Презентация, доклад по биологии на тему Химическая организация живого вещества (10, 11 классы при подготовке к ЕГЭ)

Содержание

I. Белки

Слайд 1Повторение и обобщение темы «Химическая организация живого вещества»
ЛГ МАОУ СОШ №2
Учитель

биологии Феоктистова Т.М.
Повторение и обобщение темы «Химическая организация  живого вещества»ЛГ МАОУ СОШ №2Учитель биологии Феоктистова Т.М.

Слайд 2I. Белки

I. Белки

Слайд 4Белки.
Верны ли следующие суждения о свойствах белков?
А. Разнообразие белков

обусловлено количеством и последовательностью аминокислотных остатков в их молекулах
Б. При разрушении первичной структуры белка он легко ренатурируется

верно только А
2) верно только Б
оба суждения верны
4) оба суждения неверны


Какие химические связи разрушаются при денатурации вторичной
структуры белка?


ковалентные
2) водородные
гидрофобные
4) ионные

Белки. Верны ли следующие суждения о свойствах белков? А. Разнообразие белков обусловлено количеством и последовательностью аминокислотных остатков

Слайд 5Процесс изменения пространственной структуры белка называется

Связи, удерживающие спираль вторичной структуры

молекулы белка, называются


1) репликация
2) инициация
3) денатурация
4) трансляция

1) пептидными
2) S-S связями
3) гидрофобными
4) водородными

Гемоглобин орла отличается от гемоглобина зайца-беляка

1) видом мономеров
2) последовательностью мономеров
3) уровнем организации молекулы
4) функциями


Процесс изменения пространственной структуры белка называется Связи, удерживающие спираль вторичной структуры молекулы белка, называются

Слайд 6Схема строения какой молекулы изображена на рисунке?
1) Вторичная структура белка
2) Вторичная

структура ДНК
3) Третичная структура белка
4) Четвертичная структура ДНК


Ферментативную, транспортную, строительную, защитную функции в клетке выполняют молекулы

1) липидов
2) углеводов
3) ДНК
4) белков


Схема строения какой молекулы изображена на рисунке?1) Вторичная структура белка2) Вторичная структура ДНК3) Третичная структура белка 4)

Слайд 7 ферменты слюны активны в нейтральной или слабощелочной среде, которая характерна

для ротовой полости;
2) в желудке среда кислая, поэтому ферменты слюны неактивны.

С1. Ферменты слюны активны в ротовой полости, но теряют свою активность в желудке. Чем это можно объяснить?

С5. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Большинство ферментов – белки.
Под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.

ферменты слюны активны в нейтральной или слабощелочной среде, которая характерна для ротовой полости;2) в желудке среда

Слайд 8Содержащийся в крови человека фибриноген это-

Фермент фагоцитов
Растворимый углевод эритроцитов
Растворимый белок плазмы
Незаменимая

аминокислота


1) глобулу из одной полипептидной цепи
2) двойную полипептидную спираль
3) несколько соединенных полипептидных цепей
4) последовательность аминокислот в полипептидной цепи

5. Четвертичная структура молекулы гемоглобина представляет собой


Содержащийся в крови человека фибриноген это-Фермент фагоцитовРастворимый углевод эритроцитовРастворимый белок плазмыНезаменимая аминокислота 1) глобулу из одной полипептидной

Слайд 9Ответ:
Молекулы белков различаются числом аминокислотных остатков;
Молекулы белков различаются составом аминокислотных

остатков ;
Последовательность соединения аминокислотных остатков различается у разных белков.

Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связано разнообразие белков.

В8. Белки в организме человека и животных

служат основным строительным материалом
расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
образуются из аминокислот
в печени превращаются в гликоген
откладываются в запас
в качестве ферментов ускоряют химические реакции




Ответ:Молекулы белков различаются числом аминокислотных остатков; Молекулы белков различаются составом аминокислотных остатков ; Последовательность соединения аминокислотных остатков

Слайд 10В3. Выберите признаки, отличающие белки от жиров
Состоят из остатков глюкозы
Легко расщепляются

в организме
Состоят из аминокислот
Откладываются в запас в организме
Определяют признаки организма
Индивидуальны у каждой особи вида




В3. Выберите признаки, отличающие белки от жировСостоят из остатков глюкозыЛегко расщепляются в организмеСостоят из аминокислотОткладываются в запас

Слайд 1137. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот
Участвуют в образовании плазматической

мембраны
Входят в состав хромосом
Участвуют в гуморальной регуляции
Осуществляют транспортную функцию
Выполняют защитную функцию
Переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Строение хромосомы

Осокина
Ковшикова

37. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот Участвуют в образовании плазматической мембраныВходят в состав хромосомУчаствуют в гуморальной

Слайд 121. Фермент – биологический катализатор. Ускоряет химические реакции, происходящие в клетках

живых организмов. Все ферменты являются белками.
В пищеварительном канале происходит переваривание, расщепление крупных молекул сложных органических веществ до более простых. Ферменты ускоряют этот процесс.
2. Гормоны – биологически активные вещества. Участвуют в гуморальной регуляции работы внутренних органов. Многие гормоны являются веществами белковой природы.
Гормоны поступают в кровь и регулируют работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды. В пищеварительный канал гормоны не поступают!
3. Витамины – биологически активные вещества. Функции: витамины влияют на обмен веществ; участвуют в образовании ферментов.
4. Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
1. Фермент – биологический катализатор. Ускоряет химические реакции, происходящие в клетках живых организмов. Все ферменты являются белками.

