещества, хорошо растворимые в воде, называются гидрофильными (от греч. hygros – влажный и philia – дружба, склонность).

Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называются гидрофобными (от греч. phobos – страх). К ним относятся

Слайд 17Вода обладает высокой теплоемкостью, т. е. способностью поглощать тепловую энергию при

минимальном повышении собственной температуры. Большая теплоемкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры.

Вода обладает высокой теплоемкостью, т. е. способностью поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Большая теплоемкость

Слайд 18Вода обладает также высокой теплопроводностью, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему

организму. Следовательно, высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность делают воду идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия клетки и организма.

Многие организмы охлаждаются, испаряя воду (транспирация у растений, потоотделение у животных).

Вода обладает также высокой теплопроводностью, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему организму. Следовательно, высокая удельная теплоемкость и

Слайд 19Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объем и упругость

клеток и тканей. Так, именно гидростатический скелет поддерживает форму у круглых червей, медуз и других организмов.
Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объем и упругость клеток и тканей. Так, именно гидростатический

Слайд 20Плотность воды в твердом состоянии меньше чем в жидком, благодаря этому

лед образуется на поверхности воды. Максимальная плотность воды при +4 С˚.
Плотность воды в твердом состоянии меньше чем в жидком, благодаря этому лед образуется на поверхности воды. Максимальная