Слайд 13

Плазматическая мембрана

Плазматическая мембрана

Слайд 1437. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот
Участвуют в образовании плазматической

мембраны
Входят в состав хромосом
Участвуют в гуморальной регуляции
Осуществляют транспортную функцию
Выполняют защитную функцию
Переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме




Два отличия белков от нуклеиновых кислот определяют 40%, а три отличия – только 20% участников. Типичной ошибкой, которую допускают выпускники, является отнесение транспортной функции только к белкам, тогда как тРНК также выполняют эту функцию.

37. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот Участвуют в образовании плазматической мембраныВходят в состав хромосомУчаствуют в гуморальной

Слайд 15II. Углеводы

II. Углеводы

Слайд 16Углеводы.
К полисахаридам клетки относится
1) глюкоза 2) фруктоза

3) крахмал 4) рибоза


В клубнях картофеля запасы крахмала накапливаются в

1) митохондриях
2) лейкопластах
3) хромопластах
4) хлоропластах


В печени избыток глюкозы преобразуется в

1) гликоген
2) гормоны
3) адреналин
4) ферменты


9. Главным резервным полисахаридом грибов в клетке является

1) глюкоза
2) гликоген
3) клетчатка
4) хитин


Углеводы.К полисахаридам клетки относится 1) глюкоза   2) фруктоза   3) крахмал   4)

Слайд 17
С1. При хранении масса клубней картофеля сокращается, а если клубни подморожены,

то они становятся сладкими. В чем причина этих явлений?

Ответ:
При хранении из клубней испаряется вода, что вызывает уменьшение их массы;
При температурах ниже 0°С крахмал клубня картофеля превращается в моно- и дисахариды, которые имеют (в отличие от крахмала) сладкий вкус.

С1. При хранении масса клубней картофеля сокращается, а если клубни подморожены, то они становятся сладкими. В чем

Слайд 183. Клеточная стенка растительной клетки в отличии от клеточной стенки грибов

состоит из полисахарида:


а) целлюлоза; б) крахмал; в) гликоген; г) хитин.

3. Клеточная стенка растительной клетки в отличии от клеточной стенки грибов состоит из полисахарида:а) целлюлоза;	 б) крахмал;

Слайд 19Сравнение строения клеток организмов разных царств

Сравнение строения клеток организмов разных царств

Слайд 20III. Жиры

III. Жиры

Слайд 21В1. Липиды в клетке выполняют функции
Запасающую
Регуляторную
Транспортную
Фементативную
Двигательную
Энергетическую
Липи́ды — обширная группа природных органических

соединений, включающая жиры и жироподобные вещества.

Существуют липиды, которые входят в состав гормонов и участвуют в регуляции обмена веществ в организме.

В1. Липиды в клетке выполняют функцииЗапасающуюРегуляторнуюТранспортнуюФементативнуюДвигательнуюЭнергетическую Липи́ды — обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества.

Слайд 22В1. Липиды в клетке выполняют функции
Запасающую
Регуляторную
Транспортную
Фементативную
Двигательную
Энергетическую



В1. Липиды в клетке выполняют функцииЗапасающуюРегуляторнуюТранспортнуюФементативнуюДвигательнуюЭнергетическую

Слайд 23IV. Нуклеиновые кислоты

IV. Нуклеиновые кислоты

Слайд 24Нуклеиновые кислоты.
Наследственная информация закодирована и хранится в виде
последовательности

1) нуклеотидов

ДНК
2) иРНК
3) аминокислот в молекулах белков
4) мономеров в молекулах углеводов

Первичная, вторичная и третичная структура молекулы
характерна для

1) глюкозы
2) аденина
3) аминокислоты
4) ДНК


Правило комплементарности соблюдается в молекуле

1) белка 2) гликогена 3) целлюлозы 4) ДНК


Нуклеиновые кислоты.Наследственная информация закодирована и хранится в виде последовательности 1) нуклеотидов ДНК 2) иРНК 3) аминокислот в

Слайд 25Понятие «Двойная спираль» относится к молекуле

1) белка
2) полисахарида
3)

и-РНК
4) ДНК


Понятие «Двойная спираль» относится к молекуле 1) белка 2) полисахарида 3) и-РНК 4) ДНК

Слайд 27Из ЕГЭ!
14.

Из ЕГЭ!14.

Слайд 28Углевод
Азотистое
основание
Остаток
ФК
Между ним возникают водородные связи.
Соединение нуклеотидов в нити ДНК

происходит через углевод одного нуклеотида и фосфорную кислоту другого.

Они соединяются простой ковалентной связью.

Азотистые основания одной цепи стыкуются с азотистыми основаниями другой.

Схема строения молекулы ДНК

Углевод

Остаток
ФК

Углевод

Остаток
ФК

Азотистое
основание

Азотистое
основание

Азотистое
основание

Азотистое
основание

Азотистое
основание

Углевод

Углевод

Углевод

Остаток
ФК

Остаток
ФК

Остаток
ФК

Одна цепь ДНК

Вторая цепь ДНК

УглеводАзотистое основаниеОстаток ФКМежду ним возникают водородные связи.Соединение нуклеотидов в нити ДНК происходит через углевод одного нуклеотида и

Слайд 29
Из ЕГЭ!

Из ЕГЭ!

Слайд 30Генетический код
Наследственная информация записана в молекулах НК в виде последовательности нуклеотидов.

Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами.
1 ген = 1 молекула белка
Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической.
Генетический код Наследственная информация записана в молекулах НК в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и

Слайд 3131. Генетический код един для организмов всех царств живой природы, в

чем проявляется его

1) избыточность
2) универсальность
3) однозначность
4) вырожденность


28. У организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, поэтому код наследственности

1) триплетный
2) генетический
3) универсальный
4) однозначный


31. Генетический код един для организмов всех царств живой природы, в чем проявляется его1) избыточность2) универсальность3) однозначность4)

Слайд 32С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых

они сделаны, исправьте их.

Генетический код – это отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка.
Носителем генетической информации кроме ДНК является также иРНК, поэтому генетический код записан на «языке» ДНК и иРНК.
Генетический код универсален, то есть каждый триплет шифрует только одну аминокислоту.
Каждая аминокислота зашифрована более чем одним кодовым триплетом – это избыточность генетического кода.
Имеется три триплета (выделены в таблице генетического кода), которые инициируют синтез белковых молекул на рибосомах.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Генетический код

Слайд 33Свойства генетического кода:

Код триплетен. Каждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью 3

нуклеотидов, т.е. триплетом, который получил название кодон.
Код однозначен. Каждый триплет шифрует только одну аминокислоту.
Между генами имеются знаки препинания. В генетическом коде существуют три специальных триплета (УАА, УАГ, УГА), каждый из которых обозначает прекращение синтеза одной белковой цепи. Такие триплеты находятся в конце каждого гена.
Код универсален. Код един для всех живущих на Земле существ. У бактерий, животных, растений, грибов и человека одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты.

Свойства генетического кода:Код триплетен. Каждая из 20 аминокислот зашифрована последовательностью 3 нуклеотидов, т.е. триплетом, который получил название

Слайд 34С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых

они сделаны, исправьте их.

Генетический код – это отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка.
Носителем генетической информации кроме ДНК является также иРНК, поэтому генетический код записан на «языке» ДНК и иРНК.
Генетический код универсален, то есть каждый триплет шифрует только одну аминокислоту.
Каждая аминокислота зашифрована более чем одним кодовым триплетом – это избыточность генетического кода.
Имеется три триплета (выделены в таблице генетического кода), которые инициируют синтез белковых молекул на рибосомах.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Генетический код

Слайд 35С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых

они сделаны, исправьте их.

Генетический код – это отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного определенного белка.

Генетический код – система записи генетической информации в виде последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

Это определение гена!

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Генетический код

Слайд 36С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых

они сделаны, исправьте их.

Генетический код – система записи генетической информации в виде последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Носителем генетической информации кроме ДНК является также иРНК, поэтому генетический код записан на «языке» ДНК и иРНК.
Генетический код универсален, то есть каждый триплет шифрует только одну аминокислоту.

3. Генетический код универсален, то есть код един для всех живущих на Земле существ.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Генетический код

Слайд 37С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых

они сделаны, исправьте их.

Генетический код – система записи генетической информации в виде последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Носителем генетической информации кроме ДНК является также иРНК, поэтому генетический код записан на «языке» ДНК и иРНК.
Генетический код универсален, то есть код един для всех живущих на Земле существ.
Каждая аминокислота зашифрована более чем одним кодовым триплетом – это избыточность генетического кода.
Имеется три триплета (выделены в таблице генетического кода), которые инициируют синтез белковых молекул на рибосомах.

5. Три триплета являются стоп-кодонами, каждый из которых прекращает синтез одной полипептидной цепи.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Генетический код

Слайд 38Установите соответствие между названием вещества и строением и
функциями его молекулы.


СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ВЕЩЕСТВА
А) состоит из аминокислотных остатков
Б) состоит из нуклеотидов
В) хранит наследственную информацию
Г) способна к самоудвоению
Д) является катализатором
Е) может обладать сократительными функциями

ВЕЩЕСТВО
1) белок
ДНК




Белок

ДНК

ДНК

ДНК

Белок

Белок

Установите соответствие между названием вещества и строением и функциями его молекулы. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ВЕЩЕСТВАА) состоит из

Слайд 39В5. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками.
Б
Органоиды
Строение и функции
А)

Основной строительный материал клетки
Б) Большинство является ферментами
В) несут генетическую информацию
Г) синтезируются в ядре клетки
Д) Синтезируются на рибосомах
Е) Состоят из нуклеотидов

Нуклеиновые кислоты

2. Белки

Б

Н

Н

Б

Н

В5. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками.БОрганоидыСтроение и функцииА) Основной строительный материал клеткиБ) Большинство является

Слайд 40С5. Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий белок миоглобин, если в его

состав входит 155 аминокислот?

Ответ:
Генетический код триплетен, каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидными остатками;
Следовательно, ген, кодирующий миоглобин, содержит 155 х 3 = 465 нуклеотидных остатка.

С5. Сколько нуклеотидов содержит ген, кодирующий белок миоглобин, если в его состав входит 155 аминокислот? Ответ:Генетический код

Слайд 41С5. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет

входить в состав белка, который кодируется этим геном?
С5. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который кодируется

Слайд 4219. Антикодону ААГ на тРНК соответствует триплет на ДНК

ААГ
ТЦУ
ЦЦУ
УУЦ

Правило комплементарности
А

= У
Г є Ц

антикодон
на тРНК

А
А
Г

кодон
на иРНК

У
У
Ц

кодон
на иРНК

У
У
Ц

соответствует

соответствует

триплет
на ДНК

А
А
Г

19. Антикодону ААГ на тРНК соответствует триплет на ДНК ААГТЦУЦЦУУУЦПравило комплементарностиА = У

Слайд 43Решение:
Количество нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК, кодирующей белок, равно:


2) Масса

ДНК:


масса белка:


3)

С5. Определите, во сколько раз молекула белка инсулина легче, чем кодирующий ее структурный ген. Инсулин состоит из 51 аминокислотного остатка. Средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка – 110 а.е.м. Средняя молекулярная масса одного нуклеотида – 345 а.е.м.

Решение:Количество нуклеотидов в двухцепочечной молекуле ДНК, кодирующей белок, равно: 2) Масса ДНК: масса белка:3) С5. Определите, во

Слайд 44
4. Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез инсулина в клетке, -
1)

кодон
2) триплет
3) генетический код
4) ген


4. Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез инсулина в клетке, - 1) кодон2) триплет3) генетический код4) ген

Слайд 4513. В организме человека гормоны
1) ускоряют химические реакции
2) участвуют в образовании

ферментов
3) выполняют защитную функцию
4) регулируют процессы жизнедеятельности


13. В организме человека гормоны1) ускоряют химические реакции2) участвуют в образовании ферментов3) выполняют защитную функцию4) регулируют процессы

Слайд 46АГТ ТАТ ГГА ГТГ
Фрагмент молекулы ДНК (дано по условию з.)
нуклеотидная последовательность

участка иРНК (находим)



УЦА

АУА

ЦЦУ

ЦАЦ

Антикодоны соответствующих молекул т-РНК (находим)

АГУ,

По принципу комплементарности

УАУ,

ГГА,

ГУГ.

Ответ:
последовательность нуклеотидов на и-РНК : -У-Ц-А-А-У-А-Ц-Ц-У-Ц-А-Ц-
антикодоны соответствующих молекул т-РНК: АГУ, УАУ, ГГА, ГУГ.

13. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТТАТГГАГТГ. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК и антикодоны соответствующих молекул т-РНК.

Из ЕГЭ!

АГТ ТАТ ГГА ГТГФрагмент молекулы ДНК (дано по условию з.)нуклеотидная последовательность участка иРНК (находим) ║▼УЦААУАЦЦУЦАЦАнтикодоны соответствующих молекул

Слайд 47С3. Фрагмент рибосомного гена имеет последовательность АТТГЦЦГАТТАЦЦАААГТАЦЦААТ. Какова будет последовательность РНК,

кодируемая этим участком? К какому классу РНК она будет относиться? Какова будет ее функция?
С3. Фрагмент рибосомного гена имеет последовательность АТТГЦЦГАТТАЦЦАААГТАЦЦААТ. Какова будет последовательность РНК, кодируемая этим участком? К какому классу

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть